Узнает ли себя Аленичев?
Обозреватель "СЭ" – о корнях очередного провального сезона "Спартака" и драме Дмитрия Аленичева.
В сухом остатке огненной российской футбольной субботы (спасибо клубам, выполнившим мою субботнюю просьбу через "СЭ" подхватить эстафету у матча "Ливерпуль" – "Боруссия") – один непреложный факт. Если чемпионская и еврокубковая гонка запуталась до предела, то для "Спартака" за шесть туров до конца чемпионат, по сути, закончен. Артем Дзюба, забив победный (что ему, признавшемуся, что "не забудет и не простит", думается, особенно сладко) третий гол и блестяще организовав четвертый, размашисто расписался и поставил смачную печать на этой уже ежегодной "похоронке" своему бывшему клубу.
Гляжу на "Спартак" – и возникает ассоциация с хоккейным "Эдмонтон Ойлерз". Такое ощущение, что эти клубы расплачиваются за своих грандиозных предшественников. Нынешние "Нефтяники", влачащие жалкое существование, без конца меняющие тренеров и уже 10 (!) лет не выходящие в Кубок Стэнли, уравновешивают на чаше весов спортивной судьбы великое поколение Гретцки и Мессье, Курри и Коффи. А теперешняя пародия на "Спартак" – это отрыжка девятикратного чемпионства 90-х с блеском Тихонова и Цымбаларя, Титова и Аленичева, инерция которого позволяет красно-белым до сих пор с отрывом лидировать по домашней посещаемости. Тогда был прилив – теперь эпоха отлива. Вот только сколько еще лет болельщикам одних и других отрабатывать за былое многолетнее счастье?
Не представляю себе, что шесть очков отставания даже от пятого места на такой дистанции можно было наверстать – особенно с такой "стабильностью". Ведь у того же "Краснодара", это самое место ныне и занимающего, календарь легче, чем у красно-белых, игра – качественнее, стабильнее и устойчивее, состав лучше и скамейка намного длиннее. Осталось разве что побороться за никому не нужное шестое место с "Тереком" – благо, игра с ним "Спартаку" предстоит дома. Сверхзадача, что уж там!
Многим болельщикам "Спартака" обидно, что очередной крест на очередных мечтах поставлен после матча на "Петровском", первый тайм которого был одним из лучших, если не лучшим, для команды в сезоне. На такое биение жизни, какое атака команды Дмитрия Аленичева показала до перерыва, подозреваю, мало кто рассчитывал. И голы были забиты после образцово-показательных пасов и комбинаций, и сами эти 45 минут едва ли хоть в каком-то отрезке были зенитовскими. Красно-белый народ не мог поверить своим глазам.
Вот только, начиная с первой же минуты после перерыва, "Спартак" был разрушен до основания, спален дотла. И это стало четким воплощением поговорки "не было бы счастье, да несчастье помогло". В первом тайме в центре поля у "Зенита" гуляли лютые балтийские ветра, но после травмы Данни Андре Виллаш-Боаш вынужден был заменить его на Хави Гарсию. И вдруг оказалось, что появление испанца сбалансировало всю зенитовскую игру, захлопнуло калиточку, через которую "Спартак" развивал одну атаку за другой. А уж когда еще и большой защитник Гарай заменил Нету...
Иной упрямый спартаковский болельщик возразит: "А если бы восторжествовала буква закона, и стало бы 1:3?"
Так вот: даже если бы Михаил Вилков поставил заслуженный пенальти при 1:2 за игру рукой Халка, и "Спартак" увеличил отрыв до двух мячей, ему с нынешней убогой обороной едва ли что-то было бы гарантировано. К слову, чтобы закрыть судейскую тему, два неназначенных после 11-метровых уже в ворота "Спартака" за фолы Боккетти на Дзюбе, полагаю, обнуляют вероятные претензии поклонников красно-белых по этому эпизоду. Нечего на судейство пенять, коли...
