Кто будет играть у Англии в атаке?
Вадим Лукомский – о паре нападающих сборной Англии на Евро-2016.
Во вторник вечером в студии ITV Уэйн Руни произнес жутко банальную, но также невероятно свежую и приятную фразу. «Меня захватывает конкуренция за места в стартовом составе», – сказал экс-монополист на одно из мест (часто единственное) в атаке англичан. Слова Руни не просто стандартный английский хайп, а вполне адекватная оценка ситуации вокруг форвардов. Количество достойных нападающих (глубина позиции) поражает. Для текста-поиска лучшей пары нападающих ограничимся шестеркой самых вероятных, теми, кто наверняка окажется в расширенной заявке: Уэйн Руни, Харри Кейн, Джейми Варди, Дэниэл Старридж, Дэнни Уэлбек и Тео Уолкотт.
Как будет играть Англия?
Решения Роя Ходжсона после Бразилии-2014 четко дали понять, что он видел главной проблемой англичан на турнире. Англия использовала схему 4-2-3-1 со Стивеном Джеррардом и Джорданом Хендерсоном в опорной зоне, что делало команду слишком открытой в центре. Практически все тактические ходы Ходжсона с тех пор были нацелены на то, чтобы не допустить повторения ситуации. Основными схемами в ходе идеальной квалификационной кампании стали 4-3-3 и 4-4-2 ромб, которые по сути отличались лишь расположением тройки атакующих футболистов.
Вероятно, Ходжсон будет переключаться между этими формациями даже по ходу самого турнира, а, учитывая уверенный старт в сборной Эрика Дайера в роли опорника, нельзя исключать даже возвращения к 4-2-3-1 (с ним центр поля не будет таким открытым, именно эту схему используется «Тоттенхэм»). Но в рамках нашего разбора допустим, что 4-4-2 ромб будет основной схемой.
С большой долей вероятности Ходжсон не будет загонять форвардов в жесткие рамки тактических требований, предоставив им немало свободы. Во-первых, это часть общего тренда в сборной под его руководством (неожиданно смелый футбол и свобода в атаке). Во-вторых, когда в 2014-м его спросили про потенциальную связку Старридж – Руни, он заметил: «Связку Старридж – Суарес мы все видели чертовски часто, связку Руни – Старридж – далеко не так часто, поэтому я бы воздержался от поспешных выводов». Похоже, он видит взаимодействие нападающих как естественную химию между ними (дополнение качеств одного качествами другого), а не просто ищет нужных форвардов под какую-то условную систему.
В таком случае теоретическое соотношение пар становится лишь более актуальным. Первый шаг:
Отбросим все связки с Уолкоттом
Из-за текущей формы Уолкотта слегка недооценивают и слишком поспешно гонят из сборной. Он по делу потерял место в стартовом составе «Арсенала» и прямо сейчас сильно уступает конкурентам, но он также единственный из шестерки с относительно успешным опытом игры на каждом из флангов и в атаке. По опытности в сборной он уступает лишь Руни. В том, что Ходжсон продолжает доверять ему, несмотря на клубный спад нет, ничего удивительного.
Уолкотт даже в средней форме может оказаться отличным козырем. Статистическая деталь, которая характеризует его лучше всего: за последние два сезона Уолкотт чаще всех не реализовывал явные голевые моменты в АПЛ, но также чаще всех их получал. По умению умно открываться против глубоко обороняющихся команд (вероятно, все 3 соперника по группе применят против Англии такую тактику) Тео все еще мало равных даже во всей АПЛ. Сомнения вызывает лишь его способность реализовывать шансы. Такая характеристика делает его достойным универсалом/запасным, но практически лишает шансов на большее.
***
Второй шаг – в нашей связке обязательно должен быть либо Уэйн Руни, либо Харри Кейн. Первый – самый известный игрок и капитан сборной, который, судя по отголоскам из команды, достойно справляется с ролью и пользуется реальным уважением партнеров. Второй – объективно лучший английский форвард по совокупности последних 2 сезонов. Сценарий, при котором сразу оба останутся вне заявки – либо экстренная вызванная травмами ситуация, либо научная фантастика.
Варди – Руни
У связки уже есть минимум один дико преданный фанат. «Мой сынишка недавно попросил футболку сборной Англии с фамилией Варди», – рассказал Руни.
К сожалению, на этом очевидные плюсы связки заканчиваются. Варди привык при малейшей возможности использовать пространство, которое оставляет соперник, Руни, напротив, оказываясь с мячом, практически всегда замедляет атаки. Варди наиболее эффективен в паре с мобильным, лишенным эгоизма партнером (Синдзи Окадзаки) – Руни полная противоположность такой характеристики.
Кейн – Старридж
В каком-то смысле взаимодействие с Кейном – наилучший шанс на воссоздание чего-то близкого к связке Суарес – Старридж. Это громкое и требующее кучи «но» заявление, поэтому нужно мигом уточнить, в каком именно смысле. «Я никогда не рассматривал Старриджа и Суареса как пару форвардов, они оба были солистами, оба достаточно разноплановые», – признавался Брендан Роджерс.
