Самолет — футбол — самолет: сезон «Зенита» в фотографиях
Всем привет!
Вполне вероятно, год назад вы уже видели что-то похожее на то, что посмотрите сейчас. Большую часть футбольного сезона (то есть с июля по май) я занимаюсь тем, что постоянно нахожусь рядом с некой командой и рассказываю обо всем происходящем в клубных медиа.
Как правило, не все из того, что попадает ко мне в телефон, отправляется к вам через Твиттер, Инстаграм, ВКонтакте или сайт. Кое-что всегда остается, поэтому, как и в 2015-м, по итогам года я решил собрать все самые удачные снимки в отдельную историю.
Все слова, буквы, цифры и фото отражают исключительно мою личную позицию, но никак не клуба или кого-то еще. Спасибо за понимание.
Приготовьтесь, история, объединившая 333 дня, 49 перелетов, 53 матча и 2 трофея начинается.
24 июня. Санкт-Петербург, Удельный парк
Новый сезон начинается в паре километров от того места, где закончился предыдущий. От чемпионства на «Петровском» до исходной — три с половиной недели, за которые звезду на эмблему успевают нанести везде, где это кажется уместным.
29 июня. Санкт-Петербург
Пока команда в городе, в программе не только тренировки, но и спонсорские мероприятия. Едем на завод «Ниссан» (там вручают ключи от новых автомобилей), АВБ изучает те районы города, в которых вряд ли был и еще раз окажется.
19 июля. Санкт-Петербург, «Петровский», «Зенит» — «Динамо»
Играем с «Динамо», Томаш (который Губочан) в конце первого тайма валит в штрафной Дзюбу и удаляется. По дороге в раздевалку ломает стену. «Динамо» победить всегда приятно, Томаша, понятно, жаль.
25 июля. Санкт-Петербург, «Пулково»
Первый выезд. Лодыгин приносит с собой шлем виртуальной реальности, который цепляется к айфону. Технология начинает распространяться по салону, поднос с соком тормозится об будущее, натянутое на Файзулина.
26 июля. Екатеринбург, «СКБ-Банк Арена», «Урал» — «Зенит»
Играем на новом стадионе. Новом примерно настолько, что только вечером перед матчем ему дают официальное название. Стадион небольшой, но неплохой, в честь открытия — праздник: оркестр под руководством мужика в костюме Наполеона играет марши. Маршал не очень помогает — спокойно забиваем четыре.
9 августа. Уфа, стадион «Нефтяник»
В Уфе есть два стадиона — старый «Динамо», в центре, и более ли менее новый «Нефтяник» (на окраине). Не знаю, есть ли в регламентах что-нибудь про массажные столы, но места в раздевалке не хватает, поэтому их ставят в коридоре под лестницей. Премьер-лига, брат.
24 августа. Казань
В последний раз были тут в декабре и в -18°, сейчас ситуация получше, хотя играем не на новом стадионе (там теперь бассейн). Побеждаем, на обратном пути Саша Рязанцев приносит в самолет ящик чак-чака. В смысле гастрономии чемпионату России есть, что предложить: в Ростове и Краснодаре — раки и рыба, в Махачкале и Грозном — кутум (тоже рыба), чуду и хингалш (это такие пироги), в Перми — посикунчики (гибрид пирожков и пельменей), в Казани вот чак-чак и конская колбаса.
12 сентября. Химки, «Арена Химки»
АВБ узнает об очередном несовершенстве регламента: на предматчевое интервью, оказывается, можно ходить не только главному тренеру, поэтому почетная обязанность тут же возлагается на Семака. На входе во флэш нас обходит Онопко, приходится подождать.
12 сентября. Химки, «Арена Химки»
Выдираем ничью, беспроигрышная серия со Слуцким продолжается. К концу первого тайма боковым зрением замечаю, что на ряд ниже сидит Олег Меньшиков. Он, оказывается, тоже за ЦСКА и, естественно, драматически расстраивается в конце, когда Смольников сравнивает на 86-й.
15 сентября. Валенсия
Первая Лига чемпионов. К Халку из Португалии приезжает агент, привозит с собой черно-белого бультерьера. То ли на фарт, то ли оставить не с кем было.
