16 мин.

«Кошице» в КХЛ? Это невозможно, все деньги идут в Братиславу». Как Словакия болеет хоккеем

Интересный репортаж блога «Аутодафе в самом разгаре» с матча чемпионата Словакии.

Очень многое зависит от того, как начать утро. Мое началось здорово – с замечательного кофе и восхитительного тирамису. День откровенно задался. Может, потому я и полюбил Кошице. А может, и не поэтому.

собор святой Альжбеты

Любят ли в Словакии хоккей? Вопрос риторический. Но я все-таки решил проверить. Для этого я задал вопрос максимально непохожему на болельщика человеку – миловидной девушке, листающей глянцевый журнальчик.

– Вы интересуетесь спортом? Скажем, хоккей, футбол, баскетбол…

– Гандбол!

Я удивляюсь. Нет, какое там. Я шокирован!

– Гандбол? – глупо переспрашиваю я.

– Десять лет назад я занималась гандболом. Играла пять лет, – улыбается девушка. – А вообще в Словакии обожают хоккей. Потом уже футбол и баскетбол. А гандболом не интересуется почти никто. А вы откуда?

– Из Беларуси. Ну, там, Сергей Рутенко...

– Да-да, Рутенко! – девушка улыбается так, словно мы обсуждаем нашего общего очень хорошего знакомого. – Но в Кошице гандболом мало кто увлекается. Здесь вообще все болеют хоккеем. А тут арена рядом, знаете?

– Знаю, – улыбаюсь уже я. – И матч сегодня.

– Вот! Обязательно сходите.

До матча еще добрых пять часов. Как раз успею прогуляться по старому городу.

старый город

Город прекрасен. Было бы сложно влюбиться в Кошице авансом, только благодаря тирамису и кофе. Древняя готика, в данном случае представленная собором святой Елизаветы (Альжбеты), не может не восхищать. Подбираешь челюсть, молча ходишь вокруг и изводишь фотоаппарат, пытаясь найти максимально вкусный ракурс. Да какое там! Лучше любоваться. Фотографией передать не получится.

Я просто хожу и повторяю мантру: «Оставь фотоаппарат в покое. Прекрати им размахивать. У тебя сегодня еще хоккей!». Но помогает не очень.

Якубов дворец

По старому городу можно гулять бесконечно. Но бесконечно не хочется – ведь сегодня все-таки хоккей. Я отправляюсь к арене. «SteelArena» или, если забыть про спонсорское название, «Арена им. Ладислава Трояка». Ладислав Трояк, как гласит мемориальная доска, первый словацкий хоккеист, вызванный в сборную Чехословакии. 

Трояк

Билеты продаются в день матча только в 13:00 (сам матч – в 17:00). Очередь практически отсутствует. Как, впрочем, и хорошие места. Зато радует ценник: самый дешевый билет стоит 5 евро, самый дорогой – 6 евро. Что ж, шиковать так шиковать.

билет

К слову, о посещаемости. Самый дешевый билет на «Кошице» (чемпион страны) стоит 5 евро. Самый дешевый билет на солигорский «Шахтер» (чемпион страны) стоит 2,5 евро. Средняя зарплата по Словакии – 900 евро. Средняя зарплата по Беларуси – 200 евро. Ну, а выводы касательно любви к хоккею и посещаемости делайте уже сами. Но простейший будет звучать так: не будет любви к зрелищам, как бы ни бились над этим чиновники, пока не хватает хлеба.

До матча времени еще вагон, так что я отправляюсь в бар. Там смотрят хоккей. Сначала я слегка позавидовал тому, как показывают чемпионат Словакии, но, присмотревшись, понял: это КХЛ.

Три болельщика «Кошице» смотрели матч ЦСКА – «Слован» (Братислава). Болеют, разумеется, за ЦСКА. Настоящие фанаты, никаких компромиссов с совестью.

– Но ведь это же команда из Словакии? – спрашиваю я.

– Нет, это команда из Братиславы, – отвечает мне мужчина в джерси «Кошице». На спине у него написано «Игорь». Рядом с ним сидит Мики.

В этот момент ЦСКА как раз забивает и мужчины радостно чокаются бокалами с пивом.

смотрят КХЛ

– Вы бы хотели, чтобы «Кошице» играл в КХЛ?

– Нет, – кратко отвечает Мики. – Это слишком дорого.