Это самое "коли" я в субботу сразу после матча горячо обсуждал в эфире "Матч ТВ" с группой уважаемых коллег. И, в частности, дословно высказался так: оборону "Спартака" надо разгонять в полном составе. А как иначе говорить об опытных игроках (ладно бы еще – о молодежи), которые пропустили не только на 18 голов больше "Ростова" и 11 – "Терека", но и на 8 – "Крыльев", 6 – "Амкара", 1 – "Уфы"?
Подозреваю, что кое-кто за эти слова про разгон, произнесенные в эфире федерального канала, на меня сильно обиделся. Но, послушайте, как уважающая себя команда, заявляющая о желании бороться за чемпионство (помните это высказывание Дмитрия Аленичева?), может проводить почти целый круг с таким основным центральным защитником, как Владимир Гранат? Описывать, что с ним делали полузащитники "Зенита", постесняюсь – нет таких приличных слов в русском языке. У "Зенита" нынче – Гарай в запасе, у "Спартака" – Гранат в основе. Буквы в фамилиях почти те же самые, но что при таких раскладах команде вообще можно рассчитывать?
Нет, не собираюсь делать Граната козлом отпущения. Его роль в команде – не более чем символ, выпуклая иллюстрация того, что происходит в "Спартаке" в целом.
И тут возникает вопрос: как такое могло получиться? Как вышло, что того же Таски зимой отдали в аренду на лавку "Баварии", а на его место, имея кучу времени, вообще никого не приобрели, оставшись с зияющей дырой на главнейшей позиции?
Это, боюсь, во многом стало результатом того, как главный тренер Аленичев поставил себя перед владельцем клуба Леонидом Федуном.
Аленичев – замечательный, воспитанный, переживающий за "Спартак" всей душой человек. Он даже матом на игрока не позволит себе накричать. Разве что на "вы", как Борис Аркадьев, к своим футболистам не обращается.
Но нельзя пытаться быть хорошим для всех. Когда-то Федун бесцеремонно назвал Владимира Федотова "дамой, приятной во всех отношениях", и это как раз было несправедливо и некрасиво – тем более по отношению к немолодому человеку, вообще-то занявшему второе место при очень приличной игре и дважды из двух раз обыгравшему на выезде тот же "Зенит" – 4:1 и 3:1.
Мне как человеку, выступавшему за назначение Аленичева главным тренером "Спартака", больно это признавать, но в этом сезоне такая характеристика гораздо больше подходит ему.
Дважды – перед началом сезона и перед его весенним рестартом – публично повторить, что "состав укомплектован", при том что все вокруг видели прямо противоположное и убедились в этом на практике, означало лишь одно. Стремление потрафить хозяину. А тренер должен уметь у хозяина требовать. Не истерически, не Месси с Роналду, не заламывая руки в ультиматумах, – но твердо и последовательно.
Рассказывают, что в межсезонье Аленичев, получив предложение от "Спартака", не то что не ставил никаких условий по деньгам или чему-либо другому, а моментально подписал то, что предлагали. Просто потому что мечтал тренировать "Спартак". И в результате, согласно этим данным, его контракт по схеме "1+1+1" составлен таким образом, что если в нынешнем сезоне красно-белые не попадают в еврокубки (а они уже мимо них проехали), то он может быть летом расторгнут без копейки компенсации.
С одной стороны, такой подход говорит о том, что Аленичева вообще не интересовала материальная сторона, а волновали только "Спартак" и футбол. Что, конечно же, здорово – сейчас редко такое встретишь. Но обнаружилась у этой медали и оборотная сторона – ради вожделенной возможности работать в "Спартаке" он, оказалось, готов мириться с чем угодно.
Подозреваю, что более сговорчивого и покладистого тренера Федун за свои 12 лет во главе клуба еще не видел.
