Касорла – игрок, который не сфальшивит
«Карманный» плеймейкер
«В маленьких бутсах, в маленькой форме, он выбегал на большой стадион», – эти слова из песни Семена Слепакова об Андрее Аршавине как нельзя лучше подходят игроку «Арсенала» Санти Касорле. Пусть он не вырос плечистым гигантом, но на этих плечах он вынес не одну победу канониров в последние годы. При росте всего 168 см его часто называют «карманным» плеймейкером, но миниатюрность превратил в свой козырь, за счет которого умело ускользает от подкатов и незаметно подкрадывается к сопернику. Как же сейчас лондонцам не хватает юркого испанца, после травмы которого «Арсенал» постепенно сполз по таблице. А ведь еще осенью чемпионство казалось таким осязаемым.
Касорла не был первой скрипкой оркестра Арсена Венгера. Гораздо чаще овации трибун срывали Озил и Санчес, но Касорла был именно тем исполнителем, который неизменно чисто исполнял свою партию. Если кто-то начинал фальшивить, то испанец заглушал своей игрой горе-музыкантов. А если вдруг штатные «чернорабочие» уходили на больничный, то Санти мог в одиночку и рояль на себе потаскать. Лишь бы концерт состоялся.
К прискорбию болельщиков, канониры редко радует бесперебойно яркими выступлениями. Нестабильность – ключевая черта «Арсенала» в эру Венгера. Красно-белых из сезона в сезон продолжает лихорадить. Череда ярких побед неизменно сменятся серией блеклых ничьих и поражений. Нынешний сезон – отражение последнего десятилетия, когда чемпионские амбиции с незавидной периодичностью разбивались о регулярные провалы, которые затягивались на долгие недели, а то и месяцы.
Конечно, нельзя сказать, что именно травма Касорлы выбила канониров из чемпионской гонки. Если бы кто-то решил вывести формулу нестабильности «Арсенала», то ему пришлось бы провести детальное научное исследование, учитывающее множество взаимосвязанных факторов, которые переплетаясь, создают губительный для клуба синергетический эффект. Но основные составляющие уравнения выявить несложно. Как известно, команда состоит из футболистов. А кто в составе «Арсенала» всегда играл на неизменно высоком уровне? Кажется, кроме Касорлы назвать больше некого.
Огранка алмаза
Эта черта была характерна для Санти не только в Англии. Ему удавалось избегать провалов и в испанской Примере, где игрок отыграл девять сезонов. Начинал он в скромном «Овьедо», но достаточно быстро оказался в «Вильяреале», который в первой половине 2000-х постоянно претендовал на попадание в еврокубки. Касорла стал известен широкой публике в самый успешный период команды в новейшей истории. В сезоне-2005/06 «Вильяреал» сенсационно дошел до полуфинала Лиги чемпионов, где дорогу ему преградил «Арсенал». 21-летний «мальчик-с-пальчик» тогда еще не был главной звездой команды. В то время атаками «Вильяреала» дирижировал возможно самый недооценённый талант прошлого десятилетия Хуан Роман Рикельме, у которого юный падаван Касорла многое перенять сумел.
После ухода Рикельме и Форлана именно о Касорле постепенно заговорили, как о лидере «субмарины». Игрок прогрессировал от матча к матчу и при этом мог сыграть на любой позиции в полузащите. По признанию самого Санти, самое важное для футболиста – постоянно самосовершенствоваться. Он всегда оставался после тренировок и отрабатывал удары. Именно так игрок сумел отточить навык, который сделал его практически уникальным в современном футболе. Касорла – один из немногих, кто одинаково хорошо пробивает с обеих ног. В совокупности с неповторимой техникой и феноменальным видением поля, «двуногость» футболиста выделяла его из всех игроков тогдашнего «Вильяреала».
Касорле повезло (или не повезло) играть в одно время с самыми мастеровитыми полузащитниками возможно за всю историю страны. Пиренейская земля подарила миру такую россыпь ярчайших брильянтов, что ценность Санти размылась под влиянием испанской футбольной гиперинфляции. Касорла, безусловно, – тоже брильянт, просто его «каратность» пониже чем у Хави и Иньесты. Да и распиарен он поменьше, чем Мата, Сильва или Фабрегас. Поэтому, когда речь заходит о талантливейшем испанском поколении, мало кому на ум приходит именно Сантьяго, хотя по ряду компонентов он даст фору многим землякам.