Кейн – самый разноплановый из потенциальных партнеров Старриджа. Из-за очевиднейшей пропасти в технике между Кейном и Суаресом их никогда не сравнивали напрямую, но Харри обладает практически всеми остальными характеристиками Луиса. Как и уругваец, Кейн дико заряжен на ворота и постепенно прибавляет в эффективности ударов: Суарес был лучшим в лиге по количеству ударов за последние два года в Англии, теперь больше всех бьет Кейн. Оба проделывают огромный объем работы при прессинге. Оба очень хороши в подыгрыше.
«Мне нравится, что меня сравнивают и с Ширером, и с Шерингемом. Время от времени мне приходится примерять обе эти роли. Ширер был великим завешителем атак, мне хочется думать, что я тоже способен хорошо реализовывать шансы. Шерингем же славился игрой в подыгрыше, которая позволяла лучше задействовать партнеров», – рассказывал Кейн. Конечно же, во всем перечисленном Кейн уступает Суаресу, но диапазон его качеств позволяет мечтать о воссоздании оптимальных условий для Старриджа. «Мечтать» на данном этапе самое правильное слово. Для начала Дэниэлу необходимо привести себя в оптимальную физическую форму.
Кейн – Варди
Два лучших бомбардира сезона, но для сборной Англии они в паре могут оказаться наиболее полезны в ситуации, когда забивать и играть первым номером – не главная задача. Эффективность Варди против соперников, которые большую часть матча проводят в обороне и ограничивают подключения фланговых защитников, вызывает сомнения: во многом именно с этими приспособлениями противников связан его текущий спад. Кейн не особо годится на роль его оптимального партнера. Он сам достаточно эгоистичный в хорошем смысле слова бомбардир, который едва ли сумеет адаптировать движение под Варди.
Но за тем, как эта пара будет действовать без мяча против большого соперника, было бы очень интересно посмотреть. Оба могут быть убийственны в прессинге. В начале работы с Маурисио Почеттино Харри Кейну даже удалось удивить его работоспособностью (и это тренера, о котором Дани Освалдо говорил: «Он заставляет тебя пахать как собаку, за что ты непременно его ненавидишь, но потом в воскресенье это работает и ты ему благодарен»). «13 километров за матч! Нападающий!» – восхищался тогда аргентинец, который скоро начнет воспринимать это как должное.
О прессинге Варди лучше всего однажды рассказал бывший селекционер «Лестера» Роб Маккензи. По его словам, анализируя матчи, в «Лестере» принято субъективно оценивать эффективность прессинга, занося положительные прессинг-действия в одну из 3 категорий: 1) прямой отбор, 2) действие, провоцирующее пас назад или поперечную передачу, 3) хорошее прессинг-действие, но без 1-го или 2-го исхода. Еще находясь в чемпионшипе, клуб разработал базовые показатели, основанные на игре европейских топ-клубов. С приходом Варди их пришлось пересмотреть!
Кейн – Уэлбек
Лучший английский форвард последних лет и лучший бомбардир сборной последних лет. Интересно, что, получив шанс поэкспериментировать с парой в отсутствие Руни против Германии, Ходжсон предпочел выставить их в схеме 4-3-3, отправив Уэлбека на фланг. Скорее всего, это лишь подстроение под соперника.
Уэлбеку удалось удивительно быстро набрать форму после годичного простоя, но едва ли это сильно поможет в претензиях быть партнером для Кейна – его лучшие качества очень схожи с качествами Варди (с важными отличиями – Варди намного лучше реализует моменты, Уэлбек техничнее и чуть более полезен против глубоких оборон). Вряд ли после такого сезона Варди Ходжсон осмелится сразу поставить на Дэнни как стартового партнера Кейна.
Старридж – Руни
Два самых статусных английских форварда. Проблема Руни – Старриджа как связки в том, что шанс использовать их таким образом у Ходжсона уже был в 2014-м: он воздержался, выставляя Руни на фланге. С тех пор оба игрока лишь сбавили. Еще одно решение Роя с того ЧМ-2014 тоже не добавляет перспектив этому сочетанию: под Старриджем в 4-2-3-1 играл Рахим Стерлинг, что хорошо подчеркивает, насколько важна для тренера текущая форма, с которой у них тоже проблемы.
Уэлбек – Руни
Потенциально самая недооцененная/незаслуженно забытая связка. Прежде всего, это безальтернативно самая сыгранное сочетание. Уровень их сыгранности на пике удостоился ярчайшей похвалы от Алекса Фергюсона: «Наблюдая за ними, вижу нечто особенное. Очень многое напоминает взаимодействие Йорка и Коула». Руни и Уэлбек еще и самые проверенные бомбардиры сборной при Ходжсоне (14 голов у Дэнни, 10 – у Уэйна).
Ключевой вопрос: способен ли Руни снова стать игроком из 2013-го? Не утрачены ли некоторые качества им окончательно?
