Я так чувствую, я так хочу
Футбол умрет и умрет окончательно именно тогда, когда на планете земля скончается последний человек, который учился оценивать и понимать эту великую игру душой и сердцем.
Он застал те времена, когда еще любили читать и умели писать о футболе, а главное – думать и понимать. Он вел таблицу чемпионата Советского Союза, аккуратно вписывая туда результаты матчей, педантично собирал в объемистые бухгалтерские папки вырезки из спортивных газет, хранил футбольные программки, билеты на любимую трибуну. У него на антресолях хранятся все номера еженедельника «Футбол». С каждым матчем его связывали особенные воспоминания. И это были истории не о мордобое в фанатском секторе, а события на футбольном поле. Он до сих пор помнит всех игроков по именам и отчествам, он отличает хавбека от вингера и знает, чем должен заниматься инсайд. Нет, не инсайдер, крайне популярный сегодня персонаж, кто выдумывает новости и потом безнаказанно выкладывает их в сеть. Для него это всего лишь немного оттянутый назад игрок линии атаки, расположенный между линией нападения и линией полузащиты.
Он жил предвкушением очередного похода на любимый стадион в Петровском Парке, где собирались такие же любители футбола, люди, с кем можно было обсудить положение команд в турнирной таблице, травмы игроков, поговорить о предыдущих и будущих играх, поделиться своим мнением и послушать чужое, обсудить, поспорить, попить «Жигулевского». Он и сейчас смотрит футбол, только он один остался.
Футбол умрет, но не как великая игра. Умрет его историческое предназначение. Лозунг «Футбол – для болельщиков» уже сегодня воспринимается с легкой иронией. Просто потому, что игра, вроде как, есть, а болельщиков как бы и нет.
От прочтения комментариев в социальных сетях все чаще задаешься вопросом, а стоит ли вообще что-то писать? Для кого эти мужчины бегают по футбольному полю? Остается только за зарплату и в свое удовольствие.
Мне кажется, что первым голубем разногласий в болельщицкой среде стало появление двух непримиримых футбольных философий. И надо же было такому случиться, что их носителями стали, пожалуй, самые популярные и титулованные клубы постсоветского пространства. Искрометный, кружевной, атакующий, романтичный, да как только его не называли, футбол «спартаковский» против иногда прагматичного, силового, физически крепкого футбола Лобановского.
Для думающего болельщика абсолютно очевидно, что дело не каком-то определенном игровом стиле, а в средствах достижения нужного результата через призму тренерского виденья игры, его философии. Футбол – вид спорта, в котором должен быть определен победитель, а значит, победитель прав в выборе и тактики, и стратегии. Вот засело в памяти катание мяча нашей сборной поперек поля, которое меня раздражало, а апологетов голландского, атакующего футбола просто бесило. Игровая аритмия, которую применял Валерий Васильевич, – часть его футбольного мировозрения, в основании которого лежал булыжник интенсивного движения и кирпич тотального прессинга для всех и каждого на всех участках поля. Разумеется, что для поддержания высокого темпа такие паузы были крайне необходимы.
Мы с трепетом ждали начала чемпионата Европы во Франции, стране с великой футбольной историей, прекрасными городами и стадионами, спокойными людьми. Ждали не с надеждой на успех. «Достижения» последних лет нашей сборной не позволяют с оптимизмом взирать на перспективы турнирной борьбы, и, разглядывая сетку чемпионата, мы уже редко обращаем свои взоры дальше группового турнира.
Но сейчас случай особенный. Не потому, что удалось собрать команду звезд и, возможно, даже не команду-звезду. Работа Слуцкого как специалиста внушает некий оптимизм и непонятно откуда взявшуюся веру в команду. Возможно, нас ждет очередное разочарование, но оно будет куда менее неприятным, чем общий фон оценок и суждений. Товарищеские игры с Чехией и Сербией подарили очередную порцию для скепсиса и пищи для пессимистично настроенных обывателей. Характерная оценка игры сборной России: «С такой игрой нам на чемпионате делать нечего». Мрачные прогнозы перед матчем с англичанами превратились в соревнование фантазий максимально возможного поражения.
