7 мин.

Карпин: «Не пойду в «Спартак» при Федуне, даже если купят Месси и Криштиану»

Главный тренер армавирского «Торпедо» рассказал, что великолепного есть в ФНЛ, прокомментировал интервью де Зеува и решения Федуна.

alt

— Вы поздравляли Федуна с недавним 60-летием?

— Нет.

— Почему?

— Не вижу смысла. С чего я должен был его поздравлять?

— То есть у вас не те отношения, чтобы послать смс в день рождения?

— Я могу послать. Но, повторяю, не вижу смысла. Для чего? Чтобы напомнить о себе?

— Может, Федуну было бы приятно.

— Понятия не имею. Я вообще не знал про его юбилей. На следующий день в Интернете прочитал, что у Федуна, оказывается, был день рождения.

— Представьте идеализированную ситуацию. Завтра звонит Федун и говорит: «Валера, прости за всё, возвращайся в «Спартак». Купим Месси, Криштиану, будем бороться за победу в Лиге чемпионов». Даже в таком случае откажетесь?

— Да. Дело не в Месси и Криштиану. Любой, даже самый невероятный уровень футболистов не изменит тех вещей, которые происходят в «Спартаке».

— Каких?

— Понимание руководства, куда движется клуб. Вернее, непонимание. В «Спартаке» не знают, чего хотят, что будет с клубом в течение даже 3-4 лет. Я уж не говорю о более долгосрочной перспективе, о 15-20 годах.

— И Федун не сможет этого изменить?

— Нет. Если человек понимает, что он хочет, — можно о чём-то говорить. А когда утром одно, вечером – другое, на следующий день третье, потом пятое, десятое… Если каждый день новое мнение, то о какой стабильности может идти речь?

— Это образный пример? Или конкретно про Федуна?

— Это пример про «Спартак».

— Вы 100 раз сидели на том же горящем стуле, что сейчас Аленичев. Его по делу критикуют?

— Во-первых, я не знаю, критикуют ли его в принципе. Без понятия. Я не читаю прессу.

— Критикуют. Довольно жёстко. Как бывает с любым тренером «Спартака», не выигрывающим в первый сезон чемпионат России, а во второй — Лигу чемпионов.

— Это судьба тренера «Спартака». Нормальное явление. Когда я занимал со «Спартаком» второе место – также критиковали. А сейчас какое место занимает команда? Седьмое? Ну, логично, что критикуют. Что ещё болельщикам и журналистам делать.

— Простой, но важный вопрос: Аленичеву нужно дать поработать?

— Да. Это моё мнение. Но, поймите, дело не в Аленичеве, а в руководстве. Надо сначала понять, куда движется клуб. И только потом назначать того или иного тренера.

— То есть проблема «Спартака» не в главном тренере?

— Да.

— Вы говорили, что не понимаете, как будут использовать Мельгарехо. Теперь поняли?

— А как это может произойти, если я не смотрю матчи «Спартака»?

— Вообще не смотрите?

— За редким исключением. Последний раз видел «Спартак» в дерби с ЦСКА.

— И как вам?

— Никак, естественно.

— А почему другие матчи неинтересны?

— Времени нет. Да и желания особенного. Я живу не для того, чтобы увидеть игру «Спартака». Мягко говоря.

— Вернёмся к Мельгарехо – стоящая покупка?

— Тупо по статистике у него не всё так хорошо, как было в «Кубани». Хотя и в Краснодаре он всего один сезон качественный провёл. Потому я изначально не понимал его трансфер в «Спартак». Но тренер и руководство красно-белых чего-то в нём увидели, раз приобрели.

— Читали интервью Деми де Зеува «Чемпионату»?

— Нет.

— А зря – интересные вещи человек рассказал. В том числе про вас. Например: «После матчей «Аякса» со «Спартаком» позвонил Валерий Карпин, сказал: «Мне очень нравится, как ты играешь. Стиль нам подходит. Что ты думаешь о переходе в «Спартак»?». Это действительно ваши слова?

— С поправкой на переводчика – да. Конечно, мне нравился де Зеув. Иначе зачем я приглашал его в «Спартак»?

— Тем не менее потом вы же назвали его «главным трансферным провалом».

— Да, это правда. Ну как минимум де Зеув – крайне неудачный трансфер. Мы на него всерьёз рассчитывали.

— Деми так прокомментировал свой провал: «Футболисту нужно попасть в свою команду. Вот из «МЮ» выгнали Фалькао и сказали, что Радамель — дерьмовый игрок. Но весь мир знает, что это не так. Просто АПЛ Фалькао не подходит. Про меня в «Спартаке» тоже могут говорить что угодно, но я играл в полуфинале чемпионата мира, забивал за «Аякс». Да и Унаи Эмери мне доверял». И сказал, что российский футбол ему просто не подходит. Это реальные причины или поиск «отмазок»?

