14 мин.

Как выглядит самый принципиальный матч Беларуси из гостевого фан-сектора

Однажды я уже отправлялся на выездной матч в составе гостевого фан-сектора и удивлялся тому, как мягко и практически нежно принял нас ОМОН. Многие тогда справедливо отмечали, что не совсем корректно мерять доброту ОМОНа по «Крумкачам», ведь как таковых ультрас у этой команды нет.

Поэтому я решил отправиться на выездной матч с фанатами, которые уж точно себя зарекомендовали перед нашей милицией. С фанатами «Динамо». На белорусское класико (или, как ласково мы его называем, бульбасико).

Как покажет будущее, я не прогадал ни с матчем, ни с сектором.

баннер

Это только нам, обычным и не слишком-то заинтересованным зрителям, кажется, будто бульбасико потеряло свой лоск ещё до своего рождения. Если же посмотреть на то, как провожали фанаты «Динамо» свою команду в Борисов, станет ясно – поединок принципиальный. Просто не для всех.

За полчаса до матча к стадиону подтягивались толпы зелёных болельщиков.

 

солдаты и офицер

– У нас что, война началась? – провожая взглядом очередной прошедший взвод, комментирует болельщик «Динамо».

– Интересно, а по чём нынче аренда роты солдат? – риторически вопрошает другой.

Чтобы попасть на фан-сектор, необходимо пройти обряд досмотра. Эта традиция уходит глубокими корнями в те древние времена, когда люди из племени ОМОН верили, что без этого на поле ничего не вырастет – ни пшеница, ни картошка, ни гол в чужие ворота.

Люди рвутся на сектор: время поджимает, уже и матч начинается, а тут всё никак не досмотрят! Я бы не сказал, что досматривали с пристрастием – да нет, ничего обычного, разве что джинсы чуть активнее пощупали. Но первый гол БАТЭ мы всё-таки не увидим. Ладно, не очень-то и хотелось.

Я замечаю висящий в небе квадрокоптер. Ух, сегодня должна быть красивая трансляция с видом из небес!

квадро

И фанаты «Динамо» непременно постараются сделать эту трансляцию ещё красивее. А на фан-секторе полно народу. Мы с Дашкулей бочком-бочком втискиваемся в компанию знакомых по Трибуне болельщиков «Динамо» – Максиму и Валерию. Дашкуле повезло, она и без того за «Динамо» с детства. Я – в роли приглашённой (напросившейся, если быть честным) звезды.

Стучит барабан, но как-то не в такт скандированию. Оказывается, этот непопадающий в такт барабанщик сидит на соседнем секторе.

– Специально барабан туда садят! – видит в этом заговор Максим. – Чтобы мы сбивались.

Народ всё прибывает и прибывает.

– Тесновато тут.

– Зато атмосферно!

«Динамо» уже проигрывает 0:1, поэтому фанатам не до шуток – нужно гнать команду вперёд. Что они с удовольствием и делают.

– Ди-на-мо! Ди-на-мо! Ди-на-мо!

Вот Адамович прорывается к воротам Черника, чуть отпускает мяч от себя и голкипер БАТЭ хватает его – нет, не Адамовича, а мяч. А спустя пару минут в похожей ситуации оказывается Рассадкин – и это пенальти. Именно так видится с сектора, да ещё и в пылу эмоций.

– Красную давай!

Но главный арбитр ограничивается жёлтой – и правильно делает. Не надо ломать игру ранним удалением. Фан-сектор, словно единый организм, замолкает. Кажется, никто даже не пытается дышать.

Жуковский разбегается… гол! 

Несколько фанатов, стоявших в первых рядах, легко перемахивают через ограждение и бегут праздновать гол вместе с футболистами. Игроки «Динамо» не против – они братаются с фанатами и бегут на свою половину поля. Болельщики тоже идут на свою половину.

После этого момента ультрас сгоняют с ограждения, а со всех концов арены начинают ненавязчиво стягиваться стюарды, которых здесь раньше почти не было. Кое-где мелькает милицейская форма, но нет, ОМОН и милиция перед сектором не появляются.

– ОМОН, стоящий перед фан-сектором, убрали, чтобы не раздражал и не провоцировал фанатов. Перешли к украинскому варианту – в чаше стадиона только стюарды, а ОМОН рядом, но при этом незаметен, – поясняет Максим.