Когда Валерий Газзаев неделю назад говорил, что "Спартаку" для борьбы за высшие награды нужны были бы еще шесть-семь Промесов – он, может, чуток и гиперболизировал (поди найди сейчас столько игроков такого уровня, которые согласились бы поехать в Россию), но подсознательно имел в виду и другое. Что сам он, Газзаев, не шел бы на поводу у владельца клуба и молчал, лишь бы остаться на своем посту. Может, все это в отношении Аленичева на самом деле и не так, – но со стороны выглядит, будто он занял позицию: "Чего изволите?".
Тренер обязан порой быть неудобным – нет, разумеется, не всегда, но когда убежден в собственной правоте. А допустить, что Аленичев зимой реально считал нынешний состав укомплектованным и конкурентоспособным, я не могу. Потому как уверен в его футбольном вкусе, да и после матчей – в том числе и теперь, на "Петровском" – он дает им объективные и здравые, порой очень самокритичные оценки. Хотя вот теперь его умение подбирать себе штаб не по дружбе, а по профессиональным качествам вызывает у меня большие сомнения.
Уж в чем я точно был до сезона уверен, так это в его характере, которому он не изменит, не может изменить. И в итоге этот, а не какие-то игровые моменты, стало для меня пока самым большим разочарованием.
Где тот Аленичев, который готов был ценой своей карьеры отстаивать истинные, по его убеждению, спартаковские ценности, придя в редакцию "СЭ" на отчаянное интервью "Старков – тупик для "Спартака"?" Где тот Аленичев, который готов был, столкнувшись с политикой двойных стандартов, везти дубль "Арсенала" на матч с ЦСКА? Со всеми этими поступками можно было до хрипоты спорить и не соглашаться, но они говорили о цельности и принципиальности его натуры.
Но в первом сезоне во главе "Спартака" все это почему-то куда-то пропало.
Взять хотя бы известную ситуацию с Романом Широковым. В ней Аленичев опять же решил быть хорошим для всех. Для Федуна – тем, что так и не поставил полузащитника на пресловутый 15-й матч, который означал автоматическое продление на год тучного и крайне нежеланного владельцу контракта. Для Широкова – тем, что не начал ему врать, а объяснил в глаза, что в сложившейся ситуации не может поступить иначе. При этом в интервью и на пресс-конференциях тренер всякий раз утверждал, что Широков ему нужен. Но, мол, вмешались обстоятельства непреодолимой силы.
Но что-то тут не складывается. Если Широков действительно был Аленичеву нужен, он должен был четко сказать это Федуну. Не пришло же, например, в голову главному тренеру "Чикаго Блэкхокс" Джоэлю Кенневилю в последних 15-20 матчах не ставить или давать минимальное игровое время Артемию Панарину, потому что из-за его сверхрезультативности клуб в итоге "попал" на огромные бонусы и вышел прилично за потолок зарплат, за что вынужден будет заплатить НХЛ штраф! А ведь "Ястребы" задолго до окончания регулярки вышли в плей-офф и теоретически могли себе такое позволить. И генеральный менеджер Стэн Боумэн по идее мог шепнуть Кенневилю что-то подобное. Но что бы тогда думал о клубе и сам хоккеист, и болельщики?
Если же Широков не был нужен Аленичеву, не надо было на публике говорить обратное. В любой публичной деятельности, на мой взгляд, должно быть одно железобетонное правило: можно недоговаривать, но нельзя лгать. Это касается тренеров, президентов, игроков, журналистов – кого угодно. А чтобы остаться хорошим для всех, кому-то, выходит, в этой ситуации он слукавил. Или самому Широкову, или болельщикам. Кстати, на его место опять же никто приобретен не был.
Данное им перед сезоном публично обещание наигрывать и развивать свою молодежь опять же на поверку не реализовалось. Да, фрагментами на поле выходили и выходят Кутепов, Зуев, Давыдов, Мелкадзе – но ни один из молодых не получил настоящего шанса закрепиться в основе, как тот же Головин в ЦСКА или Миранчук в "Локо". А Кротов с Давыдовым, которые стали единственным хорошим воспоминанием времен Мурата Якина (к которому, к слову, я своего отношения ничуть не изменил, да и он, в отличие от Унаи Эмери, мир после ухода из "Спартака" пока не перевернул), разбежались по Уфе да Чехии.
