6 мин.

«Дерби шимпанзе»

Наверное, ни в одной другой стране нет так много «именных» дерби, как в Италии. Наиболее известны те, что проводятся регулярно – «Della Lanterna», «Della Madonnina», «Della Scala» и другие. Но и среди них находится место для отдельного именования того или иного матча.

Генуэзское (оно же «Фонарное») дерби всегда проходило в атмосфере скорее дружеского подтрунивания, нежели злобы. Венцом таких отношений стала встреча между «Сампдорией» и «Дженоа», состоявшаяся 6 ноября 1983 года. Встреча, с которой неплохо бы брать пример тем, кто создает своими действиями атмосферу на стадионах.

В июле 1983 года президент «Дженоа» Ренцо Фоссати командировал главного тренера Луиджи Симони в Южную Америку. Красно-синим нужен был игрок, который мог бы помочь совершить качественный скачок вперед. В предыдущем сезоне «Дженоа», как и «Сампа», вернулась в Серию А, но по итогам заняла только 11-е место («Сампдория» стала седьмой).

К величайшему сожалению, Симони довелось побывать на игре международного турнира между «Васку да Гама» и «Миланом». За «Васку» играл полузащитник Франсиско Чагас Элойя, более известный как Элой. Для Симони несчастье заключалось в том, что Элой играл вдохновенно (возможно, первый и последний раз в жизни) и забил «Милану» потрясающий гол.

Видя радость Симони от того, что «Милан» пропустил, некий агент подсуетился и рассказал тренеру «россоблу» всякие приличествующие ситуации байки о футбольном гении Элоя. В том числе и популярную в Южной Америке в те времена историю о том, что «этот игрок чеканит на тренировках лимонами (апельсинами, мандаринами, киви, нужное подчеркнуть) так же хорошо, как это делал Пеле».

Симони воодушевился, переговоры длились недолго и в итоге наставник телеграфировал в Геную: «Я нашел чемпиона, и мы его берем!»

Eloi

 

Трансфер обошелся в 300 миллионов итальянских лир (по курсу – около 150 000 долларов), деньги по тем временам более чем приличные. «Ювентус», например, купил Платини за 250 миллионов лир, и платил ему 400 миллионов в год.

Разочарование пришло уже после первых тренировок. Несмотря на устрашающий вид  - усы, мускулатура, взгляд, (по описаниям партнеров, «мрачный до циничного») - на поле Элою явно не хватало агрессии. Зато в избытке было вальяжности. Также выяснилось, что, в отличие от жонглирования фруктами, в обращении с мячом у Элойи были очевидные трудности.

К такому образу остается только добавить, что движения его выглядели как «развинченные», и «новый Зико» становился весьма странным зрелищем для наблюдающих за Серией А.

Незамеченным для поклонников «Сампы» это пройти не могло. Любые проблемы в стане соперника моментально становятся объектом насмешек: такова Италия со времен «веронского дерби» между семьями Монтекки и Капулетти.

К очной встрече в восьмом туре команды подошли в боевом настроении. До этого матча дерби уже три года подряд заканчивались вничью, в таблице команды находились друг от друга на расстоянии одного очка, отличная погода, заполненный стадион – все предвещало зрелище, которому, возможно, было суждено войти в историю.

SampFans

Когда по стадиону объявляли фамилии игроков «Сампы», фанаты подняли растяжки с изображениями футболистов. В момент объявления фамилий игроков «Дженоа» фанаты «Сампы» тоже подняли растяжки, но уже с изображением, простите, задниц в красно-синих тонах. Столь нехитрый креатив на занесение в историю явно не тянул, но ситуацию спасло объявление диктором фамилии «Элой».

В этот момент из-под трибун к полю вышли два человека – глава и основатель фанатского объединения «Ultras Tito Cucchiaroni» Клаудио Бозотин и его друг. За руки они вели… маленького шимпанзе, одетого в футболку «Дженоа» с номером «10» на спине.

Бозотин вспоминает:

«Нужно было что-то сделать для дерби. Мне пришла в голову такая идея, я пошел в цирк, дал дрессировщику денег и сказал: «Слушай, мне нужен этот обезьян для спортивного мероприятия, мы наденем на него футболку и проведем на стадион». Он сказал: «Нет проблем!». Мы с другом вырядили шимпанзе, взяли у одной знакомой абонемент на трибуну и пошли.

Самый прикол был на входе. Нас тормозят, я даю контролеру абонемент, а он мне говорит: «Извините, с животными нельзя!» Я ему в ответ: «С животными?! Это мой сын! Это я сделал его. Ну, получился он у меня вот таким, да. Если Вы можете сделать его другим – валяйте!»

Контролер впал в ступор, а мы прошли. Ну а подойти к полю было уже проще, все свои. Вот так мы там и оказались».

Намек на игру бразильского полузащитника «Дженоа» был столь прозрачен и точен, что при появлении троицы около поля смехом и аплодисментами взорвался весь стадион, включая поклонников «красно-синих». Более явное сходство с вальяжным и инфантильным Элоем придумать было трудно.

В наше время подобный юмор вызвал бы грандиозный скандал, но здесь следует понимать, что никакого расистского подтекста в этой шутке, разумеется, не содержалось. Элой не был темнокожим, и обезьяна была исключительно иллюстрацией его манеры поведения на поле, что и оценила публика.

Бразилец вышел на замену на 77-й минуте, когда «Сампа» уже вела в счете 2:0 после автогола Фачченды и красивого сольного прохода Роберто Манчини. Элой не показал ничего, но благодаря замечательной выдумке фанатов «Сампы» вошел в историю как косвенный герой дерби.

Фанаты «Дженоа» быстро поняли настоящий уровень бразильца и прозвали его «Бестолковый Чагас». Всего Элой провел за «Дженоа» 34 игры и не забил ни одного мяча.

Дальнейшая судьба героев этой истории сложилась по-разному.

Элой после двух сезонов в Генуе странствовал по городам и весям: вернулся в Бразилию, через некоторое время оказался в Португалии. Вместе с «Порту» завоевал Кубок Чемпионов (не забив за команду, впрочем, ни одного гола), после играл в «Боавиште». В 1992 году опять вернулся на родину, и спустя четыре сезона и сменив четыре клуба завершил карьеру игрока. Сейчас он трудится агентом, но, насколько известно, итальянские команды суеверно избегают вести с ним дела.

«Дженоа» в том числе и вследствие этого проигрыша по итогам сезона вылетел в Серию B. Количество очков с оказавшимся на строчку выше «Лацио» было одинаковым, но подвела разница мячей.

«Сампдория» продолжила выступление в элите.

Клаудио Бозотин, несмотря на уже преклонный возраст, и поныне является лидером одной из двух крупнейших группировок фанатов «Сампдории», и не перестает болеть за свою любимую команду.

Ну а смешной шимпанзе получил имя «Элой» и вернулся в цирк, где продолжал веселить публику. Запомнился ли ему тот единственный в его жизни поход на стадион? Этого никто не знает, но зато известно, что благодаря его появлению рядом с полем, дерби 6 ноября 1983 года навсегда осталось в памяти фанатов, получив название «Дерби шимпанзе».

Scimmia

В статье использованы материалы www.repubblica.it, www.blogpost.ru, www.sampstory.it, www.it.wikipedia.org, www.youtube.com