Армия болельщиков. Почему солдаты на трибунах - это инвестиции в будущее
Сектора стадионов, заполненных – не важно полностью или частично – людьми в военной форме обычно воспринимается, как наследие совка. Или как некое дно, которого достиг клуб в работе с болельщиками, на котором только и остается заполнять трибуны по разнарядке. Во всяком случае, именно так некоторые поклонники хабаровских армейцев воспринимают нынешнее положение дел на местном стадионе имени Ленина.
Или же некое дно, с которого клубу – молодому, например – только предстоит подняться. Вспомните, сколько ухмылок и вытянутых пальцев (указательных) было в сторону «Краснодара», когда за Быков топили курсанты. При этом президент клуба Сергей Галицкий в интервью СЭксу признавал, что люди в форме помогают на первых порах работы с торсидой.
И, кстати, военные на трибунах принесли в итоге «Краснодару» неплохой профит, когда после матча с «Эвертоном» об этой особенности кубанского стадиона написали британские СМИ.
- Вот! – скажете вы сейчас. - То «Краснодар»! Он в Лиге Европы играет! А скромному клубу какой выхлоп с солдат? Только заполнение пустот на трибунах!
- А такой же, - отвечу я. – Как у условной «Барселоны» при поездке в Юго-Восточную азию.
Сейчас вы сочтете меня идиотом, а я перейду к самой сути этого поста. А суть – в расширении географии поклонников клуба.
Для чего европейские гранды потянулись в Азию? Бабла срубить? В общем-то да. Если по-чесноку. Только не здесь и сейчас (вернее не только здесь и сейчас), а в перспективе. Суть – они едут туда за лояльностью местного населения, которая позволит расширить географию болельщиков. Причем, что важно – болельщики эти почти наверняка будут не из города, и даже не из страны базирования клуба.
- Так то - гранды! – скажете вы.
Ладно, извините за витиеватые примеры. Разложу все по полочкам.
Вот пример из того же Хабаровска. Вид со стороны солдат:
А теперь ответьте на вопрос: Если бы этим парням предложили вместо футбола остаться в казарме они согласились бы? Сильно сомневаюсь.
Развиваю мысль.
Рискну предположить, что, несмотря на жуть какую интересную службу (после изменений в российской армии), футбольный матч для них – настоящая психологическая разрядка, натуральный отдых. А значит, стадион для них будет одним из самых позитивных воспоминаний из того года, что они отдавали долг Родине.
Что получили? Правильно. Лояльного болельщика. Причем с большой долей вероятности этот болельщик окажется иногородним. И с немалой долей вероятности он после дембеля вернется на малую Родину и долгое время будет вспоминать, как они с сослуживцами драли глотки на стадионе.
Сколько лояльных болельщиков можно получать таким образом – тут уже для каждого клуба индивидуально. Но важно помнить: чтобы действительно получить с этого профит, необходимо сделать три вещи.
Первая. Ответный шаг
Клубу, который использует поддержку солдат-срочников, неплохо наносить ответные визиты в военные части. Как минимум с торжественной установкой в «красном уголке» расписания игр и таблицы-шахматки. А на дембель каждому подарить вымпел со значком. Как максимум… Ну не знаю, взять к примеру, и провести в части часть сборов. Того этапа, на котором закладывается физика, а работы с мячом – минимум. Вообще неплохую промо-акцию можно устроить. Ересь? А у вас, наверное, на двадцатитысячнике аншлаги весь сезон?
Вторая. Возможность болеть за клуб на расстоянии
Тут вообще, конечно, тема для целой серии постов. Но если коротко… Часть работы – по нынешним временам – стандартная. Сайт, трансляции (даже видео сейчас худо-бедно освоили почти все).
Третья. Монетизировать лояльность иногородних болельщиков
Они ведь иногородние, а потому оказывать поддержку на стадионе если и смогут, то не так часто. А вот зарабатывать на них (не я такой, жизнь такая) можно и нужно. Как? Вот здесь тоже уже все индивидуально. И требует отдельной серии заметок. Для начала – клубный магазин.
Как знать, может через много-много лет кто-нибудь приедет по делам в город, где когда-то служил его отец. И вспомнит, как старик рассказывал ему про походы на стадион. Найдет клубный магазин, да и купит отцу коллекционную футболку – в подарок.
А может быть, через несколько лет ваш клуб будет владельцем сети спорт-баров. И те, кто когда-то во время службы отвлекался от её тягот на стадионе, станет постоянным клиентом одного из этих баров.
И еще не стоит забывать, что какая-то часть солдат-срочников продолжит службу по контракту. А профессиональные военные, кто бы что не говорил, на ближайшие годы будут одной из самых платежеспособных категорий.
P.S. – Так все-таки, че ты сюда грандов приплетал? Зачем провинциальному клубу иногородние болельщики, когда он и местных-то собрать не может?
- Затем, что клуб, который хочет быть популярным и извлекать из этого дивиденды, будет работать, как говорил Сергей Галицкий, по всем направлениям.
P.P.S. По заявкам читателей. Отдельно о ситуации, когда число солдат на трибунах больше, чем гражданских болельщиках. Естественно, это не есть гуд. Естественно, это доказательство провала клубной политики в отношениях с болельщиками. Но в этой ситуации не стоит сворачивать сотрудничество с армией, а развивать работу с другими целевыми группами. Как? Ну, технология работы со студентами – в чем-то схожа с привлечением солдат. И польза примерно такая же. Но есть свои нюансы. Но, это тема для отдельных постов.
И вот теперь главный вопрос: нужны ли вам эти новые посты? :)