Кто-то выходит по чуть-чуть на замены, кто-то разъехался по городам и весям, кто-то сидит в глухом запасе и "Спартаке-2": как нахваливали по осени того же Обухова, но ему в основе вообще не дали ни шанса. И даже в ситуациях 50 на 50, как в случае Граната и Кутепова, делается бесперспективный и приземленный выбор.
Тут, правда, можно привести в пример ситуацию с Гинером, Слуцким и Щенниковым. Перед первым полным сезоном Леонида Слуцкого во главе ЦСКА, в 2010 году, президент клуба вызвал его и попросил как минимум на десять матчей поставить в стартовый состав воспитанника клуба Щенникова. При этом Гинер подчеркнул, что, выдвинув такое требование, снимает с тренера ответственность за итоговый результат. В результате Щенников в том чемпионате провел 25 матчей, над Слуцким не висел топор отставки, а команда заняла уверенное второе место и дошла до четвертьфинала Лиги чемпионов. В обоих матчах победной 1/8 финала против "Севильи" и в обоих же – против "Интера" Щенников играл в стартовом составе.
Над Аленичевым топор отставки висел и висит каждую секунду, вот он и предпочитает не рисковать. Но в итоге получается, что, ставя того же Граната, и на будущее не работает, и текущих ляпов не избегает.
Вернемся к тому же Широкову. Если тренер все-таки был убежден, что тот ему нужен, то обязан был отстаивать свою позицию. Случись же ситуация, при которой после "сверхлимитного" выхода Широкова в основе Федун его бы уволил – Аленичев уходил бы героем. И легенда об Аленичеве, благодаря которой на его прощальный матч в Черкизове забился полный 30-тысячник, развилась бы уже до состояния какого-то эпоса.
Теперь же, если Федун после сезона примет то же решение, все, боюсь, пройдет грустно, но буднично. И без бурь и потрясений. Потому что, во-первых, к этому круговороту 10% в природе спартаковские болельщики давно привыкли. А во-вторых, от Аленичева они ожидали, что он для них станет Особенным – как назвал себя на первой пресс-конференции в "Челси" один из его учителей Жозе Моуринью. Пытаюсь представить себе, что устроил бы португалец руководству клуба, которое задумало бы провернуть такой фокус, как с Таски, – страшно становится. И не думаю, что в "Порту" или где-либо еще, включая "Реал", Моуринью вел себя иначе.
Боссы должны понимать, что тренер очертил свою профессиональную и личностную территорию. За которую ты не можешь ступить ни ногой, если не хочешь получить море проблем. Вы представляете себе, чтобы тот же Моуринью на месте Аленичева сказал: "Состав укомплектован"?
Поэтому, если летом Федун решит дать Аленичеву, которого я по-прежнему считаю перспективным тренером, второй шанс, тот это будет иметь право на жизнь только в одном случае. Если главный тренер, пройдя через тяжелейший первый сезон, сбросит с себя путы страха быть уволенным и потерять работу своей мечты. Если готов будет – нет, не стукнуть кулаком по столу (зачем вся эта театральщина?), но прийти к владельцу и твердо сказать: "Я готов продолжать работать, если будет сделано то-то и то-то". Так, кстати, пару лет назад сделал Станислав Черчесов. После чего был быстренько отжат Романом Асхабадзе, осознавшим, что для него дело запахло керосином...
Совершенно очевидно, что, если команда с гиперамбициями не выигрывает трофеев уже 13 лет, то в этом не может быть основной вины очередного тренера. Но пусть даже, как пел Макаревич, "вверх и в темноту уходит нить" (хотя уж чего тут темного, светлее некуда), тренер всегда имеет возможность не обезличиться, не перестать быть самим собой.
