8 мин.

С каким стадионом прощается «Вест Хэм»

Никита Киселев – о 112-летней истории «Болейн Граунд» и его значении для Восточного Лондона.

alt

Домашние матчи «Вест Хэма» с «Миллуолом» – это навсегда нечто особенное. Событийный ассортимент широк: взаимная ненависть, красные карточки, драки футболистов и фанатов, поножовщина, парочка неплохих фильмов. В общем, есть немало оснований задуматься, стоит ли брать туда своего ребенка. Хотя порой полиция делает все возможное, чтобы в больницах, тюрьмах, а то и моргах Восточного Лондона не добавилось новых клиентов – и тогда получаются довольно стерильные вещи.

Есть одна встреча «Вест Хэма» с «Миллоулом», которая в глобальном плане стоит значительно выше десятка пропитанных насилием свиданий. 1 сентября 1904-го «хаммерс» разнесли вечного соперника 3:0. The Daily Mirror писала, что тогда днем нещадно хлестал ливень, а затем распогодилось. Все сошлось, первый вечер «Вест Хэма» и 10 тысяч болельщиков на «Болейн Граунд» вышел идеальным. Спустя 112 лет «молотобойцы» игрой с «Манчестер Юнайтед» – последним матчем на «Аптон Парк» (кто-нибудь определился, как ему больше нравится называть этот стадион?) – закрыли грандиозную историю. Между двумя этими матчами уместились сотни судеб игроков и зрителей, больших и маленьких сюжетов, причин для бешеного восторга, оглушительных провалов и поводов плакать навзрыд, несколько великих чемпионов мира и загадочных персонажей вроде Савио Нсереко. И тысяч, нет, миллионов взмывших вверх мыльных пузырей. Неплохо для места, которое когда-то было картофельным полем.

alt

«Вест Хэм» переезжает на комфортабельный Олимпийский стадион, арендованный клубом на 99 лет. В борьбе за него обставлены «Тоттенхэм» и «Лейтон Ориент». Ничего личного, просто бизнес. Очень выгодный бизнес. «Вест Хэм» уже распродал все 52 тысячи абонементов на следующий сезон – в сравнении с общей вместительностью «Болейн Граунд» в 35 тысяч цифры внушают. Говорят, за разработку и воплощение плана по перебазированию «Вест Хэма» на новую арену Каррен Брэйди, председателю клубного совета директоров и одной из самых влиятельных женщин английского футбола, полагается бонус в миллион фунтов. Кажется, оно того стоит. В Стрэтфорд удобно добираться, масштабы сооружения могут выступить в качестве аргумента для потенциальных новичков (почему бы среди них не оказаться гениальным, как Димитри Пайе, но сомневающимся парням?). Одним словом, хорошая платформа для эволюции «молотков», перехода на качественно новый уровень.

С таким подходом никто не спорит. В конце концов, «Болейн Граунд» никогда не был шедевром архитектуры. Он странно спланирован: центральная трибуна находится под слишком острым углом, спускаться по некоторым ступенькам опасно для жизни. Плюс ко всему адски продувает и, как рассказывают знающие люди, кормят там не то чтобы первоклассно. Но не поэтому со старичком-стадионом так мучительно трудно прощаться. Вместе с ним в прошлое уходят потрясная атмосфера, за которую можно простить отвратительные бургеры, и по-настоящему огромное значение для местного жизненного уклада.

alt

Наверняка снизится и градус споров касательно самого наименования «Болейн Граунд». Принято считать, что тут когда-то жила Анна Болейн, фаворитка короля Англии Генриха VIII, впоследствии ставшая его второй женой, три года проведшая на престоле, но так и не сумевшая подарить сумасбродному монарху сына, за что поплатилась головой. Согласно другой версии, этот самый замок с эмблемы «Вест Хэма» был построен спустя 8 лет после казни Анны и назывался «домом на Зеленой улице». Зато известно наверняка, что в начале 20-го столетия «молотобойцы» прописались здесь благодаря локальной религиозной общине. Ее глава позволил футбольному клубу играть на принадлежащей католической школе местности – «Вест Хэм» как раз был занят поиском пристанища после срыва переговоров по аренде поля в районе Кеннинг Таун.

В 1911-м рядом со стадионом возвели церковь Богоматери сострадания. Хорошие отношения с клубом у нее сохранились до сих пор. После недавней победы над «Тоттенхэмом» свечку у алтаря поставил Славен Билич. Частый гость и защитник Джоуи О′Брайен. Здесь же готовился к свадьбе голкипер Адриан. Понятное дело, святой отец Джон Кинг болеет за «Вест Хэм». Настоятельницы говорят, что у них часто просят помолиться за победу «молотков». Сейчас они действительно встревожены, считая, что матчи на «Болейн Граунд» были тем, что объединяло людей, скрепляло друзей и семьи. Да и, если честно, привыкли к шуму каждых вторых выходных.

Окрестности «Болейн Граунд» – типичные реалии иммигрантского района. Улочки, насквозь пропахшие пряной жареной курицей, стихийно продающееся тряпье, круглосуточные магазинчики. Таких полно в Восточном Лондоне, они обходятся и без большого футбола. Но расставание с «Вест Хэмом» сильно беспокоит население Аптон Парка. Дело не только в эмоциональной привязанности. В унынии мелкие торговцы, владельцы пабов, продавцы пирогов, сладостей – годами они имели какой-никакой доход в дни матчей. И что теперь? 

