5 мин.

Антон Орехъ: «Творчеству научить невозможно, но ремеслу – вполне»

- Чему можно научиться на ваших занятиях?

- На курсе радиожурналистики я объясняю азы профессии. Некоторые студенты могут в дальнейшем получить работу на радио, и моя главная задача сделать так, чтобы человек сумел избежать глупых ошибок в эфире. Чтобы он не был брошенным в воду котенком, который не умеет плавать. Как ни крути, основные навыки получаешь уже в редакции. Поэтому я объясняю элементарные вещи, как прописи или таблицу умножения в первом классе, чтобы в наушниках у микрофона, ребята не начинали с нуля.  

- Должен ли по-вашему журналист обладать каким-то врожденным талантом?

- Если у человека нет таланта, то «журналистом с большой буквы», он не станет. Творчеству научить невозможно, но ремеслу – вполне. Нельзя подготовить журналиста, которого будут цитировать, с этим нужно родиться. Но сделать из человека профессионала, ремесленника в хорошем смысле, безусловно можно.

- Вы уже успели познакомиться со многими студентами. Есть ли среди них те, кто по-вашему не сможет стать журналистом?

- Конечно. Я говорил ребятам: «Если выяснится, что профессия журналиста не для вас, то ничего страшного». Знать, что ты к чему-то не пригоден – это плюс. Одна лишняя жизненная дорога сразу отсекается. Но попробовать стоит. Предположим, человек не пойдет по пути, который он считает правильным, и будет жалеть об этом всю жизнь. Его будет смущать червь сомнения. А так попробует и поймет, что это не его и пойдет искать свою дорогу в жизни. Многие из ребят, которые учились со мной на журфаке, пошли в другую профессию, потому что поняли, что они не журналисты. В начале была какая-то романтика, но потом человек осознавал, что это не его.

Иногда видишь, что студент не тянет. Но с другой стороны это не значит, что у него ничего не получится. Журналистика тоже разная. У моего курса своя специфика. Может быть человек теряется в прямом эфире, но при этом замечательно пишет. Или он прекрасно смотрится в кадре, но ему не дано брать интервью. Нужно попробовать себя в разных жанрах.

- Что может помешать студенту раскрыть свой потенциал?

- Чаще всего человек не может раскрыться из-за застенчивости или нерешительности. Курсы радиожурналистики – это публичное выступление. Студент оказывается перед аудиторией и начинает теряться. В начале со всеми так происходит, но многим не удается побороть волнение и в дальнейшем. Можно сравнить с нашими биатлонистами, которые точно стреляют на тренировках, а потом выходят на рубеж и мажут.

Есть и другая причина. Трудно оценить потенциал, а тем более его раскрыть, если человек ходит на занятия через раз. С такими просто не успеваешь познакомиться. Здесь уже ничего поделать нельзя. Студенты учатся добровольно и это их выбор, но зачастую именно непогруженность в процесс не дает выявить сильные стороны.

- Что повлияло на решение преподавать в Школе спортивной журналистики?

- Игорь Рабинер позвал. Мы знакомы уже больше четверти века, вместе учились на журфаке. Материального интереса практически нет. Приятно осознавать, что коль скоро тебя пригласили преподавать, то считают, что ты чего-то добился как радиожурналист. Решил попробовать себя тренером, если пользоваться спортивной терминологией. Интересно следить за прогрессом ребят, которые пришли с нулевыми навыками. Приятно, когда от твоей работы есть отдача.

Еще хотелось непосредственной связи с аудиторией. Общения хватает и без этого, ведь уже почти 25 лет в журналистике. Но, ввиду специфики радиовещания, я, как правило, не могу видеть собеседников. Обычно это звонки в студию или сообщения. Непосредственной связи с аудиторией практически нет. Здесь на занятиях работаешь с 12-15 конкретными студентами, и именно такого общения не хватало.

- С какими трудностями столкнулись в начале преподавания?  

- Дело для меня новое. Поначалу не знаешь, какой материал давать. Поскольку я взялся учить азам, нужно сперва эти азы вычленить и понять, в чем они заключаются. Необходимо составить план и разобраться помогает упражнение или нет. А если не помогает, то почему. Бывало такое, что даешь тему и понимаешь, что промахнулся. Видишь, что это ребятам не интересно или не развивает навыки. Тогда ищешь другие подходы, применяешь разные методики. Я ведь преподаю не по учебникам, а, что называется, из головы. Учу так, как ощущаю свою профессию.

- Стало ли что-то сюрпризом?

- Здесь как у спортсменов – бывают удачные и неудачные игры. Не все занятия складываются так, как тебе хочется. Влияет масса всяких вещей, порой не зависящих от нас. Случается, что студенты придут после работы какие-то квёлые. А когда нет отдачи от аудитории, тяжело понять, есть толк от занятия или нет. Иногда вроде и тема нормальная, и задание неплохое, но что-то не получается. Почему? Бог его знает. Спроси футболиста, почему не попал в ворота, он не сможет ответить.

- Что бы вы изменили в Школе спортивной журналистики?

- Если говорить конкретно о моем курсе, то в какие-то моменты не хватает технического оснащения. Например, нужно научить студентов как из пяти минут звука сделать одну, и приходится объяснять в теории, хотя удобнее и правильнее было бы показать на практике. Я понимаю, что подобные проблемы решить сложно, потому что у нас не фундаментальный вуз, а скорее курсы. Оборудование для радиожурналистики требует и других затрат, и другой базы. Мне это напоминает школьные годы, когда у нас был предмет информатика, а компьютеров не было. Писали какие-то программы, не понимая, как они работают. Но при этом справлялись, выкручивались. Иногда приходится идти на ухищрения, и просить студентов представить, что перед ними не текст, а звук.

Есть и другая проблема. В идеале нужно пригласить человека, который объяснил бы студентам как правильно произносятся иностранные имена и фамилии, названия городов и клубов. Не хватает в качестве поддержки специалиста-полиглота. В тексте на это не всегда обращаешь внимание, а при звучании режет слух. Но я понимаю, что на самом деле перечисленные проблемы не требуют срочных преобразований. Привел эти примеры, потому что в остальном, на мой взгляд, ничего менять не нужно. Необходимо отталкиваться от того, что уже есть, и совершенствоваться на этой базе.