Фабрика паса
Чуть больше месяца назад твиттер Гари Линекера, подыскивающего приличное нижнее бельё в связи с чемпионством «Лестера», разразился очередной остроумной шуткой: «Если над Землёй когда-нибудь нависнет угроза астероида, Канте его перехватит». На ум моментально приходит дополнительное наблюдение: если после этого Канте попросят отправить перехваченное в определенную точку Вселенной, будет надёжнее, если он отпасует на Фабрегаса.
Каталонский воспитанник, доведенный до совершенства в многоуровневых лабораториях Арсена Венгера, в этом сезоне оформил 95-ую голевую передачу в АПЛ. Больше только у Лэмпарда и Гиггза. Правда, те уже на личную статистику в премьер-лиге влияния не оказывают, а вот у Сеска есть возможность свои позиции в этом списке упрочить. И сомневаться, что ему это по силам, поводов нет. Проблема испанца не в том, чтобы задавать мячу геометрически идеальные траектории к выгоде собственной команды. Проблема Фабрегаса банальнее, проще и одновременно сложнее: на поле нет футболиста, который бы понимал его так же хорошо, как и он сам. Вроде бы количество голевых передач говорит об обратном. Поэтому придется пояснить.
В прошлом сезоне «Челси» в статусе чемпиона приехал в Вест Бромвич. Ногу с педали газа «синие» уже убрали, поэтому итоговые 0:3 раздражали несильно. И всё было бы буднично и логично, если бы не очередной неординарный трюк в исполнении испанского плеймейкера. Во время остановки игры и командных препирательств, Фабрегас вырезал мяч точно в голову ничего не подозревающему Крису Бранту. Сеск сходу получил красную карточку, но, кажется, именно этот эпизод наиболее точно характеризует его игру: очень техничный и умный игрок, чье поведение иногда идёт вразрез с логикой обстановки.
Так уж устроен Фабрегас, что исполненное им с изяществом и выдумкой периодически заканчивается в пользу безрассудства или явной неудачей. Будучи любимцем Арсена Венгера и сине-гранатовой части Барселоны, всего за пару лет Фабрегас умудрился испортить отношения и там, и там. В «Челси» Сеск нарвался на неприятности, став участником забавной скандальной истории. В сущности, если он и вправду говорил нечто подобное, то, учитывая сложность эмоциональной палитры профессионального футболиста, сказанное стоит делить на десять. За чистую же монету лучше принимать то обстоятельство, что неприятные истории частенько находят Фабрегаса самостоятельно. Находят так же удачно, как и сам Фабрегас находит партнёров по команде, разрезая свободное пространство очередным классным пасом.
В январе прошлого года «синие» принимали дома «Ньюкасл» после памятных 3:5 от «Тоттенхэма» и чудом не пропустили в первом тайме. В атаке решительно ничего не получалось. И Фабрегас придумал быстрый розыгрыш углового, к которому на поле никто, кроме Ивановича, оказался не готов. Даже забивший в итоге Оскар слегка растерялся. Всё то же самое Сеск решил исполнить в весеннем матче с «Вест Хэмом». Только до штрафной «молотков» из «синих» толком добежать никто не успел, половина команды недоуменно развела руками, и «Челси» в секунды получил реактивную контратаку с выстрелом Крессуэла в крестовину. Скорость мышления и траектория фантазии Фабрегаса зачастую не соответствуют преобладающему настроению на поле. У него так много мыслей, что иногда…в общем, тут лучше один раз увидеть, чем построчно воображать…
Примечательно, что глумливого смеха это вовсе не вызывает. Реакция больше похожа на хохот восхищения. Сам эпизод — пошаговое разъяснение, как может быть тяжело думающему футболисту в позиционном футболе команды Моуринью. А заодно ситуация недвусмысленно намекает, насколько невелик зазор между горем от ума и эрудицией, не дающей ногам покоя. В случае с Фабрегасом истина наверняка будет где-то посередине. Приблизительно там, куда он и исполнил свой мягкий перевод. Всё это выглядит откровенно парадоксально, а в друзьях у парадокса, как известно из проверенных временем источников, пустяковая гениальность.
Можно ли назвать Фабрегаса гением паса? Легко. Можно ли, поразмыслив шире, назвать его гением игры в середине поля? Не факт.
В чемпионском сезоне Сеск сделал 18 голевых передач, а в этом году к середине января у него было всего 3 голевых паса. Количество ключевых передач за матч с 2,5 упало до 1,5. С возвращением Хиддинка вернулся в состав и Джон Оби Микел, повлиявший на игру Фабрегаса. В выездной игре с «Пэлас» Сеск сделал 94 точных передачи. Матич с ролью главного волнореза и подносчика снарядов в нынешнем сезоне не справлялся, поэтому опытный нигериец подменил серба. Подменил не без успеха.
