Гибридный газон, солнечные батареи, экраны с повторами на креслах. Уникальный стадион «Бешикташа»
Почему арену «черных орлов» называют «умным стадионом».
В 2013 году руководство «Бешикташа» приняло решение снести свой 32-тысячный стадион «Иненю», а на его месте возвести современную арену на 43500 болельщиков. Все это время «Бешикташ» проводил домашние матчи на стамбульском стадионе имени Фатиха Терима. На то, чтобы построить новый стадион, получивший название Vodafone Arena («черные орлы» заключили контракт с этой фирмой, выступившей главным спонсором строительства, на 10 лет), понадобилось всего два с половиной года и 100 млн евро. Презентация крутой арены, которую в Турции называют «умной», состоялась в начале апреля. Самое время рассказать о ее достоинствах.
Разработчики Vodafone Arena выделяют три главные характеристики умного стадиона. Это соответствие экологическим нормам, безопасность и повышенный комфорт, чтобы болельщики могли почувствовать себя как дома.
Один из секретов умеренной цены стадиона – использование материалов, оставшихся после сноса предыдущей арены клуба «Иненю». В частности, 1500 тонн стали. Кроме того, проект стадиона предполагает обеспечение щадящего воздействия на окружающую среду с помощью использования передовых технологий и оптимизации ресурсов. О том, что у клуба, использовавшего при строительстве исключительно экологически безопасные материалы, это получилось, свидетельствует полученная в прошлом году награда от Green Economy Awards.
По всему периметру арены установлены фотоэлектрические панели, способные накапливать в год около 500 кВА энергии. А с помощью специальных емкостей для сбора дождевой воды клубу удается экономить на поливе газона. Трава на стадионе также необычная. «Бешикташ» стал первым турецким клубом, постелившим гибридный газон. Он имеет искусственную основу, откуда естественным способом растет натуральная трава – такой подход помогает повысить степень износостойкости и улучшить дренажную систему. В прошлом году такой газон был постелен на «Сантьяго Бернабеу».
На территории стадиона расположено несколько ресторанов, VIP-зон, интерактивный музей, закрытая парковка на 600 мест, а также развлекательный центр, где планируется проводить дискотеки, показы мод, свадьбы и другие торжества. Также Vodafone Arena располагает крупнейшим в Турции спортивным магазином.
Самая популярная продукция в нем сейчас – туалетная вода Vodafone Arena, разработанная известным в Турции парфюмером Ведатом Озаном и передающая, по заверениям автора, всю ауру новой арены.
Болельщица дня. 100-летняя фанатка «Бешикташа» посетила стадион на больничной кровати
Буйным турецким фанатам придется вести себя теперь чуть более благоразумно – «Бешикташ» первым из турецких клубов оснастил стадион системой идентификации личности, для чего по всей территории арены установлены 787 камер слежения. Почти столько же, кстати, на стадионе установлено больших экранов.
В 2007 году на матче Лиги чемпионов «Бешикташ» – «Ливерпуль» был установлен мировой рекорд шума на стадионе – 132 дБ. И все говорит о том, что он может быть улучшен на Vodafone Arena. Для новой арены руководство «черных орлов» заказало у одной итальянской фирмы мощную аудиосистему – звук от колонок распространяется на 184 метра без потери децибелов.
Отдельная гордость Vodafone Arena и ноу-хау для мировых стадионов – установленные на спинках кресел экраны, позволяющие болельщикам смотреть повторы ключевых эпизодов матчей. Разработчиком выступила одна из крупнейших мировых компаний в области разработки сетевого оборудования для телекоммуникационных предприятий – Cisco.
Установлены, правда, экраны только на VIP-трибуне, вмещающей 1847 зрителей. Всем остальным в помощь – бесплатный высокоскоростной Wi-Fi.
Это не по-нашему.
А стадионы там уж сколько лет стоят, и ничего такого не происходит. Вон, Олимпийский стадион, на котором проводился финал ЛЧ 2005, стоит себе и не падает.