«Болейн Граунд» всегда делил радости и беды с местными. Летом 1944-го на юго-западный угол поля рухнула немецкая «Фау-1». Это просто шокировало Дэвида Голда, нынешнего совладельца «Вест Хэма». Мальчишка привык к тяготам военного времени, но сбросить бомбу на футбольный стадион – этого он принять не мог. Забавно: пока велись ремонтные работы, «Вест Хэм», вынужденный играть не дома, победил в 9 встречах подряд; вернулся – и проиграл «Тоттенхэму». Вместе с Лондоном «Болейн Граунд» переживал и энергетический кризис начала 70-х. На многих предприятиях ввели трехдневную рабочую неделю, появились талоны на электричество, клубам не разрешалось играть по вечерам – чтобы не тратить ресурсы на освещение. На этот период пришлась знаменитая переигровка четвертого раунда Кубка Англии с «Херефордом». Непрофессиональный клуб выбил «Ньюкасл» и добился ничьей с «Вест Хэмом». В связи со сложной ситуацией повторный матч назначили на два часа дня понедельника. «Херефорд» попросил «ВХ» отказаться от обычной практики открывать кассы утром в день матча и пускать лишь по приобретенным заранее билетам. Лондонцы отказали. А желающих посмотреть на дерзких выскочек оказалось так много (понедельник!), что полиции пришлось закрыть ворота – так на трибуны не попало большинство фанатов гостей, добравшихся до столицы. Газеты заполонили фотографии тысяч зрителей, забравшихся на крыши близлежащих домов.

В тот день трижды забил Джеффри Херст – это был последний хет-трик форварда в бордово-синей форме. Интересно, проскочила ли на стадион его жена Джудит? Миссис Херст посещала матчи и имела привычку забрасывать арахисом соседей по сектору, которые критиковали ее мужа. 

Если этот эпизод осел в памяти благодаря черно-белым газетным снимкам, то другой знаковый день из жизни «Болейн Граунд» прошел через десятилетия с помощью кисти и краски. Предыстория такая. 25 августа 1958-го все были в предвкушении: «Вест Хэм» вернулся в первый дивизион после 26 лет отсутствия и принимал чемпиона «Вулверхэмптон» с легендарным Билли Райтом. «Хаммерс» неожиданно взяли верх 2:0, а исторический первый мяч Джонни Дика взволновал наблюдавшего за игрой художника-любителя Патрика Найта. На работу над картиной ушло три месяца.

alt

Патрик подарил творение клубному музею. Во время одной из перестановок внутри помещения картина едва не была утеряна. Ее спас случайно наткнувшийся на пропажу Пэт Доран, отвечавший за питание игроков. Пэт передал реликвию на хранение одному из фанатов – с ней все хорошо, ее наверняка можно будет увидеть на Олимпийском стадионе.

Патрик Найт сидел на Западной трибуне. Культовый статус на «Болейн Граунд» имеет противоположная, Восточная – «курятник». Так ее прозвали за проволочное ограждение, намекающее на соответствующие ассоциации. Проволоку потом уберут, шумные обычаи останутся. Вспоминает капитан «Вест Хэма» Марк Нобл: «Я подавал мячи у боковой линии и чувствовал, как близки к полю болельщики. Как-то раз мяч улетел к ним. Я прождал очень долго, прежде чем получил мяч обратно. Я быстро понял, что из себя представляет «курятник»!»

Можете не сомневаться: части «курятника» ждет повышенное внимание на грядущем аукционе. Речь о распродаже клубом памятных вещей с «Болейн Граунд». Торги решили устроить после того, как осознали, что перевезти все на Олимпийскую арену не удастся. Вырученные средства пойдут на развитие юношеских подразделений. Среди лотов – факс из кабинета главного менеджера, машина для создания мыльных пузырей, таблички со скамеек, знаки с автостоянки, тренировочные манекены и прочие артефакты.

Что ж, это еще одно сходство с «Хайбери», чью судьбу «Болейн Граунд» повторит вслед свистку рефери Майка Дина. Права на землю давно выкуплены фирмой «Гайярд Груп». Планируется возведение порядка 800 квартир. Но перед тем, как за дело возьмется бульдозер, на «Болейн Граунд» должно случиться кое-что необычное. А именно – съемка 20-миллионного блокбастера «Финальный счет» от режиссера Скотт Манна по сценарию братьев Линч. В центре – бывший военный, случайно оказавшийся на захваченныом террористами 35-тысячнике. Забитом до отказа. «Представьте себе сюжет «Крепкого орешка», разворачивающийся на футбольном стадионе», – поясняет идею фильма его продюсер Марк Голдберг (кхм, если кто-то натыкался, что проект свернули, дайте знать в комментариях). 

Совсем скоро стадиона, видевшего элитарную игру Бобби Мура, голы Джеффри Херста и умные действия Тревора Брукинга, взлет Фрэнка Лэмпарда, Рио Фердинанда, Джо Коула и сумасшедший по исполнению гол Паоло Ди Канио, не станет.

Фото: Gettyimages.ru/Tom Shaw, Michael Regan, Dan Mullan, Stu Forster, Ben Hoskins