Вспомните, каким вы были всего год назад, Дмитрий Аленичев. И, посмотрев на себя в зеркало, ответьте на один вопрос: вы узнаете себя? Вы – это тот Аленичев, гордый и несгибаемый, которого за эти качества и полюбил болельщик "Спартака"? Тот ли, что в 98-м набрался духа и пошел к Олегу Романцеву с твердой просьбой отпустить в Италию? Тот ли, что, будучи, казалось бы, уже накрепко вовлеченным в политику, чувствовал себя там неуютно, мечтал о тренерской профессии и, когда предложили возглавить юношескую сборную России (!), с облегчением вышел из Совета Федерации со всеми его благами за полтора года до истечения сенаторских полномочий?
Или как раз в этом сезоне в вас вдруг проснулся долго дремавший сенатор – ибо ясно, как делается наша современная политика? Зачем он вам?
Спрашиваю об этом вовсе не потому, что в субботу на "Петровском" вы проиграли с разгромным счетом 2:5. Лучше уж так, чем как в мартовских 0:1 от ЦСКА. Тогда был полный, абсолютный тухляк. А теперь первым питерским таймом вы даже вправе чуть-чуть гордиться.
Но вашей творческой идеи, вашего игрового ресурса, поначалу здорово работавших, хватило лишь на тайм. И это закономерно. Потому что выпускать со скамейки вам было элементарно некого. В отличие от всех остальных клубов с топ-претензиями. А против "Зенита" это не работает.
Скамейка "Краснодара" едва ли не качественнее вашей основы. И это – результат не только работы селекционной службы, но и вашей, Дмитрий Анатольевич, готовности мириться с любыми условиями для работы. Никогда не думал, что к Аленичеву может быть применен эпитет "удобный". Но видим мы именно это.
Пишу все эти вещи только потому, что с большой человеческой симпатией отношусь к Аленичеву, и ни для кого это, полагаю, не секрет. И надеюсь, что Аленичев-конформист образца сезона-2015/16 окажется случайным и не настоящим.
Вот только бы не сломаться после этой типичной для современного "Спартака" проверки на прочность. Ой, не каждый выходил из нее обновленным.
А "Спартак" в любом случае поплетется все тем же бездорожьем. На великолепном стадионе, с чудесным музеем, за которые, кстати, безоговорочное спасибо все тому же Федуну, он продолжит копать от забора и до обеда.
Его молодые звездочки, воспитанные в отличной сокольнической академии, продолжат разъезжаться по Чехиям и Швейцариям, а созревшие, но вовремя и по достоинству не оцененные звезды – по "Зенитам" и "Краснодарам", "Локомотивам" и "Терекам". Крицюки, Подберезкины и Смоловы продолжат выбирать "Краснодары": последнему, как я наслышан из компетентных источников, самое щедрое предложение (при наличии "Зенита" и ЦСКА) сделал "Спартак". Но репутация...
А если о воспитанниках, то только ведь подумать: если бы правый край обороны был с десяток лет забетонирован Олегом Кузьминым, по сей день говорящим, что "Спартак" – в его сердце. Если бы в центре поля плеймейкерствовал Олег Иванов, справа в полузащите вырезал свои навесы и "стандарты" Александр Самедов, а завершал их усилия большой и веселый человек, чью фамилию спартаковские болельщики от бессильной злости брезгуют произносить полностью...
Но этот самый человек по фамилии Дзюба сначала сравнивает счет в концовке матча в Москве, а потом забивает победный и конструирует страховочный гол в Питере. И после каждого гола отчего-то по-испански кричит: "Vamos!" – "Вперед!"
Он действительно идет и хочет идти вперед по своей карьере и за одно это заслуживает уважения. А "Спартак" эры Федуна продолжает бег на месте. Который только в песне Высоцкого – общепримиряющий. Болельщики красно-белых примириться с ним не смогут никогда.
Тут важно другое - Федун по прежнему считает Аленичева перспективным тренером или уволит по окончании сезона?