8 мин.

Артета как самый недооцененный капитан в истории «Арсенала»

Вадим Лукомский – о 5 стадиях принятия Микеля Артеты, который стал главным тренером лондонцев. 

Впервые текст был опубликован на Sports.ru 1 июня 2016 года. 

Пытаясь оглянуться на карьеру Артеты в «Арсенале», поймал себя на мысли, что она пугающе похожа на знаменитые 5 стадий принятия неизбежного из психологии с легким преобразованием одной из них.

1-я стадия – отрицание

alt

Сейчас будет постыдное признание – в лето, когда «Арсенал» купил Жервиньо, Пак Чу Юна и Андре Сантоса, я сильнее всего расстроился трансферу Артеты. Наверняка ключевую роль сыграло то, что их я почти не знал, а Микеля даже слишком хорошо знал. Нет-нет-нет, 10 млн фунтов за неосновного травматичного 29-летнего левого полузащитника «Эвертона» – и это во времена, когда трансферный рекорд «Арсенала» находился на отметке 13 млн фунтов, а в центре поля была огромная дыра.

Если бы в этот момент мне сказали, что через 5 лет он уйдет из клуба в статусе капитана, по которому будут скучать, а на определенном этапе будет играть главного опорника в лучшей связке центра полузащиты АПЛ (по крайней мере статистически)... В этот момент тяжело было представить даже то, как он сумеет пролететь мимо списка худших приобретений в истории клуба.

2-я стадия – гнев

Манера испанца, особенно на позднем этапе карьеры, предполагала минимум яркости и максимум эффективности, а новая позиция, опорник, в арсенальской интерпретации зачастую равнялась роли козла отпущения. Вне зависимости, кто там играл, он: 1. тащил команду вниз; 2. не тянул уровня великого Виейра (да-да, неважно, что Виейра никогда не был опорником). 3. занимал место мифического суперфутболиста, чьего имени никто назвать не может, но чей приход обязательно решит все проблемы «Арсенала».

alt

Все это множилось на confirmation bias (желание подтвердить правильность своего мнения). Какое-то время исключительно ругать Артету было модно и даже нелепому мифу о «только лишь поперечных передачах» никто особо не возражал.

Позже в интервью вечно спокойный Микель слегка заводился, вспоминая это время. Несколько раз даже прямо говорил, что люди просто не понимали его роли. «Мне пришлось адаптироваться. Я прилагал максимум усилий. Мне пришлось многим пожертвовать ради команды. Я очень усердно работал, чтобы в новой роли помогать партнерам», – рассказывал он 2013-м.

3-я стадия – торг

Он до сих пор не сломался? И даже ни разу публично не пожаловался на новую роль? Слушайте, а быть может Алекс Сонг, внезапно заигравший в лучший футбол в карьере, не простое совпадение? А ведь Артета еще и на солидное понижение в зарплате согласился, переходя в клуб. Как минимум, он работяга и отличный парень, пускай и не лидер уровня Виейра. А ведь его еще недооценивают. В смысле по-настоящему недооценивают. Недооценивают даже в сравнении с традиционно «недооцененными» игроками:

alt

На самом деле даже претензии к лидерским качествам Микеля вытекали лишь из эффекта более зеленой травы. Со времен Тони Адамса у «Арсенала» не было капитана, более профессионального, полезного и понимающего клубные ценности, чем Артета. Едва ли с ним может соперничать кто-то из пробивавших уход из клуба с повязкой на руке (Анри, Фабрегас, ван Перси) или лишенный повязки в разгар сезона Галлас. Остаются лишь Томас Вермален и Патрик Виейра. Француза как лидера (подчеркиваю – только как лидера, а не в целом) сильно переоценили из-за величия команды, в которой он играл. Например, Йенс Леманн вспоминал: «Патрик был из тех, кто периодически нуждался в пинке под зад, потому что порой он вел себя слишком отстранено и был слишком самоуверенным».

Артете не так посчастливилось: он вел не команду, мастерски освоившую концепцию коллективного лидерства, а команду, которая нуждалась в постоянных напоминаниях о высоких стандартах клуба. Микель был одним из немногих, кто их отлично понимал. «Чтобы играть в этом клубе, нужно быть лучшим на своей позиции. Когда ты перестаешь соответствовать этому статусу, ты больше не заслуживаешь места в составе. Играя за такой клуб, нельзя реализовывать себя на 8 из 10. Всегда нужно быть 10 из 10. Если ты больше не в состоянии играть на таком уровне, ты больше недостаточно хорош для этого клуба», – например, так он объяснил решение завершить карьеру.