А тем временем «Динамо» забивает второй гол. В воздух взмывают шарфики, но зря – гол отменяют. С моей колокольни гол выглядел так: Черник выпустил мяч из рук, а Жуковский его добил. Уже дома, посмотрев повтор момента, я понял, как же я ошибался. Что, кстати, в очередной раз доказывает, что на стадионе далеко не всегда адекватно воспринимаются те или иные игровые эпизоды.

Судью начинают склонять на все лады и обвинять в том, что у него есть муж, сравнивая при этом с легендарным британским певцом, получившим рыцарский титул. Но уплывший гол уже не вернуть.

– Обнимемся! – слышится зычный голос.

– Обнимашки! – шутят фанаты.

Обнимаемся, прыгаем и поём. Частенько видел это со стороны, а теперь вот и сам привнёс в этот мир немного красоты и гармонии.

–…поднять! – слышится издалека.

Что поднять? Поднять кракена? А, поднять баннер!

Медленно и величественно проплывает холст с изображением. Жаль, что с нашей стороны остаётся лишь догадываться, что там нарисовано. Одновременно с этим мы поднимаем заботливо припасённые белые и синие флаги. Я вручаю Дашкуле белый флаг.

Ох и дорого же даётся красота! Мало того, что баннер скрывает значительную часть поля (а кому-то – всё поле), так ещё и флаги превращают просмотр футбола в пошаговую стратегию. Не зря говорят: хороший фанат не увидит гол команды.

флаги

А ещё рука устаёт быть фанатом. В смысле, флагом махать. Дашкуля сдалась довольно скоро, но ей можно, она же девушка. А мне вот нельзя. Уж коль взялся изображать тру-ультрас, будь добр отмахать флажком все семь минут! И я машу.

В эти минуты действительно не до футбола. Какой-то опасный момент происходит у ворот БАТЭ, но чёрта с два мы это увидим. Зато зрители на трибунах могут усладить взор бело-синей красотой.

девушка-фотограф

В такие минуты старательно набегают аккредитованные фотографы. Они стоят на безопасном расстоянии и щёлк-щёлк-щёлк фан-сектор. Девушка-фотограф сначала сделала несколько фотографий, внимательно просмотрела их – получились ли? – а затем достала смартфон. Всё правильно, в инстаграм тоже надо что-то добавлять. Все хотят что-то добавить в инстаграм.

инст

Первый тайм закончен. Ничья и куча моментов у обеих команд, но фанаты сходятся во мнении, что у «Динамо» моментов было больше и они были куда опаснее. Иначе и быть не могло.

Кто-то покидает сектор в поисках пива, кто-то остаётся. Любопытно, что в перерыве запретили продавать пиво у гостевого фан-сектора. При этом пиво не кончилось, а совсем даже наоборот. Просто омоновцы запретили – во всяком случае, так оправдывались продавцы.

Я присаживаюсь поудобнее и интересуюсь у Максима на тему массовости выезда и взаимоотношений с фанатами других команд.

– Здесь примерно 400-500 человек [после матча в паблике «Динамо» сообщат о 800 фанатах на секторе - прим.]. Самый массовый набирал где-то 1300 – тот печальный выезд в Жодино на финал Кубка. В Солигорск немало людей набирается. В Брест обычно тоже много народу ездит. Туда даже с жёнами приезжают на пару дней, квартиры снимают. Но, вообще, наши основные враги сейчас в Первой лиге – это «Гомель» и «Днепр».

А вообще, изначально Бресты нам врагами были. Позже подружились, потому что «Динамо» – общее имя всё-таки.

шарфы

Раньше ещё очень мощные движи были в Минске. В первую очередь, «Торпедо». Они и сейчас есть, у них до сих пор боевые такие ребята. Потом уже и «Партизан», но это больше по политике. У «Партизана» был нефутбольный движ, это скорее субкультура. Левая субкультура, левые взгляды, левая музыка. 90% приходили и не знали ни одного игрока. Левое движение антифа. В общем, они были больше по политике, а на футбол просто приходили всей тусовкой. Были и ребята, которые по музыке ездили за панк-группами.

