13 мин.

Крадущийся мельник. Как Ротерхэм влюбляет в себя людей

alt

Болельщики нередко ассоциируют футбольные клубы с животными. Из клубов второго дивизиона легко составить зоопарк. В Чемпионшипе играют «совы», «тигры», «бараны», «чайки» и «волки», но царь зверей всё же не лев, а человек. Быть может, поэтому наши симпатии на стороне людей.

Что интересного в битве за выживание? Ничто так не стимулирует, как желание выжить.

Как появился Ротерхэм?

В начале двадцатого века в Ротерхэме играли две команды — ФК Торнхилл и Ротерхэм Таун. Торнхилл осел в одиннадцатом дивизионе, а Таун состоял в Футбольной Лиге. Со временем власти города ради экономии объединили два клуба в один. Новую команду назвали Ротерхэм Юнайтед.

Стадион Ротерхэма построен на месте, где годами работала мельница. Дабы отдать дань уважения рабочим, клуб утвердил прозвище «мельники».

И как у «мельников» дела с финансами?

До появления сталетейных заводов и железных дорог мельницы стальным стержнем держали экономику города. А вот футбольный клуб не приносил практической пользы, поэтому его финансировали по остаточному принципу.

Во второй половине нулевых экономика Ротерхэма переживала спад и многие болельщики ожидали банкротства клуба. Три сезона подряд с команды снимали очки: клуб то оказывался в администрации, то не успевал выйти из неё к положенному сроку. Похожую ситуацию в этом сезоне пережил Болтон.

Как тогда Ротерхэм выбрался из ямы?

С 1987-го года клубом владел второй по богатству бизнесмен Ротерхэма Кен Бут. В 2007-м его бизнес пострадал от кризиса. Бут продал клуб, но сохранил за собой право собственности на стадион Миллмур и сдавал его клубу в аренду.

Бут был уверен, что Ротерхэм согласится на его условия из-за безвыходного положения. Идея строительства собственного стадиона витала в воздухе, но воплотить её было невозможно из-за отсутствия нового хозяина.

alt

В 2008-м году альтернатива появилась. Клуб выкупил нынешний владелец Тони Стюарт. Бизнес Тони по производству энергосберегающих ламп не был таким крупным, как у Бута, зато меньше пострадал от кризиса. По инициативе Тони, который с детства поддерживал Шеффилд Уэнсдей (главного соперника Ротерхэма), клуб переехал в Шеффилд и до 2012-го года играл на арене Дон Уоллей Стэдиум. На матчи собиралось около трёх тысяч человек.

alt

Ситуация в Ротерхэме тем временем улучшалась. Благодаря частным инвестициям, экономика Ротерхэма и Шеффилда росла быстрыми темпами, а известный на весь мир повар и телеведущий Джейми Оливер заявил, что желает сделать Ротерхэм кулинарной столицей Великобритании. «Мельники» решили вернуться на родной стадион. 

На стадион, принадлежащий Буту?

Нет. В 2010-м году городская управа дала зеленый свет на возведение 12-тысячного стадиона. Новую арену построили за два года и двадцать миллионов фунтов. Строительство новой арены радостно встретили жители — из-за неё в городе появилось пятьсот рабочих мест.

И как назвали стадион?

alt

Нью-Йорк Стэдиум. Район, в котором он находится, имеет то же название, что и один из крупнейших мегаполисов мира. Тони Стюарт в открытую заявил, что название стадиона привлечет инвесторов из Большого Яблока. Ради инвестиций клуб сделал гимном команды известную песню Фрэнка Синатры.

 

«Получение разрешения на строительство — главный шаг на пути к реализации цели по возвращению клуба в Ротерхэм. Мы намерены сделать Ротерхэм Юнайтед не просто клубом, которым местные жители смогут гордиться, но и частью которого они смогут быть» — сказал Тони Стюарт.

А много людей болеет за клуб?

