Наш маленький ансамбль
В комментариях к предыдущему тексту, я написал, что работаю над собой. Попытки не удачны. Неудачи меня не останавливают, давление только на пользу. Каждый раз, нависая над клавиатурой, я превращаюсь в плакучую иву: ветер гуляет в голове, мысли размыты, пальцы не слушаются.
Говорить о футболе куда приятнее, чем о нем писать, верх наслаждения – в него играть. У каждого своя колея. Выбирай, что нравится – и вперед. Говорить про футбол легко, можно путать слова, имена игроков вертеть, как хочешь, составы команд и статистику. Писать о футболе – большой риск, можно прослыть дураком.
Несколько недель подряд мечтал написать разбор игры Зенита. Случилось чудо – выходной день и Кубок России. Что может быть лучше? Телевизор вытер от пыли, запасся бумагой, про ручку не забыл, оплатил Интернет, надел удобный костюм.
Сравнивая игры наших клубов с зарубежными, я всегда оказывался в ловушке риторического вопроса: почему они так медленно думают. Скорость принятия решения, поиск возможности выхода из под прессинга и развитие атаки – это очень слабые места в игре наших клубов. Этот священный Грааль пока не найден в нашем футболе.
Модное течение этот контр-прессинг, простое и понятное решение всех проблем в футболе. Как антибиотик от вируса скучного переката мяча. В условиях, когда общая масса футболистов по своим техническим и физическим параметрам находятся на одном уровне, ключевую роль стала играть их умственная и тактическая прокачка.
АВБ использует контр-прессинг в игре Зенита, делая большой акцент на нем. В ситуациях, когда Кубань выходила из обороны, зенитовцы в количестве 5 ли 6 человек встречали их на чужой половине поля. Витсель, Дани, Халк, треугольник подкрепленный Юсуповым Дзюбой и одним из фланговых защитников строили баррикады перед носом Беленова, не давая краснодарцам подумать, как развивать атаку. Сразу оговорюсь – не всегда. Концентрации и выносливости Зениту еще не хватает на целый матч. АВБ был не против такой аритмии, свистел спокойно, двумя пальцами.
Зениту проще остальных команд в РФПЛ использовать этот прием. В случае удачного отбора мяча на чужой половине, передачи идут (матч с Кубанью подтверждает) в большинстве случаев в двух направлениях – к Дани и Халку. Десятка Зенита разгонял атаку по центру, Халк уводил мяч с фланга в середину. Зенит в таком тактическом ключе был похож на однорукого боксера.
Вторая рука могла работать, но это уже вопрос к болельщикам Зенита, которые тепло встретили Жиркова. Левый фланг Зенита так и не смог включиться в игру. Жирков сказал после матча, что старался действовать осторожно, не рисковать. Питерским фанатам, конечно, виднее и понятнее все про игрока Жиркова, но АВБ-то причем? Ему готовить команду к матчу с Бенфикой, зная, что левый фланг не надежен, что выпусти он туда Жиркова, и тот может дрогнуть. На домашнем-то стадионе. В Лиге Чемпионов.
Прессинг – дело коллективное, завязанное на умении держать себя собранным, на умении чувствовать ритм игры, читать эту самую игру, как ноты. Умение играть в контр-прессинг можно сравнить с работой оркестра. Когда торопится или опаздывает один – проваливаются и все остальные. Это фальшь, это «фарш».