«Я выполнил обычный разворот, а колено просто пошло в сторону». Рассказ о несгибаемом бомбардире «Бернли»
Одним мрачным апрельским днем Сэм вошел в вагон комфортабельного поезда, следовавшего в Лондон. На душе было горько и тоскливо. Ритмичное перестукивание колес и мелькавший за окном пейзаж безрезультатно пытались отвлечь от тревожных мыслей, одна депрессивней другой. Сэм ехал в столичную клинику, готовясь к операции на крестообразных связках. В такие моменты проще всего опустить руки, проклиная судьбу. А судьба, словно Сэм ее чем-то прогневал, последние пятнадцать лет с настойчивым постоянством проверяла его на прочность. И теперь почти на год лишала любимого дела – футбола.
Подчас нелегко смириться с неизбежным, особенно когда дела только начинают налаживаться. Сэма, будто подхваченного ураганом, всю карьеру бросало из одной аренды в другую, занося в самые отдаленные части страны. Он не сдавался, остервенело сражаясь за место в составе, но стоило ему одержать победу, как он сталкивался с новым противником – травмой. И лишь страсть к футболу, да поддержка родных и близких удерживала его от желания плюнуть на все и заняться чем-то другим.
А еще любовь болельщиков «Бернли». Под несмолкаемое перестукивание колес, Сэм развернул распечатку, сделанную его девушкой с фанатского форума, и углубился в чтение эмоциональных сообщений, адресованных «по-настоящему уважаемому профессионалу и истинному джентльмену». Искренние, написанные от всего сердца послания полнились скорбью и пожеланиями скорейшего выздоровления.
В Саутгемптоне, родном городе Сэма, все интересующиеся футболом поддерживают одноименный клуб. Тим, отец Сэма, не исключение. Бывший вратарь в местном любительском клубе, он любил размяться, отражая удары сыновей Мэтта и Сэма. Едва научившись ходить, мальчишки целыми днями с упоением лупили по его воротам.
«Отец был вратарем на местном уровне (Лига Уэссекс), и брал нас в парк Нью Форест, где мы с братом целый день били ему по воротам», – вспоминает Сэм.
Родился Сэм 21 октября 1989 года и уже в трехлетнем возрасте попал на футбольный стадион. В тот день «святые», принимавшие гостей еще на старом Делл, встречались с «Шеффилд Юнайтед». Встреча по накалу борьбы вышла умопомрачительная, а хозяева благодаря голам Кевина Мура, Джеффа Кенны и Иана Дауи сумели вырвать победу 3-2.
То была заря Премьер Лиги, в которой царствовали великие Мэтт Ле Тиссье и Алан Ширер. Наблюдая за их игрой с трибуны, юный Сэм, играя с друзьями в футбол, подражая кумирам, старался повторить их финты.
«Я пытался формировать свою игру, копируя движения, и тем самым установил высокие ориентиры, – признается Сэм. – Полагаю, было бы неплохо стремиться к ним. С трех лет я смотрел матчи «Саутгемптона» из недели в неделю, стоя на трибунах Делл с моим отцом, наблюдая за игрой Мэтта Ле Тиссье. Каждое Рождество я покупал футболку с его именем на спине. Ле Тиссье и Алан Ширер были моими героями. Я всегда восхищался Ширером. Он был мощным нападающим, вел за собой и забивал – он все еще лучший по числу голов в Премьер Лиге».
В том же 1993 году Сэм оказался в детской команде Junior Saints. А в 11 лет его ждало первое большое разочарование. В одном из матчей парня заметили скауты «Саутгемптона» и пригласили на просмотр. Шесть недель он занимался на тренировочных полях академии «святых» вместе с другими мальчишками, мечтая на постоянной основе надеть футболку любимого клуба. Но сказка не получила счастливого окончания – Сэму сообщили, что он не подходит. И как парень узнал позже, об этом ему сообщил отец, он показался тренерам «Саутгемптона» слишком худым и высоким.
Проглотив обиду, Сэм постарался жить дальше. От мрачных переживаний отвлекали друзья и футбол.
«В этом возрасте вы не думаете о том, что происходит или о чем-либо в таком роде. Вы просто идете и наслаждаетесь игрой с товарищами. Я просто был счастлив вернуться и играть в футбол с моими друзьями. То был период, когда я наслаждался жизнью. Я даже не мог вспомнить, кто конкретно не взял меня в команду – в тот момент я почувствовал, что меня просто проигнорировали. В то время я был совсем еще ребенком и мне пришлось с этим мириться. В конце концов я получил шанс в «Борнмуте» и воспользовался им».
Он играл в юношеских лигах Борнмута, а затем в 2005-м оказался в одноименной команде. Там он познакомился с Эдди Хау, тогда еще игроком клуба, который спустя годы дал Сэму шанс перезапустить карьеру.
