Самый недооцененный игрок АПЛ
Виталий Суворов – о том, почему Нголо Канте так крут.
«Арсенал» контролирует мяч, Нголо Канте его отбирает, «Арсенал» контролирует мяч, Нголо Канте его отбирает, «Арсенал» контролирует мяч, Нголо Канте его отбирает… а затем отбирает его еще раз. Если по какой-то причине вам не удалось посмотреть вчерашний матч «Арсенала» и «Лестера», просто знайте, что первые шестьдесят с лишним минут этой игры выглядели именно так. Вот финальные показатели французского опорника «Лестера»: оценка 8.6 от WhoScored, 68 касаний, 11.61 км, 6 отборов и 7 перехватов, что означает, что Канте умудрился вернуть мяч своей команде в игре с «Арсеналом» невероятные 13 раз. Нголо также совершил 66 ускорений за 90 минут, на 7 больше, чем Джейми Варди, и на 17 больше, чем любой другой игрок «Лестера» – при том, что в отличие от Варди, он не получал передышку, когда мяч находился у ворот Шмейхеля.
Карта касаний Канте в первом тайме на «Эмирейтс».
Те, кто регулярно натыкается на матчи «Лестера» в этом сезоне, прекрасно знают о способностях 24-летнего полузащитника. Люди вроде Клаудио Раньери, Джейми Каррагера и Вадима Лукомского уже несколько месяцев сравнивают Канте то с Клодом Макелеле, то с Морганом Шнайдерлином, то с Блезом Матюиди, а один белорусский миллиардер, говорят, уже готовится перевезти француза в соседнее графство. Статистика Канте по-настоящему впечатляет, но все же даже самому крутому игроку было бы сложно получить заслуженную порцию внимания со стороны медиа и болельщиков, когда рядом с ним так ярко сверкают Джейми Варди и Рияд Марез. На «Эмирейтс» Канте, наконец, удалось затмить и первого, и второго. И раз уж в офис тайного клуба под названием «Канте – лучший опорник АПЛ-2015/16, а также будущая легенда «Ливерпуля», президентом которого я являюсь, всю ночь приходили письма от самых разных людей, позвольте мне быстро процитировать некоторые из них.
«Канте – как Wi-Fi. Он буквально везде», – Том Адамс, британский Eurosport.
«По крайней мере, Канте еще на поле. Так что после удаления Симпсона у «Лестера» осталось всего 13 игроков», – Мэтт Хьюс, The Times.
«Канте – это игрок, которого не хватало «Арсеналу» со времен продажи Виейра», – Пирс Морган, телеведущий.
«Канте совершенно невероятен», – Генри Уинтер, The Times.
«В данный момент Канте отбирает мяч лучше всех на планете», – Рио Фердинанд.
«Каким образом Канте удается персонально опекать пятерых игроков «Арсенала»?», – еще какой-то парень из твиттера; понятия не имею, кто он, но слишком уж удачная фраза.
Так или иначе, Канте, как и другие лидеры «Лестера», проводит умопомрачительный сезон, и в каком-то смысле его летний трансфер на «Кинг Пауэр Стэдиум» впечатляет даже сильнее, чем тихие, незаметные переходы Мареза и Варди. Да, этих игроков безумно недооценивали, но в этом не было ничего удивительного – большие клубы редко разыскивают футболистов за пределами высших лиг. Канте? Когда «Лестер» объявил о покупке полузащитника «Кана» в прошлом году, ведущие Sky вывели на экран скиллы Нголо в игре Football Manager, чтобы получить о нем хоть какую-нибудь информацию – но на самом деле в этом не было острой необходимости. К концу сезона-2014/15 о подвигах Канте слышал любой статистический гик – в том году француз совершил 145 отборов в чемпионате, и это был абсолютно лучший показатель среди пяти европейских топ-лиг. Кроме того, он был единственным полузащитником, совершившим больше 100 перехватов в Лиге 1, хотя никогда не играл чистого опорника.
Летом 2015-го Transfermarkt оценил Нголо в 4,5 млн евро (Варди перешел в «Лестер» за миллион, Марез – за 400 тысяч), примерно тогда же на сайте болельщиков «Ливерпуля» завели отдельную ветку под названием «Moneyball», в которой парни вроде тех, что проводят день Святого Валентина, копаясь в статистических выкладках или обновляя блог на Sports.ru, подыскивали для команды самых недооцененных футболистов Европы – и фамилия Канте упоминалась там в первом же сообщении. Другими словами… француз никогда не был бракованной игрушкой вроде Хута или каким-нибудь полумифическим персонажем из английского подземелья, вкалывавшим на фабрике. И если истории Мареза и Варди – это несомненная удача и мастерство «Лестера», копнувшего чуть глубже, чем все остальные, то история Канте – это еще и промах больших и могущественных клубов, которые не заметили классного игрока у себя под носом. Где-то в Окленде генеральный менеджер одного бейсбольного клуба одобрительно кивает головой.
