Где в России посещают футбольные матчи
В каком регионе нашей необъятной страны чащего всего люди посещали футбольные матчи сезона 2014-2015?
На данный момент мы обновляем рейтинг эффективности развития футбола во всех регионах России. Методика расчета данного рейтинга была одобрена на заседании исполкома РФС в апреле 2015 года.
Рейтинг складывается из 5 основных составляющих:
Блог «Футбольная арифметика» будет постепенно публиковать результаты данных подсчетов. Первым на очереди стоит количественный показатель популярности любого вида спорта – посещаемость соревнований.
В одном из предыдущих материалов мы проанализировали посещаемость матчей высших лиг всего мира, однако для России анализ числа зрителей на матчах 16 клубов Премьер-Лиги будет по меньшей мере поверхностным, нужно также учесть матчи ФНЛ, ПФЛ и мини-футбольной Суперлиги. По данным сезона 2014-2015 это 119 команд. К сожалению, информация по посещаемости матчей иных футбольных соревнований (женщины, пляжники, низшие дивизионы) отсутствует.
Как считаем?
Методика подсчета довольно проста: в зачет каждого субъекта федерации РФ шли показатели команд, представлявших данные регионы. Посещаемость для каждой команды равна совокупной численности зрителей на официальных домашних матчах вышеуказанных лиг за сезон 2014-2015. Данные матчей кубков России и международных соревнований в зачет не шли.
Если сравнить общую посещаемость самих лиг, то мы увидим следующую картину:
ПФЛ по совокупному показателю превзошла ФНЛ, стоящую на уровень выше в иерархии отечественного профессионального футбола. Однако это легко объясняется разницей в числе участников данных турниров. Если взвесить совокупную посещаемость лиг на число команд-участников, то станет понятно: участие в каких турнирах в большинстве случаев дает регионам более высокий рейтинг.
Средняя совокупная посещаемость одной команды за сезон 2014-2015 показана ниже:
Вполне ожидаемо, что регионы, имеющие представителей в РФПЛ и ФНЛ, будут возглавлять рейтинг посещаемости. При этом наличие команды в мини-футбольной Суперлиге будет более выгодным для субъекта РФ, нежели наличие участника ПФЛ.
Где посещают футбольные матчи?
Итак, переходим к самому интересному – показателям самих регионов.
Топ 10 регионов выглядят следующим образом:
Москва ожидаемо занимает первое место, поскольку в сезоне 2014-2015, как мы помним, у столицы нашей страны было 5 представителей (ЦСКА, Спартак, Локомотив, Динамо и Торпедо) в Российской Футбольной Премьер-Лиге. Вторым становится Краснодарский Край, поскольку является единственным российский регионом России помимо Москвы, имеющим более двух команд в РФПЛ. Замыкает тройку еще один город федерального значения – Санкт-Петербург, львиную долю посещаемости которого обеспечил Зенит.
Практически вровень идут Чечня и Татарстан, опять-таки из-за высокого зрительского интереса к матчам Премьер-Лиги, а также наличия современных стадионов: Ахмат Арена и Казань Арена.
В топ-10 также вошел 1 регион, не имеющий команды в РФПЛ – им стала Воронежская область, где футбольные матчи в обще сложности посетили 135 720 человек. Объясняется это тем, что у данного субъекта РФ было аж 3 представителя в сезоне 2014-2015 ПФЛ: Факел (Воронеж), Локомотив (Лиски) и Выбор-Курбатово. К тому же у Факела была наиболее высокая посещаемость среди всех участников ПФЛ – в среднем 5847 за каждый домашний матч, данный показатель оказался даже выше, чем у трех представителей РФПЛ: Торпедо, Мордовии и Уфы.
887 тысяч за сезон - много или мало?
Чтобы понять, насколько высоки показатели посещаемости российского футбола, необходимо сравнить их с лучшими зарубежными аналогами:
С самыми посещаемыми командами европейских топ-турниров может соревноваться только г. Москва. При этом не забывайте, что это 5 клубов Премьер-Лиги плюс несколько представителей мини-футбольной суперлиги и клубы ПФЛ.
Резюмируем
Российский футбол сейчас переживает не лучшие времена во всех отношениях. Слабый зрительский интерес объясняется устаревшей инфраструктурой, низким уровнем игры, проблемами с безопасностью.
Подобные рейтинги помогают не только получить представление об уровне популярности футбола в стране, но и отметить наличие позитивных тенденций в отдельных регионах и использовать их как примеры лучшей практики. Например, хочется отдельно выделить Свердловскую область, где помимо ФК «Урал» (общая посещаемость 116 160 зрителей), болельщики активно посещают игры по мини-футболу: местная «Синара» собрала за сезон 2014-2015 почти 50 тысяч зрителей. Также на мини-футбол активно ходят жители республики Коми, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, хотя мало кто назовет данные регионы «футбольными».
Полный список регионов, вошедших в рейтинг приведен ниже:
Если Вам не безразличен отечественный спорт, а наш блог иногда радует интересными материалами, пройдите, пожалуйста, данный ОПРОС.
Материал подготовил сотрудник Центра Стратегических Исследований в Спорте при РЭУ им. Плеханова
Осокин Никита Андреевич
Прошлые публикации блога по теме:
Рейтинги как отражение футбольной действительности
Обратный пример. Стадион Сан Паоло в Неаполе (60 240 мест), вместимость которого хотят уменьшить с 60 тысяч до 40.
Если при подсчете вместимость/заполняемость не учитывается, то как сравнивать наши показатели с европейскими? Или даже внутри страны.