«Я окончил школу и дебютировал за «Борнмут» вместе с Эдди Хау, большой личностью. Я видел, что он собирался двигаться дальше и намеревается стать тренером».
В «Борнмуте», выступавшем в Лиге, 1 дела у Сэма, несмотря на юный возраст, складывались неплохо. Он имел достаточно игрового времени и за два сезона сумел забить 16 голов. Подписав профессиональный контракт, он не бросил учебу, параллельно работая в местном колледже.
«Это было сумасшедшее время! Я играл за «Борнмут», но одновременно работал и учился в колледже (Brockenhurst College) в Нью Форесте по программе BTEC (аналог российского технического образования)».
К несчастью «Борнмут» накрыл финансовый крах, камнем утянувший команду в Лигу 2. Пережить очередное разочарование Сэму помог вызов в молодежную сборную Уэльса.
«В сборную Уэльса меня позвали из-за моего деда по линии мамы – очень большая честь для меня».
Он вышел на поле в возрасте семнадцати лет и спустя всего 36 секунд отправил мяч в ворота сборной Северной Ирландии. Результативная игра за молодежку открыла Сэму дорогу в национальную сборную, за которую он дебютировал в следующем году, 28 мая 2008-го.
«Это было фантастическое ощущение, выйти на стадион Миллениум в возрасте 18 лет (в 2008 году в игре против Азербайджана)».
После того как «Борнмут» оказался в низшем профессиональном дивизионе, команду покинули несколько ведущих игроков. Их примеру последовал и Сэм. Парнем интересовались «Ньюкасл», «Астон Вилла», «Эвертон» и «Селтик», но он предпочел «Вулверхэмптон».
Оказавшись в клубе Чемпионшипа, Сэм поначалу проявил себя ярко. В первом туре, выйдя на замену, он своим голом принес «волкам» ничью, а в следующем месяце, также войдя в игру со скамейки запасных, сделал дубль. Однако в итоге он проиграл конкуренцию феноменальным в том сезоне Крису Иуэлумо и Силвену Эбанкс-Блейку. Набрав впечатляющую форму, эти парни втащили «волков» в Премьер Лигу, заодно обеспечив команде первое место.
Уделом Сэма оставались выходы на замену, да эпизодичная подмена лидеров в матчах с аутсайдерами. Чувствуя, что основа в тот момент слишком большой для него шаг, Сэм в сезон, когда «Вулверхэмптон» бился в элите отправился в долгое путешествие по арендам. Инициатором отъезда выступил тогдашний главный тренер «волков» Мик Маккарти, которого Сэм вспоминает с благодарностью и признается, что «многому научился у Мика, например, как стать стойким».
«Отправляясь во все эти аренды, самостоятельно заботясь о себе, я по-настоящему стал человеком. Мне тогда было 19, 20 лет. Это сделало меня сильнее».
То время оказалось одним из самых трудных в карьере, всего за несколько лет Сэм побывал в «Лидсе», «Бристоль Сити», «Шеффилд Юнайтед», «Норвиче», «Бернли» и «Брайтоне».
«Было тяжело. Приходилось жить в отелях, застряв в комнате и глядя на четыре стены, кроме пары часов тренировок с ребятами. После я возвращался, заказывал еду в номер, смотрел телевизор, и так в течение трех-четырех месяцев. Я мотался по стране, чтобы повидаться с семьей и подругой. Она три года училась в универе в Бирмингеме, когда я играл за «волков», получая степень по бизнесу и маркетингу».
От одиночества и безнадеги спасала поддержка родных и в особенности отца, путешествовавшего по стране вслед за сыном.
«Это помогало, когда я находился где-то далеко, я оставлял отцу билет на игру и знал, что он приедет и будет смотреть на меня. Он съездил в каждый клуб, в котором я побывал в аренде. Не знаю, как он, работая, находил время на поездки. Он поддерживал меня в любой части страны, и я благодарен ему за это».
Сэм нигде не задерживался дольше нескольких месяцев. Где-то он проигрывал конкуренцию, как, например, в «Лидсе» и «Шеффилд Юнайтед», а где-то мешали травмы, как в «Бристоль Сити».
И тут о нем вспомнил Эдди Хау, тренировавший в то время «Бернли». Бывший партнер Сэма по «Борнмуту» согласился выплатить за парня 470 тысяч фунтов, выкупив его контракт. То был луч надежды в беспросветном тумане безысходности. Оказавшись в новом коллективе, Сэм с утроенной энергией принялся бороться за место в составе, но не имел никаких шансов потеснить великолепного Чарли Остина и более юрких и мобильных Мартина Патерсона и Дэнни Ингза.
