И никакой депрессии! Как живет «Спартак-2»
«Спартак-2» идет на пятом месте в ФНЛ, но подняться в премьер-лигу ему не суждено – регламент… Как живет «народная команда» под номером 2, узнал корреспондент «ССФ», побывав на базе в Тарасовке.
В Тарасовку журналистов нынче пускают только в сопровождении кого-либо из департамента по связям с общественностью. Но меня «в качестве исключения» курировал начальник «Спартака-2» Юрий Бавыкин, чему я был только рад – он оказался отличным гидом и главным источником информации. Ведь, оказавшись за высоченным глухим забором, я обнаружил, что все другие источники по горло заняты и им не до разговоров. Ребята из «Спартака-2» бегали на верхнем поле, искусственном. На нижнем, натуральном, «Спартак» № 1 упражнялся в игре шесть на шесть с донельзя сближенными воротами.
– Просто стечение обстоятельств, что одновременно с ними тренируемся, – поясняет Бавыкин. – Обычно у них тренировка в 10.30, у нас в 12, но сегодня почему-то они на час позже начали. У главной команды свое расписание, мы смотрим и под них подстраиваемся. Чтобы не пересекаться. И точно так же дубль подстраивается под нас. И питаемся так же, по очереди. Столовая-то одна на всех – в главном корпусе.
«ОН ВСЕ ВИДИТ!»
Сияло солнце, на базе у него уже работы не было – снег или сошел сам или с ним расправились люди и система отопления полей. В отличие от поселка, из-за распутицы погрязшего, пардон за тавтологию, в весенней грязи, на базе было сухо и чистенько. Зеленело молодой травкой третье поле, недавно освобожденное от покрывала… Для пущей идиллии не хватало только пасущихся коровок и щебетания пташек. Но последние в центральной России почему-то вывелись…
Под стать погоде было и настроение – и внизу, и вверху люди работали с шутками-прибаутками. И даже так и не закрепившийся в главной команде, а «зависший» во второй Саша Козлов, которого сейчас мял, тискал, скручивал в бараний рог кто-то из массажистов, воспринимал экзекуцию с улыбочкой. Он работал по индивидуальной программе – из-за недавней травмы.
– Не филонь! – тоже в шутку крикнул ему снизу Дмитрий Аленичев, посылая, очевидно, сигнал, что он, Саша, вовсе не отработанный материал: за ним следят, и все в его руках – точнее, ногах.
– Все видит! – улыбнулся Бавыкин.
В команде Евгения Бушманова 32‑летний Дмитрий Кудряшов не всегда выходит на поле, зато успешно исполняет роль наставника молодежи
АВТОБУС? ПОЧТИ ТАКОЙ ЖЕ, КАК У ГЛАВНОГО «СПАРТАКА»…
Тарасовка – это четыре поля с подогревом (два натуральных и два искусственных) и три корпуса. В первом живет первая команда, во второй соответственно «Спартак-2», в третьем – дубль (она же «молодежка»).
– Условия проживания у всех команд различаются?
– Конечно. Статус ведь разный. Ребята из главной команды расселены по одному, в номерах все удобства. Там же в главном корпусе и тренажерный зал, и столовая. Мы живем по 2–3 человека. А дубль – по четыре минимум. Все номера забиты. Потому что большая ротация, много ребят из академии приезжает. Условия довольно спартанские. Общие – и туалет, и душ.
– А гостиницы на выездах вам по статусу какие положены?
– Три-четыре звезды максимум. Никаких «пятерок»! По два человека селим.
– В экипировке тоже есть какая-то разница между вами и главным «Спартаком»?
– А вот здесь – нет. Все одинаково. На год выдают каждому те же костюмы – парадный, тренировочный, шорты, майки, куртки... Поэтому и переходы из команды в команду безболезненные – все в одной форме. В этом году дали черно-красную.
– Автобусы, на которых ездят команды…
– Конечно, разные! У дубля намного проще. Но наш автобус почти такой же, как у главного «Спартака»: есть и холодильник, и телевизоры. Разве что у них все поновее.
– На выездные матчи на автобусе добираетесь?
– Только в Нижний и Ярославль, а в основном летаем – на обыкновенных рейсовых самолетах.
– Тренажерный зал – один на все три команды?
– Конечно. Шикарный! Недавно еще более современное оборудование привезли. Хотя куда уж современнее!
– На сборах экономили? В Крым куда-нибудь ездили?
– Нет. Все три были за границей – на Кипре. Как Турцию закрыли – все туда рванули. И не только российские команды. Полей на всех не хватало, многие мучились. Но нам удалось решить эту проблему. Было одно поле, на котором тренировались только мы. Дубль, кстати, тоже был на Кипре, только на двух сборах. Жили в соседнем отеле.