21 сентября. Санкт-Петербург
Сразу после очередной неудачной домашней игры (теперь с «Амкаром») наконец-то запускаем «Давай-давай!», большой благотворительный проект: собран миллион рублей, Халк выходит танцевать на Невский. Насколько он был не в восторге от всей этой инициативы в январе, настолько проникся сейчас: зовет парня, которому он помогал, на футбол и в гости, и признается, что это самое необычное, что с ним происходило за пару лет.
23 сентября. Тверь
Еще позавчера ты играл на «Месталье», а сегодня в Твери: 1/16 финала Кубка — это всегда лотерея с призовыми поездками от Владивостока до Калининграда. Лететь в Тверь нет никакого смысла, поэтому команда отправляется на выезд на «Сапсане», а мы приезжаем следующим утром (отель маленький и мест на всех не хватает). Первым встречаю Леху Евсеева с китайской газетой.
23 сентября. Тверь
Стадион древний, зато на территории есть школа, церковь и мост. Сажусь в какую-то кабинку, через минуту прибегает возбужденная женщина и сообщает, что сюда нельзя — «ложа жены губернатора». Побеждаем только в дополнительное время, наш сектор все 120 минут поет Круга про «В нашей Твери нету таких» (тверские в восторге) и комментирует передвижения бокового судьи. На пресс-конференцию приходим в школьный спортзал. Ну, хорошо, все-таки не в церковь.
17 октября. Краснодар
Здесь еще лето, поэтому на разминку выходим прямо на главную улицу города. На десять зрителей-прохожих тут же образуются десять полицейских.
4 ноября. Лион, стадион «Жерлан»
Это за пару секунд до выхода в плей-офф. Побеждаем в четвертый раз подряд, задача выполнена, Дзюба опять признается в микс-зоне, что «все круто, все замечательно».
4 ноября. Лион, аэропорт им. Сента-Экзюпери
На обратном пути устраивается коллективное селфи. Примерно так на данный момент выглядит плей-офф Лиги чемпионов из Валенсии, Лиона и Гента.
28 ноября. Грозный, «Ахмат-Арена»
Чечня — это этнографическое приключение. Здесь все про традиции, здесь говорят на своем языке, здесь отель находится в небоскребе (смотришь издалека — вроде как Дубай, вблизи — нет, все-таки Грозный), а небоскреб — в квадратном километре, обнесенном забором, здесь знаменитый микрофон в ложе, один выдох в который может заставить 20 тысяч человек скакать. В общем, здесь непросто.
4 декабря. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
После ничьей с «Уфой» едем с Лодыгиным для «Давай-давай!» водить экскурсию по Эрмитажу. Холодно, он опаздывает на час, волнуется, удивляется, куда пропало копье у статуи Афины, но в итоге все довольны: и дети развлеклись, и Юра что-то новое узнал.
9 декабря. Гент, стадион «Геламко Арена»
В Генте Нико Ломбертс — что-то вроде самого известного выпускника школы. Его узнают 10 местных из 10, в его честь назван бар на стадионе, он дает 15 интервью еще до игры. Автобус с командой ломает на въезде на стадион шлабгаум, вечная примета срабатывает — проигрываем 1:2, и Дзюба сдержанно заявляет, что «победы не заслуживали, но ничейку можно было и удержать».
12 января. Доха, база «Эспайр»
В Катаре мы уже в третий раз подряд. Главная новость столицы — на месте одного из полей начали строить какой-то дом. Так же, как и в прошлый раз, рядом живет «Бавария», живем снова в отеле-башне, заняться кроме тренировок традиционно нечем. «Бавария» улетает на следующий день транзитом через Саудовскую Аравию — у них там товарищеский матч за какую-то внушительную сумму. А мы остаемся.
14 января. Доха, база «Эспайр»
Как и на любом первом сборе, часть занятий проходит в тренажерном зале. Иногда это полчаса велосипеда и что-нибудь еще, иногда это что-нибудь еще и полчаса велосипеда.
