9 мин.

It's so very French

Две капли сверкнут, сверкнут на дне,

Эфес о ладонь согреешь,

И жизнь хороша, хороша вдвойне,

Коль ей рисковать умеешь.

Много было сомнений по поводу поездки на матч с «ПСЖ». После террактов Париж был не самым привлекательным местом для проведения праздника футбола. Тем более, первый матч такого масштаба. Перспектива напугала не только нас, болельщиков, но и национальные спецслужбы. Надо отдать должное хозяевам — при том, что матчи чемпионата Франции проходили без гостевых болельщиков вообще, в этот раз они позволили-таки «синим» поддержать команду в еврокубке. Но в качестве некой замысловатой компенсации устроили беспрецедентные проверки-разборки-досмотры-кордоны на подходах к стадиону. 

Одна только  процедура приобретения билетов в этот раз напоминала «пароли, явки, конспиративные квартиры»: только для членов фан-клуба, только с мембершип, только в структуре, только с «лоялти пойнтс», и тсссс…. Подайте заявку, заполните анкеты, получите ваучеры, доберитесь в Париже до «Пуллман Отель», отдайте ваучер, получите повязку на запястье и билет. Бинго. Вы прошли квест. Нервы, нервы, нервы…

 

А Париж был по-французски безмятежен. В берете и с мольбертом, яркими красками рисуя природу и изящно выводя готику. Словно и не приезжал к ним никакой «Челси», словно и не проходил у них матч 1/8 финала Лиги Чемпионов. Яркое, не по-зимнему теплое солнышко, синее чистое небо, навевающее бессмертное «Sous le ciel de Paris" в пронзительном исполнении Пиаф. И только плакаты размера кинг-сайз вдоль Елисейских полей с изображением Давида Луиса в цветах «ПСЖ» напоминали о том, за кого теперь играет шебутной бразилец, и за кого болеет столица Франции. А ведь совсем недавно…

Стабильность, наверное, самое замечательное, что может быть в этом быстро меняющемся мире. И «Челси» остался верен своим предпочтениям, в третий раз в трех сезонах выбрав один и тот же отель. Надо признать, однако, что отель был достоин такой верности: вышколенный персонал, предусмотренные мелочи, спортзалы и SPA, и конечно, шикарные номера. 

Как отмечалось в одной из статей на официальном сайте: «После матча во вторник в столице Франции Джон Оби Микел сказал, что Хиддинк дал игрокам больше свободы с того момента, как перешел в клуб». Что имел в виду Микел, и что бы хотел Хиддинк, чтобы его полузащитник имел в виду, останется для них самих. Но команда действительно совершенно переменилась с приходом голландца, словно их отпустило какое-то нервное напряжение. Выдохнули. 

Во времена Жозе чувствовалось, что игроки находятся в прямой эмоциональной зависимости от настроения тренера: чем мрачнее был Жозе, тем звонче звучали натянутые нервы ребят. «Дисциплина, собранность, серьезность» нависало над ними занесенным мечом. «Нервозность», — временами мигали воображаемые лампочки. И если тренер бывал не в духе (как в Германии год назад), игроки, казалось, начинали передвигаться по предварительно очерченным траекториям, глядя строго перед собой. Выжить, а главное выстоять психологически, в таком стрессовом состоянии получается не у всех и не всегда.

С Гусом все выглядело иначе. Особенно в день приезда, накануне матча. Команда улыбалась, раздавала автографы, не сказать, что была расслаблена, но не напряжена, это факт. «Комфорт и уверенность» — вот что уже не нависало, а светилось мягким светом над их головами. Аура Гуса —  аура спокойствия. Сам позитивный, мудрый и уравновешенный, Хиддинк транслировал это на ребят, и те, впитав дзен-буддизм тренера, кажется, осмыслили мудрость "Иди вперед, делай, что делаешь, и будь, что будет".

Да, к ним также приезжали семьи и знакомые (и удивительно, насколько похожи Тибо с его отцом и братом), но в этот раз серьезный и собранный настрой совершенно не предполагал ни нервного напряжения, ни внутренней скованности, ни стресса. 

Даже в день матча, когда по глазам уже читалось, что «пан или пропал», что этот матч, если не финал, то что-то очень близкое, это была собранность уверенных в себе людей, обдумывающих то, что им предстоит, и готовых сделать все, чтобы добиться результата. Они не перестали улыбаться, но мыслями они уже были на поле «Парк де Пренс». 