А с «Гомелем» вражда, потому что они ближе к Украине – ближе к «Динамо» Киев. У них даже прозвище раньше было – «хохлы». Это потом уже их стали называть «бомжами». Их первая банда называлась «Бродяги» – «Wanderers». А это ещё переводится как «бомжи». А у «Днепра прозвище» – «речные свиньи». Потому что они очень любили пикники, после матча с девушками на берегу оставались.

***

Начинается второй тайм и откуда-то снизу командуют, мол, присаживаемся, гости дорогие. Мы с Дашкулей недоуменно переглядываемся – зачем? Хорошо стояли ведь!

– Присаживаемся, чтобы вскочить, – объясняет Максим. – Делимся пополам. Одна половина поёт, другая – сидит и молчит. Потом меняются.

На соседнем секторе F4 тоже сидят болельщики «Динамо». До фан-сектора они не дошли, но сидеть в тишине не хотят. В какой-то момент ультрас замечают их наличие и устраивают перекличку. Циничность высочайшей степени – устроить перекличку с другим сектором на вражеской территории! И неважно, что это соседний сектор.

Мимо проходят два парня. Один из них щеголяет в белой футболке с гербом «Погоня». Парни собирают деньги по принципу «кто сколько может».

– Собирают на «шизу», – поясняет Максим. – Баннер денег стоит. Каждый кладёт сколько не жалко.

Тем временем БАТЭ зарабатывает опасный штрафной. Удар! Мяч летит выше перекладины. Гутор на всякий случай чуть прыгает и поднимает руку. Кажется, что мяч не касается голкипера «Динамо», но судья назначает угловой, за что его вновь сравнивают с легендарным британцем.

– Левый угловой! – беснуются фанаты.

Беснуются не зря, потому что именно с этого углового Милунович кивнёт точно в угол. В силах Гутора только достать мяч из сетки.

– Твою мать! – и это самое мягкое из того, что витает над сектором.

Правда, уже через минуту ультрас собрались и принялись гнать команду в атаку.

– Вперёд, «Динамо»!

Даже пятилетний ребёнок старательно тянет гласные, выводя заветные слова.

Оживились и остальные трибуны, до этого сидевшие практически безмолвно (фан-сектор не в счёт). «БА-ТЭ! БА-ТЭ! БА-ТЭ!», – скандируют они.

А ещё через несколько минут происходит непоправимое. Нойок в не самой сложной ситуации пихает Мозолевского в спину и получает в подарок пенальти. Гутор не очень доволен, но деловито поправляет перчатки.

 

Гордейчук забивает, но не бросается радоваться вместе с партнёрами, а показывает что-то не очень понятное и, кажется, адресованное динамовскому фан-сектору. Позже ультрас будут мне объяснять, что этот жест означал примерно следующее: «ну что, чего же вы замолчали?». Так это или нет – кто знает.

В общем, что бы Гордейчук не показывал – случайно ли, специально ли – точка кипения достигает максимума.

Раздаётся громкий окрик со словами на букву «Е». Шахматную терминологию подхватывают и остальные фанаты «Динамо», указывая, на какую именно клетку стоит пойти футболистам ненавистной команды. Далее следуют и другие «заряды», не менее неприятные для БАТЭ. Если ребёнку ещё не зажали уши – что ж, сейчас самое время.

«Динамо» забивает второй гол ударом Премудрова. Скандирования прекращаются, но ненадолго. В это мгновение передышки Максим рассказывает:

– Первый раз такое скандируем. «Старшие» всегда были против, они ещё общаются с борисовчанами. А вот молодёжь никаких контактов с ними не имеет, поэтому…

Стадион прекрасно слышит, что заряжают фанаты «Динамо». И не просто слышит – стадион реагирует на это свистом, заглушая нелицеприятное скандирование. Но ультрас уже не остановить.

– Всё, это война. Началась война. До этого был нейтралитет, но теперь этому хрупкому миру точно придёт конец, – говорит Максим. Кажется, он и сам не против окончанию худого мира.

– Да и давно пора! – поддерживает его другой фанат. – Хоть на «Тракторе» перестанут в центре сидеть. Пусть на гостевой сектор уходят!

Но матч ещё не заканчивается. Судья добавляет… а сколько он добавляет? Ай, какая разница! «Динамо» в атаке. Угловой, аут, угловой…

– Да ударьте вы уже! – кричит кто-то в ярости.

