Клаудио Раньери: человек, который любит искусство, антиквариат, книги и… сосиски
Мартин Чилтон из The Telegraph рассказывает о том, каким ему запомнился Клаудио Раньери в бытность свою главным тренером «Челси»
Одна из причин, по которой нейтральные любители футбола хотят, чтобы «Лестер» стал чемпионом, - это желание увидеть улыбку на лице их замечательного тренера Клаудио Раньери.
В прошлом я работал редактором London Evening Standard, в то время, когда Раньери еще руководил «Челси» (с сентября 2000 по май 2004). Несмотря на давление, под которым он находился, он многое дал этой команде.
За время его пребывания на «Стэмфорд Бридж» мы узнали о нем немало любопытных вещей, в частности, то, что он очень образованный для футбольного тренера человек. Он любит искусство, предметы старины и литературу. Он оказался в непростой ситуации после того, как сменил на посту главного тренера «Челси» Джанлуку Виалли в возрасте 48 лет, едва говоря по-английски. Уроженец Рима, перед переездом в Лондон он руководил «Наполи», «Фиорентиной» и «Атлетико» и поначалу прибегал к помощи одного из администраторов клуба Гари Стэйкера, который выполнял функции переводчика Раньери, в то время, как он только начинал брать уроки английского.
В свой первый сезон он постоянно экспериментировал с составом и запомнился своими странными заменами по ходу матчей. Когда я спросил его об отношении игроков «Челси» к такому подходу, о том, не сочли ли они чрезмерным количество изменений, он улыбнулся: «Я слышал, что они говорят, и спрашивал переводчика, что означает слово “tinkerer”. [англ. самоделкин, умелец. В футбольной среде в Англии тренера, постоянно экспериментирующего с составом, также называют “tinkerman” – прим. пер.]
Раньери нравилось жить в Лондоне и, будучи сыном мясника, он любил посещать рестораны города. Больше всего ему нравилась ливанская и индийская кухня, а также линкольнширские сосиски, которые он покупал вместе со своей женой на рынке Ньюарк, когда они ходили выставку антиквариата. Он проводил свободное время, путешествуя по Лондону на метро и заглядывая в лавки предметов старины с супругой Розанной. «Когда мы вместе в Лондоне, мы идем выбирать мебель, стеклянную или фарфоровую посуду, - говорил он в 2002 году. – Сейчас мы ищем мебель из 50-х, в стиле минимализм».
У его жены, преподавательницы искусства, был свой магазин под названием «Ретро» в Риме, где продавались различные классические предметы из 60-х. Раньери сам большой любитель искусства, в особенности работ Моне, ван Гога и Пикассо. Обсуждая искусство с нашим главным футбольным корреспондентом Майклом Хартом, он сказал: «Пикассо. Странно, да, но ничего. Моя жена настоящий эксперт, но я очень люблю искусство. Мне нравится ван Гог, а скоро мы посетим Современную галерею Тэйт».
Конечно, он с энтузиазмом говорил о футболе, о своем восхищении английским духом и удовольствии работать с молодыми, неизбалованными игроками: «У меня большой опыт в перестройке команд, еще с тех времен, когда я работал с молодежью в «Кальяри».
Ему нравились поездки в Вест Энд, где он мог посмотреть мюзикл, а также читать книги. Я вел дневник под названием «Футбольный блокнот» и в сезоне 2003/04 каждую неделю записывал туда по одной книге, которую читали футболисты. «Я не читаю книги. Не занимаюсь теорией, только практикой», - говорил Тедди Шерингем. А когда я спросил о предпочтениях в литературе Раньери, он сказал, что на тот момент читал три книги.
«У меня не так много времени для отдыха, но когда оно есть, я люблю почитать, - говорил Раньери. – Я читаю на итальянском, потому что в конце рабочего дня очень трудно заниматься английским. Сейчас я читаю книгу итальянского журналиста Беппе Севернини, она называется Inglesi – все, что есть в ней английского. Вторая называется «Лидерство» Рудольфа Гулиани, бывшего мэра Нью-Йорка, а третья представляет собой хроники жизни священника, у которого было своя церковь в Италии, и он помогал беспризорникам.
«Три? И здесь ротация?», - пошутил наш ведущий Кен Дайер в разговоре с Раньери. Последовала пауза, а за ней две минуты неудержимого веселого смеха итальянца, который сказал: «Да, именно так. Клаудио чередует даже книги».
Удачи этому самому добродушному из всех футбольных тренеров.