Несмотря на то, что Фабрегас регулярно снабжает передачами «атакин фёд» и почти всегда является ключевым мерилом в послематчевой инфографике, от игры своей команды он зависит не меньше, чем сама команда от него. И дело не просто в поддержке со стороны Микела или любого другого узкопрофильного опорника. Есть подозрение, что к Фабрегасу нужен особый подход и для тренерских манипуляций испанец недостаточно адаптивен. В излюбленных Антонио Конте схемах 4–4–2 и 3–5–2 у Сеска могут возникнуть трудности. А трудности, возникшие у Сеска, непременно отразятся и на стадионном табло. Испанец полон противоречий и парадоксов. Быстрым игроком он себя не считает и поэтому привык проводить матчи на чтении игры. В выездной встрече с «Сандерлендом» именно Фабрегас недоработал с Хазри и позволил вторым темпом продолжить атаку «чёрных котов», когда забивал Борини. При этом Сеск умудрился стать лучшим футболистом той встречи по количеству перехватов. Хотя это и не самое страшное, поскольку при Моуринью он и вовсе забыл, как играть в футбол.
Главный же парадокс Сеска в том, что, оставаясь самым продуктивным и пасующим плеймейкером в АПЛ, обоснованные претензии к себе он коллекционирует чуть ли не каждую неделю. Жозе Моуринью от такого положения дел подустал и сравнил ситуацию с условной корзиной, в которой завалялась пара «гнилых яблок». Инсайдеры намекали, что испанец одним из тлетворных фруктов оказаться вполне мог. Сам же Фабрегас даёт понять, что всё это дудки и с Моуринью у них отличные отношения. Истина же в очередной раз, вероятно, увязла где-то в интервале между этими новостными событиями. А Фабрегасу, конечно, стоило проявлять не крепость задним умом, а, исходя из понимания ситуации, сделать всё, чтобы рассуждать об отношениях с Моуринью в прошедшем времени не пришлось. Иначе все заявления в духе «Мы подвели тренера, но у нас с ним хорошие отношения» выглядят лукавством с претензиями на нехилое лицемерие. Хотя, если учитывать, что футбол — проекция самой жизни, то куда же без вранья?
Вот и в случае с Фабрегасом по-прежнему непонятно: правда ли, что его можно считать незаменимым игроком команды из-за очевидных талантов или стоит обратить внимание на неочевидные, поразмыслив над тем, почему «Барселона» предпочла ему Ракитича, Арсен Венгер предпочёл не пользоваться правом приоритетного выкупа, а «Челси» (вынужденно) предпочёл заменить Жозе Моуринью на Гуса Хиддинка. Возможно, Сеск идеальный пример футболиста, который классно пасует перед трудностями. В буквальном смысле этого выражения Фабрегас — гений паса, в общепринятом — пасующий человек. От того, в какое сочетание превратит оба этих компонента Антонио Конте, похоже, будет зависеть карьера испанца на «Стэмфорд Бридж» и, наверно, даже судьба борьбы команды за титулы. Конте уже работал с Пирло, а Фабрегас поиграл рядом с Хави. Придумать нечто уникальное и практичное тренер Скуадра Адзурры способен. Способен ли плеймейкер Красной Фурии из гения паса и игрока со странностями превратиться в уравновешенного футболиста, который не раздражает болельщиков, избегает скандальных ситуаций и контролирует не только ход событий на поле, но и отношения с главным тренером.
Карлес Пуйоль выиграл первый трофей только в 26 лет. Зырянов в этом возрасте ещё и не подозревал, что поможет сборной Хиддинка на Евро и станет ключевым игроком в «Зените». Андреа Пирло в 32 года сказал, что «Милан» пожалеет о своём решении, и с выводами не промахнулся. Фабрегасу всего 29. Он уже сложившийся и титулованный игрок с феноменальной культурой паса и с претензиями на исключительное понимание игры. Но добиваться результата придётся вне зависимости от того, окажется ли рядом Канте со своим коронным перехватом и решит ли поделиться мячом. Быть ходячей фабрикой по производству точных передач в современном футболе, пожалуй, уже недостаточно.
Трудности возникнут у половины состава. Начиная с Азара и заканчивая Кэйхиллом и Зума. Чтобы играть по этим схемам надо продавать 2/3 команды и столько же покупать. Чего, конечно, не произойдет.
Предположу, что будет 4-3-3. Если Фабрегас не сможет выполнять объем работы центрального полузащитника, то займет место опорника перед защитниками. Эта позиция у итальянца краеугольная, как и один из ЦЗ. Оба этих игрока должны обладать отличным длинным пасом, чтобы начинать переход из обороны в атаку. Так что Фабрегасу-то дело у Конте найдется. А вот Микелу, Кэйхиллу, Ивановичу, Оскару далеко не факт.
Время дадут, конечно. Только понятие "дадут время" в Италии и АПЛ разное. Уровень лиг разный.От результатов, как и всегда, многое будет зависеть.