А «Парк де Пренс» 16 февраля 2016 года был похож, скорее, на охраняемый стратегический объект, чем на стадион. Похоже, все силы были брошены на то, чтобы избежать каких-либо столкновений и, тем более, повторения той страшной ночи, когда проходил матч сборных. 

Живой коридор из французских полицейских (потрясающе симпатичных, как на подбор, даже красивых, что наводило на мысли, что французы такие французы, и устроили фейс-контроль в полицию) помогал потоку болельщиков достичь нужных секторов. Причем, «синий» поток отсекался в одном конкретном месте, и как «рукав» этой живой реки, направлялся к сектору V (увы, это не стало знаком победы). А дальше «ристбэнд, тикетс, ристбэнд, тикетс» и так раза три или четыре еще до «обыска» и «шмона». И что интересно — это не пугало и не расстраивало. Не было угнетающего «да как вы смеете!» в глубине души. Здравый смысл, не убаюканный беззаботной красотой Парижа, по которому довелось погулять всласть, шептал, что так будет лучше, так будет правильней, а главное — безопасней. 

Присутствие полиции на трибуне не удивило. Не обрадовало, но и не расстроило, а в какой-то момент по ходу матча, когда в нос шибанул резкий удушливый запах из чьего-то заботливо припрятанного французского (уверена, что французского) балончика, вид занявших позиции между трибунами вояк в полном обмундировании заставил облегченно вздохнуть: «спасибо, что вы здесь!» Необычным было то, что полиция не стояла, как вкопанная, созерцая происходящее и краем глаза подглядывая матч, а змейками ходила по рядам на трибунах, постоянно меняя дислокацию, постоянно утихомиривая разбушевавшихся фанатов. 

Перед самым свистком к началу матча удивил и порадовал так называемый «перформанс», устроенный болельщиками «ПСЖ». Это было действительно громко и красочно: под приветственные крики ведущего ici c'est Paris толпа размахивала красно-бело-синими плакатами, распевала гимн и разворачивала на фанатских трибунах хозяев огромные баннеры. Два огромных экрана транслировали красиво снятые зарисовки из жизни лидеров французского чемпионата, а во время представления состава местный саппорт выкрикивал фамилии не только тех, кто вышел  на поле в старте, но и тех, кто остался в запасе. Атмосфера на «Парк де Пренс» вибрировала от напряжения и предвкушения. Казалось, от энергии и эмоций стоящих (да, стоящих!) на трибунах воздух становился плотным, а от запала тех, кто вышел на поле, в этом заряженном воздухе проскакивали искры. 

Горстке «синих» было не перекричать десятки тысяч парижан, и все-таки новая и очень теплая (как в принципе и всегда) кричалка про Фрэнка Лэмпарда (удивительно, но именно в его честь) снова и снова звучала в нашем секторе. «Фрэнки Лэмпард, Фрэнки Лэмпард, о, Фрэнки Лэмпард…» перемежалось с ««Champions of Europe» you'll never sing that». И от этого сочетания щемило сердце, как тогда, в 2012-м. 

И пока на поле еще не восстановившиеся после длительной болезни «синие» с экспериментальной обороной и находящимся в творческом отпуске Азаром пытались выплыть из-под цунами «ПСЖ», их верные болельщики (средний возраст которых на трибунах — от 50 и старше, что позволяет уже пересмотреть классическое прозвище «ветераны», махнуть рукой да и назваться «пенсионерами») скрипели зубами на провалы крайних защитников, на нереализованные моменты, на неназначенные стандарты, но продолжали упорно надрывать голосовые связки «We love you Chelsea, we do!»

Поражение в первом матче — это лишь стимул, чтобы выиграть раунд и пройти дальше… Это лишь щелчок по носу или укол шпилькой, чтобы в тот момент, когда все вокруг ставят на тебе крест, опрокинуть противника на лопатки, отряхнуть руки и сказать ему строго: "Ибо нечего".

И покрываясь инеем в ожидании, когда нас выпустят из сектора, и наблюдая за тем, как Лоллишон тренирует после матча Асмира Беговича, болельщики «синих»  как-то все понимали, на интуитивном уровне, что 2:1 — это объективно, что 3:1 было бы слишком, а 1:1 нечестно (парижане были сильнее), а главное — что к ответному матчу ребята раскачаются и соберутся, потому что это «Челси», а значит, способны на чудо.

 

Для официального сайта "Челси"