Ну и Унаи. «Спартак» проворонил гения?
Московский "Спартак" может гордиться существенным вкладом в мировой футбол: отвергнутый им когда-то с клеймом "бесперспективный" тренер Унаи Эмери настолько задался целью доказать обратное, что в кратчайшие сроки достиг топ-уровня и вот уже три года господствует в Лиге Европы.
После третьего кряду европейского триумфа "Севильи" снова, как в прошлом и в позапрошлом мае, усилился рокот голосов – угрюмых басов и в терцию к ним ехидных теноров – на ту бесконечную тему, что "Спартак" проворонил гения, а мог бы сейчас сам покорять необъятные российские дали и бороздить широкие межнациональные просторы, на радость и на зависть одновременно.
Это самообман, утверждаю прямо. И дело вовсе не в том, что гении в "Спартаке" работали и раньше, но если дали покорялись ему исправно, то просторов он набороздил, честно сказать, не так уж много. И не в том, что директорам, каждому из них, чего-то не хватило: прозорливости, терпения, культуры, чтобы работать на благо клуба, а не только на себя, воспитания, чтобы усмирить нереализованные амбиции. Феномен Эмери к "Спартаку", и не только к "Спартаку", неприменим по другим причинам.
***
Болельщики, рассуждая о кадрах, кандидатурах, назначениях, трансферах, воспринимают мир, людей и жизнь чаще всего эгоистично, с высоты собственного табурета, через рамки интеллектуальных шор. Для них футболисты и тренеры сродни оловянным солдатикам, которых куда поставишь, там и будут добросовестно нести службу, где разбросаешь, там и заночуют, пока снова не понадобятся. И кажется им, что из любви к футболу да за такие деньжищи, любой из этих солдатиков отправится хоть на край земли и выполнит там, не пикнув, не кряхтя, все поставленные задачи.
Да только все они – живые организмы, и каждому нужны свои среда обитания и культурный уровень, в чужих они зачахнут. Футболистам в этом плане попроще, они молоды, не отягчены большой семьей, у них есть мания познания, им бывает любопытно принять вызов судьбы, испытать себя, окунуться в неизвестность, добиться славы и почета, да и просто выбраться из глуши – вот и едут бразильцы или африканцы черт-те куда, лишь бы в люди выйти. Тренеры же гораздо старше, и отнюдь не всем им в этом возрасте присуща тяга к радикальной перемене мест.
Встречаются, разумеется, "граждане мира", готовые рвануть хоть в Корею, хоть в Россию, а неровен час, и в Сальвадор, и везде им будет комфортно, везде они себя найдут и состоятся. Но подавляющее тренерское большинство, если уж выпала доля переезжать, выбирает знакомые или похожие ареалы: европейцы – Старый Свет, латиносы – южную Европу, россияне – Казахстан с Прибалтикой (их, правда, никуда дальше не зовут, но это уже другая история). Иначе чрезмерно велик риск, что очень скоро внутренний мир тренера войдет в клинч с внешним, непривычным, а порой и неприемлемым, и ничего путного у него не получится.
***
Это и случилось с Эмери, только сам испанец по незрелости натуры воображал, будто перед ним вся планета расстелена, а футбол убирает любые барьеры, и когда обнаружил противоположное, вполне естественно, забуксовал. Ему-то по наивности европеоидной тешилось, что футболисты всюду заняты любимым делом, и подход к ним нужен традиционный, как в Валенсии, Сан-Себастьяне или Ферроле. И в общем-то он был прав, футболисты в "Спартаке" действительно заняты любимым делом, только футбол к этому делу лишь приложение, средство, способ получить для этого дела деньжат. А он к ним с тактикой, да с упражнениями, да с дисциплиной, да чтобы выигрывали. Ну и, как говорится, влип очкарик.
Боссы "Спартака" тоже пали жертвой оловянного заблуждения. С оценкой потенциала Унаи они ни на грамм не ошиблись. Только для того чтобы зерна Эмери проросли в российской почве, требовалось создать для него в миниатюре ту самую среду обитания, окружить его испанским бытом и испанским же подходом. Но как Хрущев шестьдесят лет назад принялся повсюду сеять кукурузу без удобрений, так и "Спартак", лелея розу, пожалел навозу. И смотрит сейчас с тоской, как другие собирают букеты этих роз.
***
Другой вопрос, что няньчиться с тренерами не принято нигде. Взрослые люди, наемные работники, сами знали, куда ныряют, сами пусть и выплывают. Отродясь так. Потому и не стремятся тренеры, за исключением редких авантюристов, искать приключений на неведомых дорожках. Эмери попробовал – и тоже, скорей всего, больше не вздумает.
Ему и дома неплохо. Там у него все в ажуре. Его команду за то, что она из года в год занимает пятые-шестые места, никто не прессует, не кричит в лицо и спину об утраченных традициях и утерянных позициях. После поражений "Севильи" не поднимается вой на всю неделю, что с таким тренером ей не по пути, а игроки никуда не годятся и зажрались. Эмери не теребят пустыми претензиями, не лезут с глупыми советами, не посылают "приветы" на выходах из вип-лож, доверяют и не мешают ладить команду и ее игру так, как он считает нужным. А взамен он дает результат и дарит удовольствие. Эх, хорошо у них там, в Севилье.
"Спартаку" же Унаи наверняка благодарен. За то, что помог лучше узнать жизнь, разобраться в том, как все устроено, еще сильнее полюбить футбол и заразить этой безграничной любовью игроков, как бывалых, так и новеньких. Без нее три раза подряд одну и ту же вершину не покорить.