— Скорее первое. Логика в словах голландца есть. Играя дома, в привычной обстановке в «Аяксе», Деми раскрывал свои лучшие качества. Но Россия сильно отличается от Европы. Во всём. Возможно, в нашей стране де Зеуву действительно помешали какие-то объективные факторы.

Вообще любой футболист – это загадка. Адаптируется или нет… Правильно Деми сказал – в «Порту» и «Атлетико» Фалькао блистал, а в АПЛ у него ничего не получается. Или те же английские футболисты – по пальцам одной руки можно пересчитать тех, кто нашёл себя в чемпионате Испании.

Тут бабушка надвое сказала. Всегда легко говорить: «Мы купили звезду! Он сейчас всех порвёт!». А на деле может провалиться.

— Другая фраза из интервью Деми: «Мне кажется, Карпин был ещё очень молод для топ-клуба. Может, стоило начать с другой команды, получить опыт?!».

— Ну да, ну да, поэтому «Спартак» при мне занимал вторые места. Видимо, мы выигрывали серебро, потому что мне опыта не хватало.

— То есть вы не были слишком молоды для топ-клуба?

— Повторяю, если «Спартак» занимал вторые места… А сейчас какие занимает? Что тут ещё комментировать?

— Не только де Зеув говорил про Карпина, но и Араз Озбилиз. Армянин считает, что при вас «Спартак» показывал свой лучший футбол.

— Скажу так: «Спартак» при мне играл в понятный футбол. Понятный мне, по крайней мере. Он мог нравиться, мог не нравиться, но команда знала, что делать на поле, чего от неё хочет главный тренер.

— Сейчас «Спартак» играет в непонятный футбол?

— Не знаю.

— Рассказал Озбилиз и о неприятном: «Россиянам в «Спартаке» не нравилось, что легионеры получают больше».

— Это бред. Русские футболисты получали как минимум не меньше иностранцев. Понятно, что кто-то зарабатывал больше, кто-то меньше. Но в целом ценовая политика была равной. Хватало русских футболистов с зарплатой круче, чем у легионеров.

— Продолжаем тему вместе с Озбилизом: «Карпин разговаривал с легионерами на испанском – россиянам это не нравилось».

— Сильно… А на каком мне нужно было с ними говорить — на русском, чтобы они меня не понимали? Спросите у футболистов, почему им это не нравилось.

Вот вы сейчас можете представить уровень бреда, который происходит у них в головах. И с этими игроками надо работать…

— Как вы любите говорить, «футболисты – обиженные дети».

— Так и есть. И я включаю себя в число «обиженных детей». В бытность игроком, разумеется. Я был таким же. Но чтобы жаловаться на то, что тренер знает несколько языков… До такого абсурда я не доходил.

Ну, скажем, Джон Тошак в «Реале Сосьедад» говорил с англичанами на английском. Как иначе-то?! Ну не на китайском же с британцами общаться… Ясное дело, что ни я, ни кто-то другой на это не обижался. И мысли такой в голове не было.

Есть профессиональное отношение к футболу. А есть бред обиженного ребёнка. В той же Испании профи более высокого уровня, чем в России.

— Тогда кто-то из футболистов «Спартака» жаловался вам на языковую проблему? «Валерий Георгиевич, ну почему вы с ними говорите на испанском?» – что-нибудь в этом духе.

— Вы вот сейчас себя слышали? Ну разве не бредовая фраза?

— Бредовая.

— А я о чём… Естественно, никто ко мне с ней не приходил. Игроку было бы неудобно такую бредятину говорить. Но потом в воспалённом мозгу игрока рождается какая-то обида, они начинают обсуждать её между собой… И пошло-поехало.

— То есть вы узнали о ситуации сейчас, из интервью Озбилиза?

— Да. Естественно, с испаноговорящими я говорил на испанском. Это нормальный, профессиональный подход. Но, видимо, кому-то в команде он не понравился.

— В «Спартаке» было много адекватных профессионалов?

— Кто-то больше понимал свою ответственность, кто-то меньше. Но, разумеется, всех игроков того «Спартака» я истинными профи назвать точно не могу.

— Последняя фраза Озбилиза: «Карпин был мне как старший брат». Вам вот не надоели эти клише? Если футболист ушёл из клуба благополучно, тут же начинается: «Тренер мне как второй отец», «тренер мне как брат» и так далее.

— Да всё равно. Тут же простая история: доверял тренер игроку – тренер в глазах игрока хороший. Не доверял тренер игроку – тренер в глазах игрока плохой. Ну как маленькие дети. Тебя наказали, в угол поставили – папа плохой. Тебя не поставили, похвалили – папа хороший. И какой смысл обращать на это внимание?

Полную версию интервью читайте по ссылке