18 января. Доха, база «Эспайр»
Для Халка и всех желающих в раздевалке сооружают ванную со льдом: на улице уже слишком жарко, поэтому только внутри. Халк садится с секундомером и честно отсчитывает полторы-две минуты. Кроме него раньше льдом злоупотреблял Тимощук, теперь приобщается Лодыгин. То, что слева — это прыжковая серия, к ней вынуждены приобщаться все, но не так охотно.
21 января. Доха, аэропорт
История с животными продолжается: в автобус, который везет от терминала до самолета, залетает попугай. Знал, рядом с кем присесть. Дзюба пытается научить его паре выражений. Безуспешно: попугай понимает только по-арабски и ни на что не реагирует.
25 января. Санкт-Петербург
На Петроградке на полгода раньше срока наступают белые ночи: это на «Петровском» включили подогрев газона.
27 января. Альмансил, Португалия
Второй и третий сборы в этому году объединены, то есть улетаем практически на месяц. Поле прямо в лесу, людей поблизости нет (на океане еще не сезон); активно обсуждаем, что в кустах могут засесть разведчики из «Бенфики».
29 января. Альмансил, Португалия
Из развлечений — киккер и пинг-понг. В футбол играют Халк, Данни и компания, в теннис — Гарсия и Гарай. Они вроде бы оба из Испании (у Гарая вся семья в Мадриде), но сдружились только недавно.
1 февраля. Фару, стадион «Алгарве»
Участвуем в «Атлантик Кап» (старший брат «Копа дель Соль»). Организатор, британский мужчина, игравший в 80-е за «Милуолл», после первого же матча говорит: «Вообще не парьтесь, вы победите».
На самом деле у него небольшой стресс — на нашу игру приехало около тысячи болельщиков (в основном из-за Халка, Данни и Нету) и под пятьдесят журналистов, и ни он, ни полиция, ни стадион готовы к такому не были. Стадион кстати тоже интересный — в 2004-м здесь принимали Евро, а сейчас раз в пару месяцев играет сборная Гибралтара. До него отсюда пара часов.
Кубок действительно выигрываем, хотя и не совсем у тех, у кого должны бы: чешский «Яблонец», по факту вышедший в финал, отказывается от него, чтобы не опоздать на самолет, так что побеждаем «Эребру».
11 февраля. Ла-Нусия, Испания
Перелетаем в Испанию, начинается финальная неделя перед матчем. От стадиона до отеля ехать примерно полчаса, поэтому каждый убивает время, как может. Анюков читает в автобусе Сенкевича. Уважение.
14 февраля. Ла-Нусия, Испания
Эти gps-датчики засовывают в специальный жилет и надевают на футболистов, а у поля ставят ноутбук, который сразу же показывает, кто и как работает. Узнать можно не только, кто и сколько пробежал, но и, например, предсказать травму: если кто-то инстинктивно нагружает левую ногу меньше, чем правую, значит, организм понимает, что что-то не так. Тренер Педру, который за ними следит, заявляет, что по диаграммам может узнать любого.
16 февраля. Лиссабон
Через сумасшедшую турбулентность садимся в Португалии. Реально — худший полет за несколько лет. Здесь все достаточно знакомо, живем в том же отеле, что и раньше. Два месяца подготовки заканчиваются уже в дополнительное время: пропускаем необязательный гол, проигрываем и сами себе усложняем ситуацию.
22 февраля. Санкт-Петербург, Удельный парк
Дома зима и холодно, после двух месяцев в тепле к этому нужно привыкнуть. АВБ просит накидать в инстаграм побольше фоток снега, чтобы попугать «Бенфику».
20 марта. Саранск, стадион «Старт»
Календарь решил нам за что-то отомстить: за полтора месяца по два раза играем в Саранске и Перми. В первый раз в Мордовии встречаемся с «Крыльями», то есть не рады этому обстоятельству ни мы, ни они. На стадионе — человек 900, за «гостей» больше, чем за «хозяев», свет для интервью регулируют при помощи пакетика из супермаркета. Премьер-лига, брат.
9 апреля. Пермь
На Урале началась весна. Водитель автобуса заботливо подкладывает деревяшку перед входом, чтобы никто случайно не наступил в Пермь.
