«Зенит»-1984. Хроника золотого сезона. 1/2 финала Кубка СССР
Этого матча в Ленинграде ждали, к нему готовились. Чемпионат отошел на второй план сразу после победы над бакинским «Нефтчи», город буквально дышал предстоящим полуфиналом. Ставший уже легендарным незатейливый стишок «Как и сорок лет назад, ждем мы Кубок в Ленинград!» был написан в преддверии именно этой игры – мало кто сомневался в том, что «Зенит» без проблем пройдет команду первой лиги, и потому желающих увидеть первых за сорок лет зенитовцев – участников кубкового финала, было великое множество.
Слово «аншлаг» вновь зазвучало, спустя месяц после матча с киевским «Динамо». На этот раз народ, памятуя свои ошибки перед тем матчем, проявил осмотрительность, озаботившись приобретением билетов заблаговременно. Уже за несколько дней до игры по всему городу в театральных кассах выстраивались небольшие, в пять-шесть человек, очереди страждущих болельщиков. Непосредственно же в день матча купить билет было крайне сложно, у стадионных касс творилось что-то невообразимое. Булгаковское «Собачье сердце» ещё не было экранизировано, но бессмертная фраза «В очередь, сукины дети, в очередь!» в различных вариациях витала в летнем воздухе. Индивидуальных пластиковых кресел на стадионе ещё не было, поэтому зрителей могло поместиться куда больше, чем было официально запротоколировано. Как болельщики «вписывались» на матчи в те годы – разговор отдельный, но на этом матче народ на скамейках определённо теснился. Аншлаг!
Футбольный Ленинград не был избалован большими победами. Даже в Кубке СССР, где удавалось блеснуть многим невеликим клубам, успехи «Зенита» были не слишком впечатляюще. Пресловутый штамп «кубковая команда» к нашей команде, увы, применить было никак нельзя. После победы в незабываемом финале 1944 года, «Зенит» лишь изредка пробивался выше 1/8 финала. Ситуация изменилась с приходом в 1983-м на пост главного тренера П.Ф. Садырина. В те годы розыгрыш Кубка СССР начинался в феврале, поэтому кубковые игры стали первыми для молодого наставника, своего рода «проверкой на профпригодность».
Павел Федорович взял с места в карьер, впервые с 1977 года выведя «Зенит» в полуфинал, где ленинградцы в драматичной схватке уступили по пенальти донецкому «Шахтеру». Горняки стали для нашей команды настоящим злым кубковым гением: в 1983-1986 годах «Зенит» трижды встречался с «Шахтером» в полуфиналах и трижды уступал по пенальти. Кошмар! При этом горняки, видимо, настолько сами выматывались, что из трех своих «отнятых» у ленинградцев финалов Кубка СССР смогли завершить победой только один. Насколько можно судить из общения с некоторыми болельщиками «Шахтёра», «Зенит» после этих трех полуфинальных триллеров народ в Донецке крепко зауважал.
Полуфинал с «Факелом», так сказать, вклинился между ежегодными полуфинальными рандеву с горняками. О команде из Воронежа в Ленинграде не знали практически ничего, за исключением информации, получаемой из газет. Матчи первой лиги по телевидению практически не транслировали, но о том, что воронежцы уверенно шли к победе в этом турнире, народ был в курсе. Многие видели и победный для «Факела» четвертьфинал с московским «Спартаком», который по телевидению, разумеется, показали. Итоговый счет 2:0 иначе как «удивительным», «нелогичным» и т.д. в центральной спортивной прессе тогда не называли. Однако те, кто воочию наблюдал за перипетиями этого матча по телевизору, положа руку на сердце должны признать: счёт действительно был не по игре – воронежцы имели подавляющее преимущество над одним из лидеров высшей лиги и могли забить ещё больше! Для сравнения, за матч футболисты «Факела» нанесли 22 удара по воротам, в то время как москвичи – всего 5. И если бы не вратарь сборной Дасаев, унижение «Спартака» от команды первой лиги было бы куда более весомым. Да и в предыдущих стадиях кубкового турнира воронежцы превзошли «старших братьев», переиграв в 1/16 финала «Пахтакор» и в 1/8 «Жальгирис» с одинаковым счетом 1:0.