Полузащитник Иппэй Синодзука в тренажерном зале
«НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ…»
– В команду иногда приходят ребята из главного «Спартака». Насколько болезненно для них понижение в статусе? Вот Макеев заявлен…
– Да, заявлен, но ни одного мачта не сыграл. Играл за нас Брызгалов, но так сильно, что вернули в первую команду. По регламенту все, кто за нас заявлен, могут играть и в основном «Спартаке». Поэтому кое-кого из главной команды и вносят в заявку – на всякий случай, чтобы имели игровую практику, если ее недостаточно. Макеева, Брызгалова, Песьякова заявили. Был Кротов, Пашка Яковлев… Ну и наши – Мелкадзе, Зуев, Кутепов – уже тренируются и играют за главный «Спартак»…
– Берут вещички и топают в главный корпус…
– Для того чтобы топать в главный корпус, нужно решение главного тренера. Жить можно и там, где жили раньше, – главное, чтобы на тренировку не опаздывали.
– В Москве вы играете на стадионе в академии – там трибуны «символические». А на выезде много народа на вас ходит?
– Да. Ведь «Спартак» для всех очень сильный раздражитель. Много приходит и местных спартаковских болельщиков. Везде ведь есть региональные ячейки «Спартака». В Нижнем недавно наших было больше тысячи! А когда играли в Красноярске, целая трибуна сидела спартаковская. Всего тысяч шесть было, из них – полторы тысячи наших, причем активных фанатов. 4:0 мы там выиграли. Ездят и из Москвы человек десять, делают свои «золотые выезды».
ФУТБОЛЬНЫЙ МОРДОБОЙ
Пока мы разговаривали, игроки перетащили ворота поближе друг к другу, тренеры разметили площадку величиной с две штрафных, и началась такая же заруба, как недавно на нижнем поле – шесть на шесть на вылет (турнир из трех команд). Причем никто не отменял правило «вне игры», что создавало еще большую толчею. Сущий футбольный мордобой!
– Как с цепи сорвались. На компот, что ли, играют?– пошутил я.
– Здесь не постоишь… На них ведь у всех «полары» – датчики…
– Круто!
Узнаю среди игроков Кирилла Комбарова, японца Иппэя Синодзуку (три года назад познакомились) – в прошлом году сменил третий корпус на второй, забил один гол во второй лиге (победный, в Костроме), но в этом году пока не выпускали… Один из спартачей был явно другой весовой и возрастной категории.
– А это что за глыба?
– Кудряшов. Такая конституция, ничего не сделаешь. Зато мастерства – вагон! Играет такого… свободного художника. Но не всегда попадает в стартовый состав. Дима больше сейчас наставник молодежи. Иногда, когда не хватает народа, и тренер Коновалов выходит, четырехкратный чемпион России. Рядом с ним волей-неволей бегать будешь!
Полузащитник Александр Зуев с тем самым GPS- акселерометром
«GPS НЕ КАЖДЫЙ КЛУБ ПОТЯНЕТ…»
За чудо-датчики на телах футболистов в «Спартаке-2» отвечает тренер по физподготовке Александр Зайченко – тот самый (не массажист, оказалось), кто мучил Сашу Козлова. Он без вопроса уж точно не останется.
– Что за датчики, Александр?
– Датчики измерения частоты сердечных сокращений – «Полар». Также наши игроки носят GPS-акселерометры. Они для того, чтобы мы знали, какие дистанции игрок пробегает, с какими скоростями, с какой интенсивностью работал. В результате тренер понимает, кто в каком состоянии, восстановился или нет, какие нагрузки ему давать.
– После каждой тренировки вы считываете данные…
– Большая работа. Часа три надо, чтобы все проанализировать.
– Такое уже во всех командах первой лиги используют?
– «Полар» – практически везде. А GPS не каждый клуб потянет. В дубле нашем только «полары».
Есть вопрос и к жертве хозяина датчиков – Александру Козлову:
– Вы поиграли и за главную команду. Думаете, наверное, постоянно: вызовут – не вызовут…
– Вовсе нет! Мне надо играть, а не думать. Пускай думают об этом тренеры. Да, в прошлом году вызывали, в этом – все время со второй командой…
– Не обидно? Жили, наверное, в главном корпусе, потом перевели во второй…
– Да мне все равно! Там, конечно, отдельные номера. А здесь общие, как в пионерлагере. Но проблем нет. У нас трехместный номер, но живем вдвоем. Есть вай-фай, телевизор, все, что нужно.
«ПЕРВАЯ ЛИГА ВСЕМ ПОШЛА НА ПОЛЬЗУ…»
Останавливаю после тренировки и наставника молодежи Кудряшова (32‑летний полузащитник чем-то напоминает мне Майка Тайсона).
– Как играется среди молодых?
– Очень приятно! Сам молодею с ними! (Смеется.) Правда, в последнее время в состав прохожу редко. Ребята очень прилично выглядят.