И Мунир, кажется, услышал этого счастливчика. Ливиец бьёт и Сергей Черник неудачно отбивает перед собой. Лука Роткович, вышедший на замену, добивает в пустые ворота и…

И…

И летит через всё поле к фан-сектору «Динамо»!

В это мгновение Лука моментально стал кумиром всего сектора. Забудется игра, уйдут из памяти ошибки игроков и судей, но в истории останутся счёт – и забег Ротковича.

Даже Усейн Болт не сумел бы обогнать черногорца, стремившегося отпраздновать гол с фанатами. От переизбытка эмоций он срывает с себя футболку и роняет где-то на полпути. Футболку потом подберёт флегматичный Бангура и вернёт её Ротковичу, но это неважно!

Он заводит ультрас, кричит им заветное слово на букву «Д» и скандирует вместе с ними. В это мгновение каждая динамовская болельщица хочет от него детей, а каждый болельщик готов их крестить. Господи, да он же сравнял счёт! Он же бежал к ним, бежал, чтобы праздновать!

Ещё он, кстати, получил жёлтую за снятую футболку, но это тоже неважно. Вообще, в эти два часа неважно всё, кроме трёх забитых мячей.

Через какую-то минуту Лука Роткович вернётся обратно. Команда будет идти неспешным шагом, аплодируя болельщикам, а Лука будет лететь. Он подарит свою футболку, но этого слишком мало. Тогда он подарит и футбольные трусы. Где-то вдалеке пройдёт мимо телеэкранов кадр, на котором Гутор дарит болельщику капитанскую повязку, а потом идёт к фанатам БАТЭ, зажегшим пиротехнику. В это мгновение все камеры прикованы к Ротковичу.

А он дирижирует фан-сектором, он скандирует, он лезет брататься к фанатам. Он в команде всего ничего, а уже так за неё болеет. Что с ним не так? Да всё с ним так! Всё так и должно быть.

***

Обычно болельщиков с гостевого сектора беспрепятственно выпускают сразу после окончания матча. Но в этот раз фанатов «Динамо» задержали. И на то была довольно основательная причина.

Недовольные этим фактом, ультрас вновь начинают скандировать нехорошее про БАТЭ, а затем добавляют про то, что футбол, вообще-то, создан для фанатов, а вовсе не для представителей правопорядка.

Единственную дверцу в «клетке» держит ОМОНовец, судя по речам – главный.

– Не выпустим, пока не заглохнете! – кричит он. – Вы что, с колхоза приехали?! Вышли спокойно, попили пива и поехали домой!

Слова не мальчика, но мужа. Эти слова на какое-то мгновение провоцируют по принципу «назло маме уши отморожу», но затем фанаты затихают. Их начинают постепенно выпускать.

Выпускают небольшими группками, по два-три человека. Снаружи стоит почётный караул – бойцы ОМОНа в полной боевой выкладке. Они опираются на щиты и держат дубинки наготове. Малейший шаг в сторону – и кто-то превратится в фарш. Дело усугубляется тем, что огромная толпа на треть состоит из подвыпивших граждан, которым море по колено. И они сейчас могут нарваться. А вместе с ними – и все остальные.

Что крепче у бойцов – нервы или самолюбие?

Я прохожу через почётный коридор и даже вежливо прощаюсь, через мгновение понимая, что эти слова тоже могут быть расценены как провокация. Так, лучше молчать. Молчать от слова «вообще».

К счастью, никто не пострадал. Позже фанаты признают – год назад было бы гораздо сложнее выйти из этой ситуации целым, невредимым и не «пробив хату» в борисовском РОВД. А если ещё и вспомнить Погоню на секторе… так неужели и впрямь открутили гайки?

Погоня

Как бы их после этого матча не закрутили обратно.

Бульбасико и раньше порой являло миру остроту, но всё же пресность – отличительная черта главного матча Беларуси. Сегодня бульбасико было приправлено целым килограммом острейшего черногорского перца. А если ещё и начнётся противостояние между ультрас двух клубов – что ж, кажется, впервые за долгое время класико может стать матчем не двух самых титулованных команд, а принципиальным поединком с накалом страстей.

Да будет так!