И лишь после перехода Чарли Остина в КПР Сэм, наконец, получил долгожданный шанс. Вместе с Дэнни Ингзом он сформировал ударную связку, сенсационно подняв «Бернли» до Премьер Лиги. Сэм в 44 играх во всех турнирах забил в тот триумфальный сезон 21 гол, чем немало поспособствовал успеху клуба.
Болельщики команды души не чаяли в дуэте нападающих, сочинив про них песню «Ингзи - Воукси». Все для Сэма трагически закончилось в Лестере 29 марта 2014-го.
«Я выполнил обычный разворот на ноге, движение, которое я делаю каждый день на тренировках, а колено просто пошло в сторону. Я испытал самую страшную боль в жизни. Благодаря адреналину я пришел в порядок, даже попробовал бегать, но меня качало из стороны в сторону. Каким-то образом мне удалось добраться до раздевалки. Такое было трудно принять. В понедельник утром после обследования мне позвонили и сообщили, что я повредил крестообразные связки».
Следом был поезд до Лондона, операция и начало долгого, длиной в несколько месяцев, восстановления. «Бернли» рвался в Премьер Лигу, творя историю, в которую до начала чемпионата никто не верил. Сэм со смешанными чувствами наблюдал за партнерами по телевизору, радость от их успеха соседствовала со страстным желанием выйти на поле. Сэм с трудом нашел в себе силы появиться на стадионе в день, в который все болельщики «Бернли» до последнего отказывались верить.
«В первый день, когда я сошел с дивана, я отправился на игру с «Уиганом» (21 апреля 2014). Все считали, что в этот день мы попадем в Премьер Лигу, так и получилось. Я помню, как бежал – ну, не совсем бежал, ведь я перемещался в то время на костылях – но в ожидании финального свистка спустился к краю тоннеля».
«Все эмоции вырвались наружу, болельщики выбежали на поле. То был потрясающий день. Мы сделали круг почета. Мне предложили станцевать под песню Игзи-Воукси, станцевать с моими костылями. Мне повезло не повредить второе колено. Я вернулся к ящику, сел и тут на меня нахлынули эмоции. Моя благоверная сбегала, купив мне Марс, дабы поднять содержание сахара в крови».
Праздник окончился, и Сэм вернулся в реальность, в которой до выхода на поле было еще далеко. Его партнеры самозабвенно тренировались в межсезонье, предвкушая дебют в Премьер Лиге, Сэму же оставалось только наблюдать за ними.
«Один из самых тяжелых дней случился в межсезонье в Австрии, когда ребята делали то, что мы зовем «дедушкин день», психологически тяжелый день беговой каторги. Я сидел в сторонке, подбадривая ребят. Они выглядели настолько уставшими, были так вымотаны, что не могли двигаться, но они были вместе. Вы могли видеть, как парни собираются. Я с трудом такое принимал, потому что не участвовал. Еще тяжело было в первый день сезона, когда к нам приехал «Челси». Находиться в Премьер Лиге и не участвовать в играх оказалось самым сложным».
День, когда он вышел на поле в матче Премьер Лиги, Сэм не забудет никогда. Шон Дайч (тренер «Бернли») всеми возможными способами старался облегчить Сэму возвращение, выпустив на поле в домашнем поединке с «Ливерпулем».
«Это было большое чувство, вернуться в игру в матче с «Ливерпулем», перед родными болельщиками, с семьей на трибунах, отличной атмосферой и великолепной поддержкой со стороны фанатов».
Сэму теперь не терпелось играть каждый день, но понимая, что игрок не готов, Шон Дайч не включил Сэма в следующем туре в заявку на игру.
«Я был опустошен, не попав в заявку на матч с «Сити», потому что это одна из тех игр – на выезде против «Сити» - в которых вы хотите играть. Это далось мне тяжело, особенно после того максимума против «Ливерпуля. Но тренер откровенно поговорил со мной и объяснил, что из-за эмоций и ажиотажа двумя днями ранее в матче с «Ливерпулем» это было бы чересчур. Он принял правильное решение. В то время я так не думал, но он отличный тренер. Он сам проходил через подобные травмы. Тренер по-честному поступил со мной».
По итогам сезона «Бернли» не сумел удержаться в Премьер Лиге и вернулся к будням Чемпионшипа. Но сказка имеет шанс повториться. Оправившись от травмы, Сэм, так до конца и не распробовав, что значит находиться в элите, делает все возможное для возвращения. Он наслаждается буквально каждой минутой, проводимой на поле, не забывая поражать ворота соперников. Голами он благодарит всех, кто поддерживал его в трудное время: родителей, девушку, друзей, знакомых и, разумеется, болельщиков. Оглядываясь назад, на все аренды, травмы, месяцы выздоровления и упорных тренировок, он говорит:
«Пройдя через все это, я еще больше ценю то, что имею сейчас».