4 мин.

Почему Моуринью и МЮ - отличный союз?

В субботу, 21 мая, Манчестер Юнайтед выиграл Кубок Англии, но эта была не главная новость, касающаяся клуба. Гораздо большего внимания удостоилась информация о возможном увольнении ван Гала и назначении Жозе Моуринью.

Некоторые видят в этом пример всех недостатков современного футбола и медиа, которые о нем пишут. Но также это иллюстрация того, почему назначение Моуринью — логичное решение топ-менеджмента Юнайтед.

Для людей, которые контролируют МЮ — семьи Глейзеров и их ставленников в руководстве Эда Вудворда и Ричарда Арнольда — главная функция клуба заключается в зарабатывании денег. Метод, которым футбольные клубы зарабатывают эти деньги, коренным образом изменился.

До наступления эры Премьер-Лиги доход Юнайтед напрямую зависел от количества фанатов, которые собирались на Олд Траффорд каждую неделю. Денежные поступления находились в прямой зависимости от качества игры команды. Юнайтед стал клубом с самой большой фанатской базой еще в 1950-е — спасибо Малышам Басби. В начале 60-х популярность клуба пошла на спад, чтобы вернуться на прежние позиции чуть позже, когда Мэтт Басби построил новую команду и выиграл лигу и Кубок Чемпионов. Чем лучше МЮ играл, тем больше денег зарабатывал.

В 1990-е новый поток денег хлынул от телевизионных поступлений — сначала от контракта Премьер-Лиги со Sky, а потом и от пула каналов, транслирующих Лиги Чемпионов. Доход от продажи телеправ также был привязан к выступлению команды: чем выше Юнайтед забирался в лиге, тем больше денег получал.

2016 год стал первым в истории МЮ, когда больше 50% дохода клуб генерирует из коммерческих источников: спонсорских поступлений, мерчендайзинга и новой зоны роста - мобильной аудитории и контента.

alt

Это переломный момент. Впервые доход Юнайтед в первую очередь зависит не от показателей и качества игры, а от полезности клуба как рекламной площадки для других компаний. 

Манчестер Юнайтед был клубом, который генерировал большую часть дохода за счет продажи футбольных матчей платежеспособной аудитории. Теперь это лишь вторая часть в структуре доходов. Сегодня главными клиентами Юнайтед является не люди, который платят клубу за качественный футбол, а корпоративные партнеры, которые платят за то, чтобы ассоциироваться с великим брендом. Самым главным активом клуба является не футбол, а аудитория. 

ТВ-шоу

Ричард Арнольд однажды описал клуб как «самое большое ТВ-шоу в мире». Такая аналогия очень точно описывает изменения, которые происходят в Юнайтед. Можно предположить, что главным в этом шоу является футбол, но нет. Здесь все как в сериале: Дейдра выберет Кена или Майка? Найдут ли они тело Тревора под крыльцом? Кто, черт возьми, застрелил Джона Роса? Такие вопросы возникают у зрителей, но продюсеры о них не думают. Продюсеры думают о рейтингах. Они продают не контент, а рейтинги.

Теперь, когда рейтинги стали важнее трофеев, боссов МЮ не интересует, чем заканчивались две последние работы Моуринью. Или подходит ли оборонительный футбол Жозе духу Манчестер Юнайтед? Или делает ли португальца плохим кандидатом тот факт, что он не доверяет молодежи, а клуб всегда гордился своей академией? Теперь это все совсем не важно.

Важен один вопрос: будут ли люди по всему миру наблюдать за тем, как Жозе Моуринью тренирует Манчестер Юнайтед? Конечно же будут. Большинство болельщиков довольны назначением Жозе, а те, кто не любит португальца, все равно будут с интересом наблюдать за этим союзом.

alt

Когда все так срослось, философия и принципы клуба уходят на второй план. Неважно, что команды Моуринью играют на контратаках. Обычно они все равно забивают много голов. «Многие люди сегодня не смотрят полные матчи, а смотрят короткие зрелищные обзоры и нарезки» - говорит Арнольд. Такие типы контента могут создаваться и потребляться очень быстро, а команды Моуринью умеют их генерировать, поэтому часто кажется, что команда играет в правильном ключе. Даже если люди шумно протестуют против такого футбола, это все равно благотворно сказывается на рейтингах.

Развитие молодежи

Целесообразность развития молодежи следует также рассматривать с коммерческой точки зрения. Юнайтед могут, например, не покупать форварда, а положиться на Маркуса Рэшфорда, но в чем смысл? Вместе с Моуринью ближе к клубу станет и ведущий агент Жорже Мендеш. Боссы Юнайтед вряд ли смогут удержаться от того, чтобы не продемонстрировать финансовую мощь клуба. Так бы сделал Арсен Венгер, и все мы знаем, что о нем думает Жозе.

Как Мендеш мог бы объяснить, миллионые траты на игроков является частью контринтуитивной коммерческой динамики современного футбола. Что может быть более волнующим, чем подписание суперзвезды? Дорогие трансферы сами по себе стали частью зрелища, и генерируют шум, клики, шары, лайки, демонстрируя потенциальным спонсорам, что бренд Манчестер Юнайтед заслуживает внимания. Такие траты также держат на плаву агентский бизнес, играющий главную роль в работе завода по производству мечты.

Юнайтед больше не клуб, который был построен Басби и Фергюсоном на основе их жестких принципов: бережливости, эффективности, упорного труда и долгосрочного планирования. Правила игры изменились, и Жозе Моуринью — идеальный тренер для достижения новых целей Манчестер Юнайтед.