«Можно легко найти бутсы на Ebay. Быть модным – дорого». Футболист, который больше всего ценит правду и деньги
Никита Киселев – о резком, но честном Бенуа Ассу-Экотто.
«Предпочитаю быть свободным, а не продаваться спонсорам как проститутка. Я покупаю бутсы за 30 евро. Это хорошая цена за удобную обувь. Можно легко найти бутсы на Ebay. Быть модным – дорого», – о да, как это похоже на классического Бенуа Ассу-Экотто. И на продолжение сериала о приключениях обуви камерунского защитника. В январе 2012-го он сыграл против «Манчестер Сити» в разных бутсах. Как тогда оказалось, одна новенькая бутса порвалась – Бенуа было жалко выбрасывать вторую, и он дополнил ее бутсой из другого комплекта.
Тот самый парень, к каждой взрывной выходке или комментарию которого прицепом всегда идут истории о странностях, сильно отличающих его от усредненного образа современного футболиста. Это он не знал в лицо звездных партнеров по «Тоттенхэму» – Рафаэля ван дер Варта и Паулиньо. Ездил на тренировки на «Смарте», а по Лондону перемещался по тоннелям метро (естественно, в вагонах поезда, хотя да, засомневаться можно). Ассу-Экотто не дал гламурной жизни – с множеством псевдодрузей, натянутым и зачастую вынужденным взаимоотношениями между футболистами (во времена «Тоттенхэма» в телефон Бенуа был вбит лишь номер Аделя Таарабта, давнего знакомого еще по «Лансу»), лоском и девицами на одну ночь – поглотить себя. Футбол заканчивался одновременно с тренировкой или матчем. Ассу-Экотто подчеркивал это так упрямо и настойчиво, что не было оснований не верить: ого, да он на самом деле не в курсе, что Луис Суарес сотворил с Браниславом Ивановичем, он не притворяется.
С прошлого лета Бенуа играет за французский «Сент-Этьен», конкурируя за позицию с Жонатаном Бризоном, 21-летним Пьером-Ивом Поломом и вернувшимся домой Франком Табану. В сезоне 2014/15 услуги Ассу-Экотто никому не понадобились. Можно было сполна насладиться «свободой», замечанием о которой он разорвал твиттер после прекращения контракта с «Тоттенхэмом». Три месяца Ассу-Экотто для поддержания формы тренировался с женским клубом из второго дивизиона. Оформляя документы, совет директоров «Сент-Этьена» поинтересовался: действительно ли Бенуа не волнует все, что происходит в футбольном мире? Тот ответил примерно следующее: да, это так; главная задача – с понедельника по пятницу подготовиться так, чтобы быть лучше своего оппонента в уик-энд.
***
Неизвестно, кто заставил его включить январский матч «Эвертона» и «Тоттенхэма». Когда «шпорам» забил Аарон Леннон – игрок, который, как и Ассу-Экотто, не пригодился Почеттино – Бенуа с удовольствием отметил, что наблюдает за «хорошей историей» по телевизору. Несмотря на подобные остроты, он до сих пор испытывает привязанность к Лондону. Свои волосы Ассу-Экотто предпочитает доверять давнему товарищу, живущему возле «Уайт Харт Лейн». Настолько, что ради качественной стрижки готов выдержать несколько часов в кресле под навевающие скуку расспросы о футболе. Раньше защитник активно продвигал идею, что футболистам не помешало бы выделить минимальную часть от многомиллионной зарплаты на восстановление городских районов после беспорядков в 2011 году. Также Бенуа приобрел комплект формы для местного детского футбольного клуба. Когда у него спросили, хочет ли он, чтобы его имя в знак благодарности было нанесено на футболку, он отказался. Попросил вместо этого разместить логотип кампании ООН против бедности.
