Как вернуться в футбол ради больной раком жены и сотворить чудо
Большая история Нила и Шэрон Уорноков.
«Не так важно, что Нил бесполезен на кухне, в уборке, стирке, глажке и миллионе других вещей, потому что видеть его на тренировочном поле, мотивирующим своих парней – это невероятно», – в письме для болельщиков «Ротерхэма» Шэрон Уорнок раскрыла секреты мужа. Когда все закончится, они вместе отправятся в круиз, побывают в Австралии и на сафари. Все – это курсы химиотерапии и долгое, нудное лечение. В прошлом декабре поставили диагноз – рак молочной железы.
Февральским днем Шэрон шутила с медсестрой насчет бытовой беспомощности мужа. Тому как раз позвонил председатель «Ротерхэма», терпящего бедствие (8 поражений в 12 последних матчах, уверенное пребывание в зоне вылета чемпионшипа). Тони Стюарт выходил на Уорнока парой суток ранее, но Нил отказал. В нем вообще мало что выдавало человека, готового в 67 лет вновь взяться за тренерскую работу. Возраст, последние неудачи и болезнь жены – казалось, что почти 35-летняя карьера одного из самых заметных менеджеров английских низов уже завершена.
В первую очередь Нила останавливало осознание ответственности перед любимой женщиной, необходимость заботиться о ней, детях и о домашних делах, пускай он и не так хорош в них. Но чуткая Шэрон прочувствовала ситуацию по-своему. Она поинтересовалась у мужа: «Почему бы тебе не взяться за это? Давай же». Получив такое наставление, Нил Уорнок не смог отвергнуть второе за неделю предложение «Ротерхэма». Он вновь в деле.
Почти за 50 лет в футболе Уорнок изучил все этажи британского футбола. Наименее комфортно Нил чувствовал себя на верхнем – в премьер-лиге, с ее необходимостью носить дурацкий официальный костюм, наглыми игроками-миллионерами и их алчными подельниками-агентами. Чемпионшип и ниже, места, где еще сохранился дух старой школы, где по-прежнему ценится авторитет тренера и его умение выходить на войну каждый уик-энд – о да, это как раз для Нила Уорнока. «Здесь есть кровь и кишки. Это мне по душе», – признался уроженец Шеффилда. Он давно заработал репутацию прямолинейного, несдержанного человека и коуча, который любит, когда все делается просто и честно. Его отчаянно ненавидят фанаты «Уэнсдей», мало кто из коллег может похвастаться хотя бы сносными отношениями с ним. Судьям от Нила достается едва ли не чаще, чем от болельщиков – только говорит об этом Урнок в телекамеру на десятки тысяч зрителей. А как вам характеристика, подаренная Эль-Хаджи Диуфу: «Сначала я хотел сравнить его с канализационной крысой, но потом решил, что это оскорбит крыс»? Команды Уорнока всегда играли в духе брутального менеджера: без лишних хитростей и выкрутасов, дисциплинированно и страстно.
Тем удивительнее ощущения тех, кто сумел заглянуть внутрь и узнал, насколько разносторонний и тонкий персонаж этот невежественный, чтоб его, Нил Уорнок! Например, в молодости он освоил специальность мастера педикюра. А поэзию, кажется, обожал всю жизнь – и сочиненные им для Шэрон и футболистов поэмы тому подтверждение. Портрет дополняет любовь к полевым работам и склонность пускать слезу на особо трогательных моментах фильмов. А еще в Англии на неплохом счету колонка, которую Уорнок вел для The Independent. Такая же искренняя, как он сам.
Перед руководством «Ротерхэма» Уорнок поставил единственное условие: он будет проводить с женой столько времени, сколько понадобится. Директор и председатель спорить, конечно, не стали, подписав краткосрочный контракт до конца сезона. Итак, у вернувшегося в игру Уорнока было 12 недель, 16 матчей, пребывание в подвале и сомнения некоторых футболистов, что удастся выкарабкаться.
В первых трех матчах «мельники» взяли всего очко – и отдалились от спасительной строчки на 6. В следующий раз «Ротерхэм» проиграл в апреле – 11 матчей спустя и сохранив прописку. В невероятную серию без поражений поместились победы над «Мидлсбро» и «Шеффилд Уэнсдэй» на «Хиллсборо». Хотели бы вы в тот день быть Нилом Уорноком? Если вам известно это сладкое чувство, когда вечные соперники повержены и ничего не могут поделать со своей злобой, то ответ очевиден. В итоге финишировали в 10 очках от зоны вылета.
Ли Фреклингтон, капитан, играющий за «Ротерхэм» с четвертого дивизиона, был в восторге: «Командный дух – это лучшее, что я когда-либо видел тут. Раздевалка еще никогда не была так счастлива, как сейчас, даже во время простых тренировок. Уорнок всегда приходит на них с улыбкой и любит слово «удовольствие».
Вне себя от радости были и фанаты. Болельщики оценили, насколько в их маленьком чуде велика роль Шэрон Уорнок, и собрали для нее 1000 фунтов. Она перевела деньги в фонд исследования рака, а чуть позже обратилась c открытым письмом, в котором не только рассекретила проблемы мужа с утюгом, но и от души поблагодарила всех: «Пожалуйста, поймите мой юмор, когда я говорю, что у моего мужа есть лишь талант тренировать и я могу посчитать на пальцах, сколько обедов он приготовил за 26 лет. Я даже подарила ему на Рождество кулинарное пособие для мужчин. И после этого все равно надо было, чтобы кто-то позаботился об ингредиентах и уборке. Так что я послала его к вам посмотреть, что хорошего из этого выйдет. <…> «Ротерхэм» подарил Нилу ребят, которые дали ему все, что он просил. Получилось идеальное сочетание. <…> Пожалуйста, наслаждайтесь летом. Надеюсь, смогу сказать вам «спасибо» в следующем сезоне».
Нил Уорнок 7 раз выводил доверенные ему клубы в высший дивизион. Столько же, сколько и Дейв Бассет с Грэмом Тейлором. Вероятно, он по-прежнему горит желанием установить национальный рекорд. Что ж, если это случится, то не с «Ротерхэмом». После серьезных раздумий Уорнок решил не продлевать соглашение, закрыв эту трехмесячную историю. Объяснился: «Клубу нужен человек на 2-3 года, я же могу посвятить работе всего один».
В Австралии Нилу и Шэрон Уорнок наверняка понравится.
Фото: themillers.co.uk; Gettyimages.ru/Laurence Griffiths (2)