Состав «Факела» был вполне приличным даже по меркам высшей лиги. За команду выступали поигравшие, как ранее, так и впоследствии в московских клубах В. Лосев (будущий олимпийский чемпион Сеула), В. Пимушин и А. Минаев. Набирал силу молодой игрок юношеской сборной СССР В. Шмаров, впоследствии один из символов московского «Спартака» конца 1980-х. В целом, исходя из весьма скудной информации, имевшейся перед матчем, «Факел» производил впечатление команды крепкой, но не хватающей с неба звезд. К тому же довольно-таки возрастной – за исключением 19-летнего Шмарова, остальные игроки, в большинстве своём, были возраста весьма зрелого, а некоторые даже «перезрелого». Игрового потенциала «Факелу» хватило для уверенной итоговой победы в первой лиге, а вот из высшего дивизиона воронежцы вылетели в первый же год. Впрочем, это было уже потом...
Ленинградцам интересно было увидеть в игре воронежского защитника Сергея Савченкова, причем не только потому, что он выступал какое-то время за зенитовский дубль и за ленинградское «Динамо». Дело в том, что после завершения карьеры Владимира Голубева в 1981 году, позиция либеро стала в нашей команде одной из наиболее проблемных и, по имеющимся сведениям, Савченкову предлагали вернуться в «Зенит», однако тот предложение отклонил. В 1984 году защитные порядки нашей команды уже не вызывали таких опасений, как раньше, но, всё же были любопытно посмотреть на человека, который мог играть в зенитовской футболке.
В общем, ленинградскими болельщиками «Факел» воспринимался как соперник, заслуживающий уважения, но вполне проходимый. На трибунах высказывались примерно так: «Мастеров спорта за выход в полуфинал получили, и хватит с них». И даже так: «Да не будут они упираться – Кубок им всё равно не светит, так что будут силы для выхода в высшую лигу беречь». Возможно, кто-то держал в памяти результат последнего матча«Зенита» с «Факелом» – в групповом турнире Кубка СССР 1980 года, когда ленинградцы выиграли без особых проблем 3:0 (из участников того матча четырехлетней давности на поле вышли трое воронежцев – О. Осипов, А. Шашкин и В. Мурашкинцев и пятеро ленинградцев – А. Давыдов, А. Степанов, Ю. Желудков, В. Мельников и В. Клементьев). Короче говоря, народ ждал если и не разгрома, то, по крайней мере, уверенной, безоговорочной победы.
Стартовый состав «Зенита» полностью соответствовал тому, что вышел на поле в матче против «Нефтчи» в прошедшем туре чемпионата. Хозяева с первых минут захватили инициативу, а воронежцы полностью сосредоточились на обороне своих ворот и, надо сказать, действовали довольно организованно. Чувствовалась опытная рука В.С. Марьенко – главного тренера «Факела». Несмотря на то, что «Зенит» практически оседлал ворота гостей, моментов, называемых стопроцентными, честно говоря, как-то и не было. Могучая энергетика переполненных трибун никак не могла передаться игрокам. «Зенит» атаковал много, но сумбурно, неубедительно, столь желанной и уже ставшей как-то привычной лихой удали не чувствовалось.
Обычно в таких случаях говорят: кубковый матч. Но этот штамп далеко не всегда применим. В той же 1/8 финала «Зенит» с «Араратом» выдали ярчайшую феерию, которой кубковый статус матча нисколько не помешал. А на поле стадиона имени Кирова подобной феерии не было и близко: «Зенит» нервно нападал, «Факел» грамотно оборонялся, но результата всё не было. Вновь ощущалась нехватка нападающего типа Герасимова, вольготно чувствующего себя при плотной, многолюдной обороне соперника, способного угрём проскользнуть в переполненную народом штрафную и использовать малейший представившийся шанс. Лишь на последней минуте тайма возник по-настоящему опасный момент: Желудков точным пасом вывел на ударную позицию Дмитриева, но в последнюю секунду воронежские защитники всё-таки не дали тому ударить по воротам.
