Франция - Румыния 2:1
Париж открыл Евро-2016 и лучший месяц в году
Репортаж Владислава Воронина с первого матча чемпионата Европы.
Парижское метро было захвачено румынами. За три с половиной часа до открытия Евро желтые футболки наполнили все переходы между линиями и образовали какую-то бесконечную ярко-лимонную реку, которая буйным потоком стекалась в поезда. В мой вагон румыны влетели с таким напором, что из-за плотности было невозможно достать смартфон и сделать фотографию. Но поверьте: это было нечто.
Слева гремели два барабана: белый – поменьше, черный – просто громадный. Они отбивали традиционные фанатские ритмы, и ор стоял такой, что даже пятеро французов в футболках сборной, засмеявшись, тоже затянули: Ромэээния, Ромэээния. Потом подключили потолок – мужчины в желтом отчаянно молотили ладонями по бежевому покрытию, и в этот момент казалось, что хрупкий металл вот-вот прогнется. Но нет, все ограничилось сотней отпечатков пальцев и рук.
Главное случилось уже на подъезде к Сен-Дени. В одном из пролетов между станциями обезумевшие румыны активно запрыгали, и бедный вагон запружинил прямо на ходу. Машинист, явно не привыкший к таким историям, остановился, постоял секунд 15, и когда гости угомонились, затихли, вдруг со смешком прохрипел в динамики: Allez France!
Конечно, все засмеялись.
Хотя было бы очень глупо и наивно ждать в Париже всепоглощающей радости и повсеместного праздника. Город согнулся под грузом проблем: давят протесты против трудового законодательства, постоянно мешают забастовки железнодорожников и уборщиков мусора, а террористическая угроза так назойлива, что давление от тысяч жандармов, которые круглосуточно патрулируют улицы, лишь возрастает. Добавьте к этому масштабы столицы – и поймете, что Евро может только разбавить общую серость, но никак не зажечь город на всю мощь.
Учитывая условия – сделано и так достаточно. В центре Парижа, на площади Отель-де-Виль, открылась целая граффити-галерея, посвященная Евро-2016. На фоне здания девятнадцатого века стоят небольшие стены, ярко разрисованные портретами легендарных мужчин – от Франца Беккенбауэра и Паоло Мальдини до Криштиану Роналду и Андреса Иньесты.
Чуть изменилась даже Эйфелева башня: посередине второго яруса установлен гигантский бело-оранжевый мяч.
В сотне метров от главного символа Парижа стоит памятник Рождественскому перемирию времен Первой мировой войны: в декабре 1914 года английские и немецкие солдаты вышли из окопов, встретились на нейтральной территории посередине и провели один из самых эмоциональных матчей в истории человечества. В Париже выделили важное рукопожатие.
Около входа в фан-зону стоят мусорки, оформленные в футбольной тематике.
Сама фан-зона окружена охраной. Зайти туда с просто соседних улиц не получится: все проходы и подъезды перекрыты вооруженными жандармами и огромными полицейскими автомобилями.
Чтобы оказаться на Марсовом поле и полежать на траве с видом на Эйфелеву башню, нужно преодолеть два пункта досмотра. Если вы планировали попасть в фан-зону, то знайте: лучше не брать с собой ни еду в большой упаковке, ни бутылки – только футболку любимой сборной, немного денег и хорошее настроение. Потому что отбирают даже крем для рук, а более-менее крупные рюкзаки и флаги с деревянными ручками заставляют оставлять на входе. Вместо камеры хранения – обычное дерево, на ветви которого аккуратно вешают личные вещи.
В дни парижских матчей в фан-зоне у Эйфелевой башни будут организовывать дома сборных – небольшие зоны, где могут собираться все фанаты. Ничего особенного, но вполне бодро: рамочки для групповых фотографий в инстаграме, нанесение флага на щеки, мягкий газон, чтобы погонять мяч, сделать колесо и сальто (как девочка на фото) или просто полежать. Идеально.
Если кто-то не успел разукрасить лицо в цвета национального флага, это всегда можно сделать в метро. Прямо на выходе в районе Сен-Дени дежурят молодые люди с заготовленным гримом: одно движение рукой, и флаг уже растекается по щеке и скулам.
Церемония открытия Евро получилась немного несуразной: резкие фуэте от балерин, канкан от танцовщиц в разноцветных платьях и девушки в костюме алых губ не впечатляли, а на 80-тысячнике и вовсе казались чем-то нелепым. Представление не спас даже Дэвид Гетта, который возник в центре поля со стремительным сет-листом и выглядел как чех Поборски на Евро-1996.
Общее впечатление исправила только эффектная концовка: «Стад де Франс» массово поднял разноцветные плашки, которые образовали национальные флаги всех 24 участников Евро, а перед центральной трибуной развернули баннер с изображением Эйфелевой башни. Смотрелось мощно.
Еще через три минуты случилась Марсельеза, в едином порыве исполненная 65 тысячами французов. Это было настолько мощно, красиво и величественно, что по коже бежали мурашки – и хочется, чтобы такое гордое исполнение гимна на стадионе услышали все.
После такого спортсмены либо уничтожают всех на своем пути, либо зажимаются от давления. Кажется, со сборной Франции случилось второе, потому что иначе объяснить ее вялость на протяжении всего матча трудно.
Соперники заранее знали каждый шаг Франции, мужественно бросались под удары и крайне аккуратно цеплялись за мяч – все это здорово, но надо понимать, что капитан Румынии Кирикеш сидит на лавке в «Наполи», а основной (35-летний) левый защитник Рац в этом году провел только 16 минут за «Райо Вальекано». И вот из этой компании тренер Ангел Йорданеску слепил настолько боевую и достойную команду.
Это не так шокирует, если видеть, как Йорданеску переживает из-за каждой детали. В первый раз он подпрыгнул и начал размахивать руками еще на третьей минуте. Эмоциональные всплески повторялись настолько часто, что когда Румыния держала счет 1:1, тренеру дважды пришлось заправлять белоснежную рубашку в брюки – она просто выпрыгивала из-за резких движений.
Кстати, Йорданеску закончил тренерскую карьеру в 2006 году и вскоре стал политиком – был серьезным сенатором от социал-демократов и почти не повышал голос. Но когда его попросили вернуть Румынии приличный вид (а именно он создал белобрысую команду с ЧМ-1998 и вывел сборную в четвертьфинал ЧМ-1994), Ангел не смог устоять и вернулся в футбол.
Все не зря. Во втором туре румыны захватят очередной французский город с еще большими надеждами.