20 апреля. Пермь, стадион «Звезда»
Эмоциональная победа в полуфинале кубка по пенальти единогласно посвящается травмированному Данни.
24 апреля. Ростов-на-Дону, аэропорт
По всему ощущается, что в Ростове наконец-то в хорошем смысле обратили внимание на футбол. В доказательство в лобби единственного приличного в Ростове отеля в вечер перед матчем гуляет Дмитрий Дибров и обсуждает с кем-то завтрашние перспективы.
25 апреля. Ростов-на-Дону, аэропорт
Много раз проверено: если ты проигрываешь в гостях, то улететь тебе дают спокойно, то есть никаких дополнительных проверок, никаких «ноутбуки и телефоны на ленту» и так далее. Но не в этот раз: в аэропорту нас охраняет взвод полицейских, и каждый из них не может вернуться домой без фото с Халком.
2 мая. Казань, стадион «Казань Арена»
Волнительный финал Кубка против ЦСКА. Еще на пути в Казань капитан самолета объявляет, что «Ростов» проиграл в Саранске, значит, шансы остаются и в чемпионате. До матча сходимся, что шансы 50 на 50, но на удивление легко побеждаем. Для некоторых, например, для Маурисио, это вообще первый трофей в карьере — есть, чему порадоваться.
2 мая. Казань, аэропорт
Перед вылетом случается недоразумение — трофейный кейс не влезает в сканер на входе в аэропорт, поэтому приходится доказывать полицейскому, что ничего колющего, режущего и взрывоопасного внутри нет, просто Кубок России. На переговоры уходит минут 10, пока не приходит офицер, который в курсе новостей.
7 мая. Махачкала, стадион «Анжи-Арена»
На предматчевом совещании встречаем у стадиона болельщика, который в одиночку отправился на мощнейший выезд и ведет путевой дневник корректором на стекле. Утверждает, что договорился встретиться в Дагестане с Данни. Вынуждены огорчить: Данни уже на пути на операцию в Португалию.
7 мая. Махачкала, аэропорт
Парни после игры специально рванули в аэропорт, чтобы догнать Халка: «От души, братан, йор гейм из гуд!».
11 мая. Саранск, стадион «Старт»
Де-юре главный герой Мордовии — адмирал Ушаков. Ему здесь посвящены собор, жилой комплекс, минеральная вода и много чего еще. Но для всех, кто хотя бы немного про футбол, символ Саранска — это Витек. Он продолжает ходить на матчи и действительно умеет болеть громко, очень громко.
15 мая. Санкт-Петербург, стадион «Петровский»
Последний домашний матч и прощание Славы Малафеева с болельщиками. Игра, как и в большинстве таких случаев, заканчивается не лучшим образом, но когда наступает круг почета, в горле встает солидный ком. Хотя Слава и не играл уже полтора года, как будет без него, представить пока сложно.
21 мая. Химки, стадион «Арена Химки»
Заключительная игра сезона выпадает на Подмосковье. «Динамо» не сильно сопротивляется путешествию в ФНЛ, московские болельщики пытаются устроить большую спасительную драку и пару раз даже выбегают на поле, но сил нет уже ни у кого.
Не самый хороший и не самый плохой сезон заканчивается общим «Оп, давай-давай» (однозначно — главный заряд сезона) и заключительным рейсом из «Шереметьево» в «Пулково» (всего час в воздухе — это уже как в метро прокатиться). До первой фотографии в альбоме «2016/17» остается три с половиной недели.
Автор: Егор Крецан
Отдельное спасибо за перевод АВБ на протяжении 2 лет. Все было очень качественно, досконально. Пост на фейсбуке прочитан.
Удачи в дальнейшей работе в клубе
Фраза о том, что Ростов научился за предыдущие годы проигрывать, но, к сожалению, не научился пока выигрывать. Зенит в Ростове проиграл по делу. В адрес нашей команды - отборная матерщина от болельщиков Ростова.
Радуйтесь своей победе, благодарите свою команду. Наших-то за что так?
Я прочитал об этом и сразу вспомнил Дзагоева.
(Если кто не курсе, Егор Крецан - это тот человек, который 2,5 года переводил АВБ).