В перерыве народ на трибунах прикидывал, кого можно было бы выпустить на замену. Сходились на том, что менять нужно форвардов, поскольку центр поля и так наш, защита была практически без работы, а вот у Дмитриева с Клементьевым игра явно не клеилась. Кстати, оба не забивали уже больше месяца: первый – с матча с киевлянами, а второй – со встречи в Ростове. Да вот только, кого выпускать было? Герасимов продолжал восстанавливаться после зимней кубковой травмы, Комаров в основе выходил редко... Оставался Чухлов, но его так и не выпустили.
В общем, на второй тайм обе команды вышли в неизменных составах. Чуяли, видно, тренеры, что 90 минутами дело не кончится, и берегли запасных. Впрочем, возможно, Садырин рассчитывал на то, что более возрастные воронежцы быстрее устанут. А те, наоборот, освоившись, в конце матча даже несколько раз организовали быстрые контратаки. Признаться, сердце в эти моменты екало – все понимали, что игра идет до гола. Зенитовцы атаковали ещё более настойчиво: неплохие моменты имели Клементьев, Брошин, Мельников, а удар Дмитриева пришёлся в крестовину. Увы...Когда основное время истекло, мысль о том, что Бог троицу любит, посетила, наверное, многие головы. Ведь до этого дважды, в 1/8 и в 1/4 финала «Зенит» брал верх над соперниками в сериях послематчевых пенальти. С одной стороны, конечно, была уверенность в том, что Бирюков не подведет (в том году пенальтисты соперников уже откровенно побаивались нашего голкипера). С другой – всё-таки, побеждать команду первой лиги полагалось без послематчевой нервотрепки.
Неизвестно, какие слова нашел П.Ф. Садырин для игроков перед дополнительным временем, но буквально сразу после свистка судьи зенитовцы бросились на штурм воронежских ворот просто с каким-то остервенением. И гол был забит практически сразу. После розыгрыша углового, который подал Брошин, мяч на дальней штанге принял Желудков, в одно касание переадресовал его на противоположную сторону штрафной площадки, где он вновь попал к успевшему отбежать от угловой отметки Брошину, и тот из-за пределов штрафной с острого угла с полулёта отчаянно врезал по воротам. Мяч, по пути задев защитника «Факела», влетел в дальний угол. Впрочем, фамилия бедного воронежца Андрея Шашкина, как автора гола, появилась только на следующий день в газетах. На табло загорелась фамилия Валерия Брошина, его же, как автора гола, объявили по стадиону, его же вполне обоснованно считали и героем дня. Этот гол стал юбилейным, 200-м голом «Зенита» в розыгрышах Кубка СССР.
Что творилось на трибунах, не поддается описанию! Наверное, ничего подобного в 1984 году больше не было. И действительно: решающие голы в концовках матчей тбилисскому «Динамо», «Торпедо» и «Днепру», как и чудо-голы «Спартаку» забивались на выезде; голы «Шахтеру» и «Металлисту» были, так сказать, менее энергоёмкими... А тут – безбрежное людское море, измученное полуторачасовым ожиданием... И вот он – гол! – как глоток воды после долгой изнуряющей жажды. Гол, принесший Ленинграду первый за сорок лет кубковый финал! Ну, попробуйте найти что-нибудь сопоставимое?
Игра была сделана, это понимали и смертельно уставшие воронежцы, обречённо отдавшие инициативу зенитовцам. «Зенит» уже царил на поле безраздельно, но увеличить счёт так и не смог. Впрочем, не было в этом и особой необходимости.Расходясь после игры и радуясь победе, многие, тем не менее, покачивали головами: дескать, в финале с минским «Динамо» с такой игрой будет ох как тяжело. Другие возражали, говоря о том, что минчане предпочитают открытый футбол, а значит, с ними будет легче. Все вместе готовились ехать в Москву на финал и радовались тому, что, независимо от результата финального матча, уже этой осенью «Зенит» сыграет в Кубке обладателей кубков. В том, что в финале предстоит встреча именно с минским «Динамо», принимавшим в 1/2 финала на следующий день рассыпающихся на ходу московских одноклубников, не сомневался никто...
Продолжение следует ...
Источник: http://zenit-history.ru/5407-zenit-1984-khronika-zolotogo-sezona-1-2-finala-kubka-sssr
помню этот матч, был на стадионе