– Лучше своя сильная лига, – добавляет Игорь. – «Слован» ушел в КХЛ, и играть теперь просто не с кем.

– Но какие-то же соперники должны были остаться?

– Парень, «Кошице» десять лет подряд играет в финалах. На равных сражался только «Слован». С кем теперь играть? Ну, вот сегодня будет дерби со «Зволеном», – он смеется, – можно сказать, какой-то соперник.

«Зволен» сейчас идет на втором месте (после «Кошице», разумеется), так что его действительно в какой-то степени можно назвать соперником. Но это слово к «Зволену» адресовалось с такой иронией, что абсолютно ясно, кем на самом деле считают этот клуб.

– В КХЛ хватает соперников, – ненавязчиво гну свою линию я.

– Играть в России? Не. «Кошице» никогда не выиграет Кубок Гагарина. Потому что денег нет. А без денег там ловить нечего, – спорит Игорь.

– Но «Слован» же играет!

– Деньги со всей страны идут в Братиславу. «Слован» собирает всех лучших игроков чемпионата у себя, заманивая их деньгами и возможностью играть против «сильных соперников». А чемпионат из-за этого страдает.

Где-то я такое уже видел…

– Чемпионат Чехословакии был самым лучшим вариантом, – вмешивается в разговор третий болельщик. – «Слован», «Кошице», «Спарта» из Праги, – он мечтательно закатил глаза. – Но это было до 1992 года.

– Сходи на матч, – советует мне Мики.

– Спасибо, обязательно. Билет я уже купил.

 

перекуп

Ближе к матчу вокруг арены начинает собираться толпа. У кассы очередь человек в двадцать. Рядом стоит перекупщик с огромной пачкой билетов и предлагает свои услуги. Люди подходят и так же быстро отходят. Видимо, не готовы переплачивать в два раза за услуги посредника. В конце концов, билеты в кассах ведь еще есть.

Я прохожу через турникет. Стюарды помогают справиться с этой непокорной машиной. Я жду досмотра, но зря. Никакого досмотра нет вообще.

А арена симпатичная и довольно уютная. Огромное количество буфетов, в том числе и для детей (!), но удивляет даже не это. Даже мягкие сиденья не удивляют. Удивляют флаги, развешанные по всей арене и напоминающие о чемпионских сезонах «Кошице» еще со времен Чехословакии.

 

Чемпион ЧССР

А ведь не одна сотня присутствующих здесь болельщиков видели это чемпионство!

Над ледовой площадкой флаги тоже висят. Самые свеженькие, самые последние.

арена

Точно так же увековечена память и Ладислава Трояка. Все же легенда. В 2011 году IIHF ввела его в Международный зал славы. Для 1930-х и 1940-х это был уникальный игрок. Трояк сыграл на 5 чемпионатах мира и двух Олимпиадах, а за сборную провёл 75 матчей – и это невероятно, учитывая, что почти половина его карьеры пришлась на войну. В 1947 году Чехословакия впервые выиграла чемпионат мира, а в 1948 стала серебряным призером Олимпийских игр. Кто знает, каких бы высот команда добилась в дальнейшем, но в 1948 году Трояк погиб в авиакатастрофе.

Трояк

Внимание привлекает видеокуб над площадкой. Черт, а вот он очень хорош! На обычных экранах транслируется матч и повторы, реклама и превью – к слову, превью потрясающи! Между большими экранами находится экранчик поменьше – там отражается статистика ударов в створ. Вроде бы и мелочь, а приятно.

куб

Небольшую каморку возле турникетов отдали под фан-шоп. Шарфик и вымпел можно купить за 15 евро, джерси «Кошице» – за 50 евро, огромный флаг (примерно 2х3 м) – за 85 евро. Нормальные такие цены по словацким меркам и зарплатам (средняя по стране – 900 евро).

Предматчевое шоу начинается с видеокуба. Вдохновляющее превью к матчу с яркими моментами игры «Кошице» под эпическую музыку – отлично! Правда, судя по реакции публики, то ли народ не заводит сражение со «Зволеном», то ли это превью повторяется из раза в раз и к нему уже просто привыкли.

А когда хоккеисты были представлены, на площадку вышли девушки из группы поддержки. Быстро сплясали и убежали, освобождая место для хоккеистов.

девушки

Неожиданности начались, когда девушки стали появляться в проходах на сектор. В итоге, они так и пританцовывали весь матч – на лестнице.