4-я стадия – наслаждение/депрессия

alt

Большая часть карьеры Артеты в «Арсенале». Даже на пике он разделял мнения. В зависимости от общей позиции по Микелю его либо наконец начинали хвалить, либо минимум терпеть и уважать.

Я определенно из тех, кто наслаждался им. Игроки вроде Артеты – моя слабость. Не в последнюю очередь потому что благодаря им так легко отделить людей, которые следят за командой только по хайлайтам, от тех, кто внимательно смотрит матчи целиком. «Осваивая роль, я очень много следил за Бускетсом, Алонсо и Карриком», – признавался Артета. Постепенно он превратился в игрока, способного не затеряться в этом ряду.

Самое важное для этой роли качество однажды потрясающе описал Хаби: «Зрелость заключается в понимании того, что необходимо делать в каждый конкретный момент игры. Если игрок недостаточно зрел, то у него, как правило, куча энергии, но он расходует ее на вещи, в которых команда на самом деле не нуждается. Зрелость же – это понимание того, как расходовать энергию. Умение принимать хорошие решения быстро. Полузащитник моего типа обязан принимать множество мелких решений, но никогда не ошибаться. Молодые футболисты часто стремятся показать волшебно себя в одном из решений, даже если это будет означать ошибки в трех других. Умение иногда показывать себя волшебно – важно для атакующих футболистов. На моей позиции важна надежность, постоянство и минимум ошибок. Есть футболисты с задачей «разбалансирования» соперника, моя же задача в «балансировании» нашей команды. Грамотное сочетание двух типов футболистов делает команду очень сильной».

Артета лучших образцов прекрасно справлялся с этой балансирующей ролью. Игравшие чаще всех в связке с ним Сонг и Рэмзи неслучайно вышли на принципиально новый уровень. Пожалуй, неслучайно и то, что без зрелости Артеты за спиной ни тот, ни другой даже приблизиться не могут к лучшей форме. «Добавлять команде баланса между обороной и атакой – очень важная работа. Я больше не могу подключаться вперед настолько часто, как привык, но я готов жертвовать своим вкладом в атаку, если это идет на пользу команде», – рассказывал испанец о связке с Рэмзи. В сезоне-2013/14 «Арсенал» ни разу не проиграл, когда оба играли в центре полузащиты.

5-я стадия – принятие

alt

Несмотря на контрастные пути к стадии принятия, к заключительному сезону Микеля в «Арсенале» все подошли, осознавая примерно одни и те же вещи. Главные из них: Артета – прошлое «Арсенала», но он чертовски много сделал для клуба.

Даже в таком статусе он отметился парой памятных моментов. Например, тотально перевернул ход матча с лучшей командой Англии-2016. До появления Артеты сентябрьская встреча с «Лестером» была открытой перестрелкой, в которой острее выглядели «лисы». После – доминированием одной команды над другой. А за 4 минуты последнего матча за «Арсенал» (против «Астон Виллы») он забил и создал железный момент.

«Я добился того, чего хотел добиться, но с одним небольшим сожалением – не насладился всем этим в той степени, в которой должен был. Я всегда слишком сильно давил на себя в попытках совершенствовать собственную игру, окружающих и даже весь клуб», – недавно признался Микель. Пожалуй, если бы не некоторые обстоятельства (трансфер, ситуация в клубе и вокруг него в эпоху Артеты), сильнее насладиться карьерой Артеты в Лондоне могли бы и болельщики.

Некоторыми плодами его пребывания в команде нам лишь еще предстоит насладиться. «Несмотря на то, что я крайний защитник, а он полузащитник, он всегда находит очень точные слова, чтобы дать мне полезный совет, поэтому мне кажется, что из него получится отличный тренер. Более того, он всегда наставляет молодежь в позитивной манере. По-моему, каждый классный капитан обязан уметь это делать», – делился Эктор Бельерин. Алекс Ивоби рассказывал, что, оказавшись в первой команде, поразился профессионализмом Артеты (а он застал лишь самого позднего Микеля), который «определенно способен вдохновлять».

Как правило, игроки, понимающие клубные ценности не хуже болельщиков, делают команду лучше. Особенно если они также готовы часами изучать футбол, чтобы освоить новую роль, а после неудач не могут думать ни о чем, кроме клуба, вплоть «до долгих разговоров с женой о футболе после каждого поражения». Артета посмеялся над моими ожиданиями и сделал «Арсенал» лучше. Безграничное уважение, к которому он в итоге пришел, всегда было неизбежностью.

Фото: Gettyimages.ru/Alex Livesey, Clive Rose, Julian Finney, Dan Mullan, Julian Finney