– Не выдерживаете конкуренции?
– Пока нет! (Смеется.) Очень они прибавили: первая лига всем пошла на пользу. С каждой игрой становятся все сильнее.
– Но и премиальные – тоже мотивация?
– Конечно, дополнительный стимул, как ни крути. В нынешних условиях кризиса…
– Как добираетесь до базы? Я насчет пробок…
– Для меня вообще пробок нет! (Смеется.) Я здесь, на базе живу. Только когда супруга приезжает из Ижевска, в Мытищах снимаем квартиру. Здесь много ребят живет. Перед матчами вообще все ночуем на базе.
И столовая, и меню в Тарасовке – общие для всех трех «Спартаков»
МЕНЮ ДЛЯ ВСЕХ ОДНО
После тренировки кто-то останется в Тарасовке, кто-то поедет в Москву (большинство на электричках), но мимо столовой не пройдет никто. Там – целый букет запахов, от которых начинается обильное слюноотделение. Сглатываю и вопрошаю начальника кухни Ирину Маленкову:
– Здесь у вас питаются три команды разного статуса. Меню тоже разное?
– Нет! Все едят одно и то же. Сейчас дублеры обедали, потом «Спартак-2», потом придет главная команда. По очереди: столовая у нас небольшая, все не поместятся. Сегодня у нас индейка на гриле, рис с овощами, макароны, голубцы, картошка…
– Работа у вас часов в семь утра начинается?
– Раньше! Повара в полпятого приходят. Начинают жарить: оладьи, блины, пончики… Ведь в восемь первый завтрак – у дублеров.
– А индивидуальные заказы бывают?
– Конечно. Ну, например, Куинси Промес любит бутерброды с помидором и сыром горячие.
– Он – из первой команды. А если парнишка из «Спартака-2» придет и скажет…
– Не имеет значения! Мы идем навстречу каждому.
Сеанс массажа для Кирилла Комбарова
«ЧТО ЗНАЧИТ «ВОЗРОЖДАТЬ» – «НЕ ВОЗРОЖДАТЬ»?!»
Главный тренер Евгений Бушманов в «Спартаке-2» с момента рождения команды – уже третий год. Как пилот, поднимает ее все выше и выше. Жалко только, что выше первой лиги не прыгнуть – нельзя по регламенту! Начальник команды сводит нас в номере Бушманова с пожеланием: «Пять минут, не больше!».
– Четко у вас выстроена вертикаль…
– Да, довольно четко. На первых порах были некоторые проблемы, когда мы во второй лиге играли: и календари не совпадали (премьер-лиги и ПФЛ. – Прим. ред.), и дубль практически весь перешел в «Спартак-2» – у них не всегда хватало игроков. Сейчас все стабилизировалось. У Аленичева все на виду. Большая группа ребят работает с первой командой, а играет за нас. А наши, кто не получает игровую практику, выступают в дубле. Выстроили систему.
– Кирилл Комбаров…
– Он пока с нами. Пусть помогает молодым ребятам. Опытный игрок высокого уровня.
– Существует единая методика тренировок: академия – дубль – «Спартак-2»? Или каждый тренер приходит – у него свой взгляд…
– Упражнения могут быть и разными, но направленность одна. Все тренеры в «Спартаке» работают давно – и в первой команде (Аленичев, Титов, Ананко), и в других. Все знают, что такое спартаковский футбол.
– А есть он, спартаковский футбол? Кто-то говорит: надо возрождать… Другие: нечего возрождать – помер….
– Спартаковский стиль – комбинационный, умный, быстрый. Что значит «возрождать» – «не возрождать»?! Это и есть современный футбол! К примеру, лет пятнадцать назад никто не требовал от защитников начинать атаки, говорили так: «техничный защитник – враг команды». А сейчас футбол уже другой, сегодня и защитник должен уметь все, в том числе и завершать атаку. Когда мы говорим, что надо «возрождать» спартаковский футбол, – это значит, надо играть умно, технично, быстро.
– У других команд первой лиги задача – выйти в премьер-лигу. У вас такой нет. А как насчет мотивации?
– Стратегическая задача – играть в ФНЛ, обкатывать игроков на максимально высоком уровне, подготавливать их для главной команды. В премьер-лигу выйти не грозит по регламенту, но ребята все молодые, амбициозные, хотят забраться как можно выше в карьере, поэтому и мотивация у них запредельная.
– Играете по схеме…
– 4–2–3–1. И дома, и в гостях. Всегда на победу и первым номером.
– Человек приходит из главной команды. Не подошел там или стал не нужен. Не считает ли он «Спартак-2» ссылкой? Не появляются какие-то депрессивные моменты?
– Честно говоря, за все время, что эта команда существует, не было ни одного случая, чтобы в «Спартак-2» приходил игрок из первой команды и играл без желания. Не было такого! И никакой депрессии!