Бедняги. Улыбка выглядит такой вымученной, что хочется обнять и плакать, погладить, принести кофе и сказать: отдохни, я за тебя потанцую! Вот только болельщики точно не оценят такое зрелище.

Хоккеисты на льду вовсю разминались, после чего выстроились в шеренгу и сняли шлемы. Арена тоже поднимается: звучит гимн Словакии.

гимн

Никто даже не делает попытки петь, что у меня возникает неловкий вопрос: а в гимне Словакии есть слова?

Зрители охотно, но однообразно реагируют на происходящее в матче. «Кошице» провел хорошую атаку? Аплодируют. «Кошице» перехватил шайбу и летит в контратаку? Радостно шумят. Игрока их команды припечатали к борту? Свистят: «ээээй!».

Только фан-сектор неустанно барабанит и периодически скандирует в поддержку команды. Болельщики регулярно поддерживают ритм барабана аплодисментами. А сам фан-сектор очень молодой.

фан-сектор

Народу там не очень много, так что громогласного рева от них не дождешься. Рев происходит во время любых действий любимой команды. Вот, например, хоккеист вырывается в контратаку, бросает по воротам, а потом по инерции влетает в ворота сам. Статистика на видеокубе фиксирует +1 бросок в ворота «Зволена».

– Это можно было и за +2 засчитывать, – хихикает мужчина рядом.

По трибунам ходит маскот, привлекая внимание детей.

маскот

Детям вообще уделяется очень много внимания. Режиссеры трансляции непременно выводят на видеокуб только болельщиков с детьми, словно намекая: хочешь свои десять секунд славы – приводи ребенка. И это логично: взрослые и без того обожают хоккей, а вот детям эту любовь нужно еще прививать.

– Смотри, ты в телевизоре! – говорит отец маленькому сыну и машет рукой в камеру. Но ребенок слишком увлечен ведерком с попкорном, чтобы отвлекаться на подобные мелочи.

Впрочем, это исключение – обычно дети, конечно же, кривляются и машут в камеру.

И даже уходя на перерыв, хоккеисты проходят мимо трибуны и «дают пять» по детским ладошкам, приводя малышню в восторг.

дети

В перерыве болельщики устремляются за едой и пивом, благо, этого добра вокруг навалом. Касс много и они работают быстро, поэтому гигантские очереди попросту не успевают образовываться.

Болельщики вяло обсуждают текущую игру (счёт 0:0) и итоги первого периода в других матчах словацкой экстралиги – на экранах вокруг демонстрируют эти самые итоги. Матч «Слована» и ЦСКА тоже обсуждаем.

– Как Радулов им? Ха-ха!

Я ищу, с кем бы поговорить. Желательно, болельщик постарше. Кроме того, что олдскульные фанаты интереснее сами по себе, они еще наверняка помнят русский язык – наследие социалистической эпохи.

Так и оказывается. Ян, которому скоро стукнет 70, хоккей начал смотреть еще со школы, с 1964 года. Коренной житель Кошице, который провел здесь всю жизнь!

– И вы уже больше пятидесяти лет ходите здесь на хоккей?

– Конечно. Всегда здесь жил и всегда болел за «Кошице». Ну, вот только в армии в Праге служил, тогда на «Кошице» ходить не мог. Но хоккей в Праге все равно смотрел!

Кошице

– Как вы думаете, «Кошице» смог бы играть в КХЛ?

– Зачем? Это очень дорого. Денег нет. В Словакии вообще нет денег на хоккей. Даже чемпион страны нищий, что уж про других говорить!

– Как вы думаете, «Слован» в КХЛ – это хорошо для сборной Словакии? В Беларуси принято говорить, что минское «Динамо» в КХЛ – это хорошо, потому что у игроков сборной есть практика на серьезном уровне.

– Ну, хорошо, играет «Динамо» в КХЛ. А в НХЛ белорусов много?

– Один.

– Точно! Михаил… как его…

– Грабовский.

– Грабовский! – улыбается Ян. – Вот, он один только. НХЛ гораздо сильнее, но белорусов там нет. А почему?

– Почему?

– Потому что белорусам такие же деньги платят в КХЛ. А то и выше. Вот и словаки тоже потянулись за деньгами в «Слован». А ведь могли бы играть в НХЛ на гораздо более высоком уровне! Вот это и было бы полезно для сборной.