Стоит признать, что диаспора болельщиков Ротерхэма скудна. На домашние матчи команды регулярно ходит примерно девять тысяч болельщиков. Местные жители говорят, что они лучше проведут вечер субботы на футболе, нежели дома за просмотром кулинарных передач. Из года в год армия болельщиков клуба пополняется новыми зарубежными любителями футбола. Людям нравится рискованный и экстравагантный стиль игры «мельников».

alt

Забавный момент произошел в апреле 2013-го года. Ротерхэм в последнем туре принимал Олдершот Таун и вёл в счете к 90-й минуте. Болельщики фанатских секторов стояли у кромки, готовясь выбежать на поле и отпраздновать победу. В последней атаке игрок Ротерхэма Ли Фреклингтон забил гол и довёл счет до 2:0. В этот момент болельщики побежали на поле праздновать выход команды в Лигу 1. Судья же отправил фанатов обратно, указал на центр поля и потребовал продолжить матч. Мяч развели с центра и только тогда прозвучал финальный свисток.

Есть ли среди болельщиков знаменитые люди?

Да. После одной из побед Ротрехэма в Чемпионшипе СМИ растиражировали цитату:

«Вопреки сложившемуся мнению, настоящий Юнайтед, который я поддерживаю, победил сегодня вечером. Невероятно счастлив. Вперёд, мельники!» — высказался известный в прошлом судья Ховард Уэбб. Ховард болеет за клуб из родного города с раннего детства. Уэбб является почетным болельщиком, воочию наблюдал за строительством «Нью-Йорка» вместе с президентом клуба, посещает праздничные ужины команды и некоторые матчи.

Барабанщик рок-группы Bring Me The Horizon Мэтт Николлс на протяжении всей жизни болеет за «мельников». «Трусы гладиатора — есть. Отец с усами — есть. Пацан, забивший гол с пенальти от перекладины — есть. Мой старик, пыльный мельник и я после победного пенальти.» — вспоминает Мэтт.

alt

 

У них там что, ламповая атмосфера?

Фанаты Ротерхэма любят поесть пирожков компании Pukka Pies. Эта семейная компания печет пироги уже более шестидесяти лет и продает продукцию на стадионах Англии. На Нью-Йорке изделия компании стали обязательными при посещении матчей.

Однажды администрация стадиона провела опрос — выяснилось, что 64% зрителей при проходе на стадион покупают и наслаждаются этими пирогами. На стадионе построена целая трибуна компании, покупая билет на которую, вы получаете скидку на пироги в день матча.

alt

Про болельщиков поговорили. А как дела с известными игроками?

Из-за экономической составляющей, Ротерхэм никогда не покупал мировых звезд. Команда создавалась из игроков низших лиг или свободных агентов.

Из более-менее известных игроков назовем Леона Беста, который играл два года в Ньюкасле, а в этом году помог Ротерхэму спастись от вылета. Адам Ле Фондр, известный любителям Чемпионшипа, выступал за «мельников» в сезонах 2009-2011 и в 90 матчах забил 54 гола, являясь одним из лучших бомбардиров команды за всю историю.

В топ-3 игроков Ротерхэма за всю историю клуба входят Алекс Ревелл, Бен Прингл и Кари Арнасон. Забавно, они все играли в двадцать первом веке. Нападающий Ревелл провел за команду 168 матчей и забил 34 гола. На его счету очень красивый гол на Уэмбли: 

Бен Прингл — атакующий полузащитник, получивший в Ротерхэме прозвище «рыжий Иньеста» за цвет волос и схожий стиль игры. Четыре сезона отыграл за мельников, отдал 34 голевых передачи и забил 22 гола. В последнем матче за команду фанаты окружили Прингла и долго подбрасывали его в воздух.

alt

Надёжный защитник Кари Арнасон прошлом году перешел в шведский Мальме и сыграл в Лиге Чемпионов.

Ротерхэм выгодно продаёт талантливых игроков, но покупает ли новых?

Самым дорогим приобретением команды оказался Джордан Бауэри, купленный за триста тысяч фунтов. По иронии судьбы, трансфер оказался провальным. Джордан сыграл 44 матча, в которых только десять раз вышел в стартовом составе, и забил шесть голов.