И вообще, самое любимое развлечение последних десятилетий в отношении нашей сборной – безумно переживать в матчах отборочных турниров, рвать волосы вне зависимости от степени успеха. Не поехали – позор, поехали – а зачем? Так было и в 2007, так происходит и сейчас. Если вспомнить, в каком положении находилась сборная перед приходом Слуцкого, то, наверное, надо сказать большое человеческое «мерси», что мы сейчас едем в Лилль с хорошими шансами на выход из группы. Но это все потом, а пока после первого матча с фаворитами группы англичанами многие продолжают говорить о какой-то там игре, безликости, бесперспективности, даже ущербности.
Главный тренер «Тоттенхэма» Харри Реднапп рассказал об игровых проблемах в матче 1/16 финала Кубка Англии с «Манчестер Юнайтед» (1:2).
«Те, кто не понимают футбол, спрашивают: „Почему вы не атакуете больше?“ Но это не так-то просто. Чтобы оказать давление на соперника, нужно завладеть мячом. Кроме того, много атакуя, ты раскрываешься, и тогда легко пропустить голов пять. Это тонкая грань, особенно когда ты приезжаешь на „Олд Траффорд“.
У нас много травмированных игроков, и во втором тайме я выпустил двух ребят, которых мало видел до этого. Некоторые футболисты выглядели уставшими – не забывайте, что мы играли в дополнительное время с „Бернли“ в среду.
Я пытался добиться результата, но это нелегко. У МЮ тоже несколько игроков не вышли из-за травм, но в то же время у них есть Роналду, Скоулз, Кэррик, Тевес и Бербатов. Легко сказать: „Атакуйте“. Но как это сделать без игроков типа Леннона?» – приводит слова Реднаппа официальный сайт «Тоттенхэма».
Ничего не напоминает? Это говорит специалист, это тренер, который четко оценивает возможности своей команды в данный момент с конкретным соперником и составляет план на игру с единственной целью – добиться положительного результата. Харри проиграл, а сборная России заработала очко в крайне сложном первом матче на чемпионате.
Разве не известны были проблемы нашей сборной, разве мы не понимали, что команда прошла серьезную подготовку, и если тренерский штаб все продумал, то задача – вывести ребят на пик формы на самые важные игры этого скоротечного турнира. Как Вы бы, как тренер, а не как человек с пивом и попкорном у экрана, построили игру с англичанами? Все вперед? Давай игру? Где атака? Украинская сборная действительно произвела неплохое впечатление, но это исключительно эмоциональная сторона вопроса. Попытка поставить детский мат Каспарову со всеми вытекающими из этой авантюры последствиями. Зачем же сравнивать и противопоставлять столь разные игры и, тем более, совершенно несопоставимые результаты.
В одном любимом мной фильме главный герой, пытаясь найти некую жизненную философию, спрашивал, что же в итоге главное? Хитрость или храбрость?
Оказалось, что хорошая смесь того и другого. Именно эта смесь позволила сравнять счет, именно она должна стать определяющей и в дальнейшем.
А пока сидит тот пожилой болельщик один у экрана и не понимает, почему ему постоянно рассказывают о европейском слете околофутбольных хулиганов?
По словам британского спортивного журналиста Саймона Раунтри, англичане провоцировали россиян, выкрикивая оскорбительные кричалки в адрес России, президента Владимира Путина и теннисистки Марии Шараповой. Он отметил, что россияне услышали оскорбительные реплики и побили англичан.
С ним согласен и другой журналист из Англии - Мартин Макинтайр, отметивший, что «реакция российских болельщиков неудивительна. Я видел, как два английских фаната придавили россиянина, сняли штаны перед его лицом, а под конец подтерлись российским флагом».
Я не поддерживаю бесчинства на трибунах, но я против огульной хулы и ярлыков. Я против однобокого восприятия и ненависти на почве тупости и невежества. Я против насилия, как и против политических игрищ на турнире и вне него. Мы же так с нетерпением ждем каждые долгие четыре года. Мне очень хочется, чтобы наша сборная прошла на этом турнире как можно дальше.