– Вы говорите, что «Кошице» нищий, – провоцирую я, – но ведь такую арену построили!

– Так это не клуб строил, это для чемпионата мира строили. Отличная арена. Раньше была просто ужас какая. Самый настоящий сарай был.

 

арена

Сирена возвещает о начале второго периода, и Ян спешит на трибуны. Я благодарю и тоже ухожу. А там «Кошице» почти сразу же разыгрывает быструю атаку. Арена кричит и готовится праздновать гол, да вот незадача: ударить игрок почти не успел. Он влетает в ворота вместе с шайбой.

– Ну, вот как, как можно было так бить?! – беснуются болельщики.

Беснуются не зря, потому что в ближайшие пять минут «Зволен» забивает дважды.

Через каких-то двадцать секунд «Кошице» сокращает отрыв и зрители вскакивают со своих мест.

Музыка недолго играла: уже через 13 секунд хоккеист «Зволена» делает счет 1:3.

– Это безобразие какое-то! – кричит один из болельщиков.

Парень, сидящий рядом со мной, тихо хихикает и смотрит куда-то в сторону. То ли у него ставка сошлась, то ли он за «Зволен» болеет. Людей в красной форме гостей на трибунах немного – пожалуй, человек двадцать, не больше.

Зато местные болельщики почти все при параде. Уж если не джерси, то шарф точно имеется. Джерси обычно именные, что неудивительно: игроки приходят и уходят (и не дай Бог в «Слован»!), а джерси менять не приходится.

 

Джонни Вельрыба

Конкурс на лучшую форму одежды явно выигрывает этот юный болельщик.

Когда «Кошице» забивает второй гол, страсти на арене начинают накаляться. Вторая команда чемпионата неожиданно (для болельщиков) оказала достойное сопротивление «Кошице» (вести в две шайбы для фанатов «Кошице» – это действительно неплохое сопротивление, ведь исход все равно предсказуем). И они гораздо ярче реагируют на любые события на арене.

 

На последних секундах «Кошице» вышел два в одного. Ну же, забивай! Ну! Но гола нет – судья фиксирует нарушение численного состава. Действительно, неудачно поменялись. Арена яростно ревет: мало того, что удаление, так ещё и такую перспективную атаку загубили!

До сирены еще тридцать секунд, но многие разочарованно уходят за пивом. Счет 2:3 и «украденная» атака – надо же нервы залечить!

В перерыве я вновь встречаюсь с Игорем и Мики.

– Как вам игра? – улыбаюсь я.

– Нормально. Выиграем, – уверенно говорит Игорь. – А как тебе арена?

– Отличная, – честно говорю я.

– Есть такие в Беларуси?

– Две с половиной.

– Сколько-сколько? – переспрашивает Игорь, и я понимаю, что моего юмора по поводу «Бобруйск-арены» он не понял.

– Три.

– Это World Cup арена, – с гордостью говорит Игорь. – В Словакии таких только три.

– Как три? – удивляется Мики. – Где третья?

– Кошице, Братислава, Банска Бистрица, – загибает пальцы Игорь.

– Да ну, – сомневается Мики, – в Банска Бистрица совсем не такая.

Впрочем, они быстро сходятся во мнении, что в Кошице все равно самый лучший zimný štadión в Словакии. Я с ними не спорю.

А «Кошице» и впрямь побеждает в этой игре. В середине третьего периода с интервалом в тридцать секунд местные хоккеисты забрасывают две шайбы и приводят практически всю арену в восторг. Парень, втихаря смеявшийся над голами в ворота «Кошице», куда-то грустно исчезает, но это остается незамеченным. Празднуем!

Последнюю минуту матча зрители проводят стоя, поддерживая команду аплодисментами. В ответ все хоккеисты «Кошице» после рукопожатия с соперниками проводят круг почета по ледовой площадке, аплодируя и благодаря зрителей за поддержку.

Фан-сектор неустанно барабанит. Даже когда арена пустеет и остаются только стюарды, фан-сектор все еще заполнен. И все еще барабанит!

Я покидаю арену им. Ладислава Трояка минут двадцать спустя и по-прежнему слышу барабан фанатов. Сумасшедшие, ей богу! Сумасшедшие, безумные, невероятные фанаты.  

Которые, как и вся Словакия, влюблены в хоккей.

счёт