Может, клубу и вовсе не нужны дорогостоящие игроки…

Как это не нужны? А за счёт чего Ротерхэм ползёт вверх?

Например, за счёт Стива Эванса. Стив — один из экстравагантных тренеров лиги, позволяет себе резкие высказывания по отношению к судьям, тренерам, игрокам и фанатам. Он даже получил условный срок за двойные контракты с футболистами.

alt

За три года Стиву удалось невероятное — он вывел команду из Лиги 2 в Чемпионшип. В Лиге 2 команда заняла второе место, а вот в Лиге 1 Ротерхэм по окончании сезона оказался в зоне плей-офф и дошел до финала.

Финал стартовал неудачно — к перерыву команда горела 0:2, но после пятнадцатиминутного отдыха ситуация перевернулась с ног на голову. Во втором тайме зрители увидели дубль Алекса Ревелла и пятидесятиметровый забег в стиле Юргена Клоппа в исполнении полного Эванса:

Команда победила в серии пенальти и во второй раз в своей истории выбралась в Чемпионшип. По ходу нового сезона команду сильно лихорадило. Победы сменялись поражениями, однако фанаты до последнего верили в Стива. Стив спас команду от вылета и отпраздновал победу крайне любопытно — пришёл на последнюю игру сезона в самбреро и шортах.

alt

А как «мельники» выступили в этом сезоне?

Неоднозначно, в основном из-за селекции. Из десяти новых игроков клуб заплатил только за Джо Ньюэлла. Цена трансфера — скромные 145 тысяч фунтов. К концу осени стало ясно, что у команды отвратительная оборона и невразумительные результаты. Центральные защитники Дэнни Коллинс и Грег Халфорд отправились в резерв и в аренду, а Стива Эванса неожиданно уволили. Говорят, владельцу не понравилось, что команда второй сезон барахтается в зоне вылета…

И что-то изменилось?

На замену Стиву в команду пришел уравновешенный и спокойный Нил Редферн из Лидса. Забавно, что буйный Стив пеебрался на освободившееся местечко в Лидсе.

Редферн подписал контракт на три года, но проработал всего четыре месяца. Самое короткое пребывание на тренерском мостике в истории Ротерхэма.

Редферна сменил опытный Нил Уорнок. Человек, которого считают сумасшедшим за экспрессию и злость. 

alt

Однако, Нил мастерски спасает команды от вылета. Команда выдала серию из одиннадцати матчей без поражений и гарантировала себе место в следующем сезоне Чемпионшипа. Болельщики прозвали Уорнока Мессией.

«Меня называют Мессией? Ничего не могу сказать, сегодня вечером пройдусь по поверхности своего пруда и лягу спать» — отреагировал Уорнок. Бытует мнение, что Ротерхэм могут тренировать только сумасшедшие менеджеры. Спокойным и рассудительным тут не место.

alt

Посмотрим, так ли это — в мае руководство клуба рассталось с Уорноком…

Ротерхэм зрелищно играл в прошедшем сезоне?

Команда провела сорок пять матчей с учетом кубковых состязаний и лишь пять (!) раз не забила гол. Уорнок не раз заявлял, что фанаты обязаны гордиться этим фактом.

Наблюдательные любители чемпионшипа заметили, что игра Ротерхэма схожа с игрой Лестер Сити. Команда играет на контратаках, владеет мячом только 45% времени, отсиживается в обороне и ждет своего шанса. В тот же время команда наносит в среднем тринадцать ударов за матч.

И какие планы на будущее?

Исполнительный директор Ротерхэма Пол Даглас говорит, что финиш в Топ-10 Чемпионшипа станет аналогом еще одного промоушена. Пока болельщиков всё устраивает — команда играет в подэлитном дивизионе на собственном стадионе и радует зрелищной игрой.

Невольно вспоминаются строчки песни группы Arctic Monkeys:

«I'd love to tell you all my problem. You're not from New York City, you're from Rotherham»