Кейн – Руни
Связка Кейна с Руни напомнила Гленну Ходдлу о 1998-м: «Использовать двух статичных форвардов на международном уровне – это подарок защитникам соперника. Один из нападающих должен постоянно оттягиваться поглубже. На мой взгляд, Руни и Кейн оба способны делать эту работу, постоянно меняясь ролями. На чемпионате мира-1998 у меня была похожая приятная проблема. В связке Алана Ширера с Тедди Шерингемом был прекрасный баланс: Тедди оттягивался, Алан держался ближе к воротам. Но потом внезапно появился Майкл Оуэн с его невероятной скоростью. Нам пришлось искать систему, которая позволяла бы Оуэну и Ширеру проводить побольше времени ближе к воротам: Майкл был нужен там из-за его скорости, Алан – из-за его бомбардирских качеств».
Вполне можно согласиться с тем, что Руни и Кейн способны часто меняться ролями и дополнять друг друга (перспективные проблески взаимодействия прослеживались в товарищеской игре с Италией в прошлом году). Не менее актуален оказался тезис о внезапном появлении дополнительного скоростного конкурента. Если Руни успеет набрать хотя бы неплохие кондиции к Евро, без этой связки, скорее всего, не обойдется: по сочетанию статусности и текущего уровня это два главных английских форварда. Которые, похоже, способны эффективно играть вместе.
Итого
Попробуем совместить все это в успешную и реалистичную картину. Руни и Кейн стартуют в матчах с нетоповыми сборными, дополняя друг друга по описанной Ходдлом схеме, команда ограждается от лишнего давления (почему не играет лучший нападающий, почему капитан на скамейке). Но в больших играх вероятно возникнет проблема. Практически в каждом из главных провалов последних лет беда Англии была в нехватке контроля в центре поля. С ромбом в центре команда прибавляет в этом компоненте, но этого, вероятно, все равно будет недостаточно против топ-сборных. А без контроля в центре поля необходим хотя бы один по-настоящему быстрый форвард. И тут у Ходжсона открывается простор для импровизации в зависимости от соперника и формы футболистов.
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK
Фото: Gettyimages.ru/Richard Heathcote; REUTERS/Darren Staples; Gettyimages.ru/Paul Gilham, Ian Walton
Всё логично и без лишних слов. А то, что если Руни наберёт форму к ЧЕ, его необходимо в стартовых матчах выпускать вместе с Кейном, так это именно то, чего я ожидаю.
В любом случае у Англии наконец-то насобиралось приличное количество форвардов для различных вариаций в атаке. Теперь слово за Ходжсоном)
Именно поэтому сочетание Старриджа и Кейна мне кажется не очень перспективным - они оба бьют из любых позиций и, несмотря на хорошую культуру паса у Кейна, до Суареса он в этом компоненте, мягко говоря, не дотягивает. А Старридж, который и вообще сильно сдал с того сезона, отреагировал на этот спад по-своему - начал еще больше и отчаяннее бить. В общем, ни о каком контроле матча при такой паре форвардов говорить не приходится
Кейн - Варди как самая перспективная связка, хотя она, да, скорее про контратаки - а Кейн - Руни это связка, с которой Ходжсон, наверное, начнет. Хотя, зная то, как долго Уэйн набирает форму после травм (а это один из явных и стабильных минусов в его длинной и успешной карьере), это решение скорее всего будет ошибочным.
Варди, с его скоростью и умным движением без мяча становится первым запасным и задвигает Уолкотта, у которого очень похожие плюсы, но куда худшая форма, глубоко на скамейку - либо на фланг, конечно, это его лучший шанс.
Пролистав комментарии, обратил внимание кучу раздраженно-удивленных возгласов на тему "С чего такая честь для Руни?". Господа, в какой бы форме он ни находился (если, конечно, здоров и физически годен), сборной он необходим. Как минимум из-за своего опыта и воздействия на партнеров. Нужен ли он в основе? Это уже другой вопрос, и зависит он как раз от того, каким Уэйн подойдет к чемпионату. Но в любом случае, связка Руни/Кейн куда более предпочтительна, чем Варди/Кейн. Варди - это джокер в рукаве Ходжсона, это человек, которому нужен один эпизод, чтобы перевернуть игру, как он сделал это в недавней игре с Германией. А о том, что на постоянной основе от их с Кейном дуэта много проку не выйдет, прекрасно расписано в статье, так что повторяться не хочу (разумеется, мы пока рассматриваем матчи групповой стадии, где Англия явно будет играть первым номером).
Говоря об остальных персоналиях, выскажу предположение, что Уолкотт на Евро, наверное, все-таки поедет, но глубоким запасным, и то если места в заявке хватит. Его сильными качествами грех разбрасываться, но та форма, в которой он находится в данный момент, категорически удручает. А вот Уэлбеку и Старриджу, скорее всего, придется конкурировать за одно место, иначе получится уже перебор. И я бы поставил на первого. Во-первых, Дэнни - любимчик Роя, во-вторых, после травмы действительно в большом порядке, да и, в конце концов, в сборной он всегда светится каким-то особым светом. Как не взять в команду парня, способного в любой момент сотворить магию, как в игре со шведами четыре года назад? Хотя за Старриджа в таком случае будет очень обидно.