Как бы ярко ни играл испанец, его постоянно сравнивают с более именитыми соотечественниками. Как тогда, так и сейчас Касорла остается одним из многих. Это напоминает историю с нашими космонавтами. Спроси любого, кто такой Юрий Гагарин, и получишь внятный и, возможно, развернутый ответ. Но кто такой Герман Титов – хорошо, если знает один из десяти.
Несмотря на столь богатый выбор, в 2008 году тренер сборной Испании Луис Арагонес пригласил Касорлу в свою команду, которая спустя несколько месяцев выиграла чемпионат Европы. Санти не был игроком основы на триумфальном турнире, но в каждом матче выходил на замену. Следующему тренеру сборной, Висенте Дель Боске, Касорла тоже приглянулся. Только из-за травмы хавбек не сыграл на чемпионате мира в 2010-м году. Зато на первенстве Европы в Польше и Украине, где испанцы повторили успех четырехлетней давности, он гармонично встроился в оркестр, который грянул победным маршем.
Любимчик Пеллегрини и замена Аршавину
Параллельно с успехами в сборной шла в гору и клубная карьера. По окончании сезона-2010/11 лидера «Вильяреала» хотели заполучить многие толстосумы. Касорлу почти подписал мадридский «Реал», и дело даже дошло до предварительного договора, но сам игрок выбрал «Малагу», которую возглавил Мануэль Пеллегрини. Как позже признался Санти, он хотел играть постоянно, а в «Реале» бы такая возможность представилась едва ли.
Зато Пеллегрини, который практически воспитал Касорлу в «Вильяреале», обещал сделать его главной звездой. За счет катарских нефтемиллионов «Малага» оптом закупала именитых футболистов, и Касорла, по мнению чилийца, должен был повести их за собой. В скромную команду пришли такие мастера, как Руд ван Нистелрой, Мартин Демичелис, Энцо Мареска и еще с пяток ветеранов европейского футбола.
Все помнят, чем закончилась история с мыльным пузырем под названием «Малага». Шейхи после своего ухода оставили одни руины. Но для Касорлы тот единственный сезон в андалусской команде стал трамплином, который забросил его в Лондон. «Арсенал» тогда испытывал проблемы с креативными полузащитниками. Звезда Андрея Аршавина стремительно затухала, и Венгеру был нужен футболист, который смог бы отдать последний пас. Испанец виртуозно справился с этой задачей. При этом он не только раздавал направо и налево голевые передачи, но и сам завершал атаки. Сезон-2012/13, в котором Санти забил 12 голов и сделал 12 ассистов, стал пока самым результативным в карьере Касорлы.
Камертон «Арсенала»
После прихода в команду Месута Озила специалисты и болельщики ломали головы, как две «десятки» будут играть вместе. Венгер не сразу сумел развести двух звезд на поле, наломав немало дров поочередными переводами обоих на фланг. Но решение было найдено. Венгер – один из первых, кто опустил одного разыгрывающего в опорную зону. К слову, подобный трюк позднее проделал Леонид Слуцкий с Аланом Дзагоевым и еще много тренеров, но Арсен был одним из первопроходцев, решившихся на нестандартный шаг.
Именно при такой расстановке «Арсенал» заиграл в свой лучший футбол за последние годы. Касорла в роли оттянутого плеймейкера раскрылся с новой стороны и стал ключевой фигурой при переходе от обороны к атаке. А при аккомпанементе Озила и Санчеса порой создавалась неповторимая полиритмия, которая, помимо зрелища, дарила еще и результат. Травма Касорлы лишила «Арсенал» незаменимого исполнителя в сыгранном оркестре Венгера. Ни Рэмзи, ни Артета, ни Эльнени (последний возможно пока) не смогли достойно исполнить партию испанца.
Многострадальные медики канониров анонсируют выздоровление игрока в апреле. Вряд ли возвращение Касорлы вернет «Арсенал» в чемпионскую гонку. Слишком многое уже упущено. Сейчас важнее настроить многоголосие, которое без Санти порой превращается в какофонию. Да, без него порой выходят вполне складные попурри, но через пару выступлений, кто-то неизменно начинает фальшивить.
«Арсеналу» не хватает игрока, который не опустится ниже своего уровня. Без него команда не может «исполнить» ровно даже отдельно взятый матч, упуская победу при счете 2:0, пусть и над боевитым, но все же «Вест Хэмом».