Бенуа Ассу-Экотто всячески поддерживает борьбу с удушающей нищетой в Африке. Жестко высказывается, сравнивая две реальности: если европеец задается вопросом, как бы поменять авто, хотя оно может проехать еще 200 тысяч километров, то перспективы африканца упираются в безжалостное «как вырваться из страны, когда совсем нет денег?». Ассу-Экотто вспоминает случай: на чемпионате мира среди бездомных детей в Танзании он купил 4-летнему ребенку мороженое. Малыш спрятал его в карман, просто не зная, что с этим обычно делают. И стоит такой улыбается до ушей. Одно их них отхвачено большим ножом – за попытку утащить что-то с прилавка.
***
Близится 6-я годовщина канонического откровения Ассу-Экотто в интервью The Guardian о деньгах как мотивации играть в футбол. Вы точно помните те слова: «Допустим, если я играю во Франции в футбол с друзьями, значит, мне нравится сама игра. Но если я приезжаю в Англию, где меня никто не знает, и я не понимаю местный язык, возникает вопрос: «Зачем я сюда приехал?» Понятно, что я приехал сюда, чтобы зарабатывать. Карьера игрока – 10-15 лет и футбол – это всего лишь работа. Футбол – это не моя страсть. Не понимаю, почему все вокруг лгут».
За это время Бенуа успел сыронизировать – мол, при этом он, наемник, провел столько лет в одном месте – и развить тему. Бенуа прошелся по фальшивому, по его мнению, стремлению целовать клубную эмблему: «Возможно, эти игроки делают фанатов счастливее, забивая и прикасаясь губами к значку, но большинство из них ждет трансферного окна».
К слову, у защитника есть что сказать и о некоторых болельщиках. В начале сезона 2010/11 он долго не мог играть из-за травмы. За 4 месяца реабилитации камерунец, накинув капюшон, посмотрел с трибуны «Уайт Харт Лейн» все домашние матчи «шпор». Этот опыт позволил ему выделить два типа зрителей. Первые моментально дают оценку происходящему на поле, резки в выводах. Создается впечатление, что твои соседи по сектору – Месси, Роналдо и Марадона. Другие более терпеливы, лучше разбираются в технических аспектах. Их меньше, но они, как отмечает Ассу-Экотто, все же есть.
***
На стыке февраля-марта Ассу-Экотто дал мощное интервью L’Équipe. Его моментально разодрали на цитаты. Самым резонансным стал комментарий об отказе играть с траурной повязкой в память о жертвах парижских терактов: «Незадолго до этого было совершено нападение на севере Камеруна, но мне не позволили надеть черную повязку на матч Лиги Европы. Я понимаю, все устроено так, что человек, убивший двух в 16-м округе Парижа, наделает больше шума, чем если убьет сотню на другом конце света. Но мне не понять, почему я должен почтить память умерших в Париже, а погибших в Камеруне – нет. Для меня не существует VIP-жертв».
Совсем скоро Бенуа исполнится 32. Обостренная честность, считает Ассу-Экотто, не позволит ему остаться в футболе. По той же причине ему не хочется идти работать на спортивном телевидении: «Я не смогу говорить что-то об игроке лишь по той причине, что он мне друг. И наоборот, наговаривать на кого-то, чтобы раздуть пламя в СМИ».
Он не может принять стремление к подражанию и приводит в пример ирокез Криштиану Роналду, который на следующее утро у зеркала стремятся повторить все.
Ежедневно подражать самому Бенуа Ассу-Экотто чертовски сложно. И дело совсем не в афро или дредах.
Фото: REUTERS/Dylan Martinez; Global Look Press/Panoramic/ZUMAPRESS.com; instagram.com/assouekottooff
Вспомните свои ответы при трудоустройстве на вопрос "почему именно наша компания?".
И кстати, Ассу-Экотто вполне круто играл в Шпорах для человека, для которого футбол - всего лишь работа ;)
Внимательно следил всегда за АПЛ - он качественный левый краек
А самый крутой был Хлестов, название соперника узнавал только перед выходом на поле.