Пьер Вилль, ветеран любительского клуба «Сюрен» из пригорода Парижа (8-й дивизион), в котором когда-то учился отбирать мяч Нголо, считает, что звезда «Лестера» совершенно не похож на типичного французского футболиста. «Во-первых, у него нет экстравагантной прически. Во-вторых, в его ушах нет сережек. В-третьих, он не носит на голове гигантские наушники». Бывшие тренеры и партнеры игрока вообще обожают рассказывать истории о его гипертрофированной скромности. «Главная черта Канте, – говорит Кристоф Раймон, когда-то тренировавший француза, – это то, что он никогда ни на что не жалуется. Вообще никогда. Он мало говорит, но очень внимательно слушает – и впитывает все как губка. Так что Нголо очень быстро адаптируется к любым условиям». «А еще он очень тихий и скромный, – добавляет Вилль. – Чаще всего мы узнавали какой-нибудь факт о его жизни из газет, а не от него самого. Скажем, мы все знали, что он очень религиозный – но при этом понятия не имели, какую религию он вообще исповедует. Ну и еще один пример: когда Нголо решил купить себе первый автомобиль в жизни, он взял не новую машину, а подержанную. Довольно-таки редко такое случается среди футболистов».
Канте вырос в 10-м округе Парижа, неподалеку от Северного Вокзала, откуда уходят поезда в Англию; его родители приехали во Францию из Мали, помимо Нголо у них было еще восемь детей. Канте был типичным уличным футболистом – из-за своего роста (1,69 м) ему не удалось попасть ни в одну профессиональную футбольную академию (в «Лорьяне» и «Ренне» Канте сказали, что у них есть десяток игроков вроде него, и им не нужен еще один), так что прежде чем оказаться в любительском «Сюрене», за который до сих выступают два его брата, полузащитник оттачивал мастерство на дворовых площадках Парижа. «Он всегда был самым маленьким игроком на поле, – вспоминает Вилль. – Помню, на каком-то турнире Нголо получил приз лучшему игроку, ему тогда было 13 или 14 лет. Когда он вышел поднимать кубок, то с трудом смог взять его в руки – кубок был больше него». Из-за его роста французские клубы долго не могли разглядеть талант Канте, хотя он был очевиден. Нголо – невероятно выносливый и старательный игрок, и кроме того, кажется, что ему просто невозможно сделать на поле больно. Несколько месяцев назад Клаудио Раньери назвал Канте своим «звездным студентом»; еще один бывший тренер Нголо по имени Петр Войтина вспоминает, что Канте всегда был прилежным учеником: «Как-то раз я сказал ему, что в его возрасте игроки обязаны уметь жонглировать мячом, а он не умел. Нголо куда-то ушел, а через пару часов вернулся на поле и идеально выполнил упражнение».
Первой профессиональной командой Канте стала «Булонь» из третьего дивизиона Франции. Полузащитнику потребовалось около года, который он провел, играя за резервистов «Булони» в пятом дивизионе, чтобы привыкнуть к новым условиям, но уже в сезоне-2012/13 Канте освоился в первой команде и принялся зажигать – а в конце года был признан лучшим игроком третьей лиги. Затем последовал трансфер в «Кан» из второго дивизиона и стремительный выход в Лигу 1. За пару недель до старта сезона-2014/15 тренер «Кана» попросил своих центральных полузащитников активнее подключаться к атакам. В первых трех матчах чемпионата Франции Канте забил дважды. К тому моменту скауты «Лестера» уже успели как следует изучить молодого игрока, и следующим летом Канте оказался в Англии – «Кан» получил за француза 5,6 млн фунтов.
«Я удивился, что ему удалось так быстро адаптироваться в премьер-лиге, – говорил Раньери в конце прошлого года. – Он очень внимательный и очень быстрый. Он отлично читает игру. В прошлом году он был лучшим по отборам в Европе. Очень тихий мальчик и на поле, и за его пределами, никогда и слова от него не услышишь. Все в команде его обожают». Забавно, что при этом Раньери до последнего не хотел приглашать Канте в «Лестер» – его смущал рост полузащитника и его физические габариты; Клаудио казалось, что Нголо не справится с темпом игры в премьер-лиге. Рещаюшую роль в сделке сыграл скаут «Лестера» Стив Уолш, которому все же удалось убедить тренера подписать Канте. Через пару недель Раньери подойдет к Уолшу и скажет: «Стив, больше никогда меня слушай. Я понятия не имею, о чем говорю».
В этом сезоне Канте совершил 110 перехватов и 79 отборов, больше, чем любой другой игрок премьер-лиги, а также забил один гол и сделал три голевых паса. Процент точных передач полузащитника – 81,6, это лучший показатель среди всех футболистов «Лестера». Канте не становится героем социальных сетей и редко появляется в хайлайтах, но именно он со своими бесконечными отборами и перехватами является одним из ключевых игроков этого «Лестера» – команды, которая добровольно отказывается от мяча и уничтожает соперников молниеносными контратаками. Прибавьте к этому удивительную стабильность молодого француза (в последних 16 матчах Канте только три раза получил оценку ниже 7 от WhoScored; его средняя оценка в сезоне – 7.52, девятое место среди игроков АПЛ) и его дикую работоспособность, и вы поймете, почему никто в Лестере уже не вспоминает Эстебана Камбьяссо. «Когда мы посмотрели нарезки игры Канте, на которых он гнался за соперниками, чтобы отобрать мяч, мы только и смогли сказать: «Вау», – вспоминает Раньери.
В сентябре 2015 года Клаудио сказал, что у Канте есть все шансы выйти на уровень Клода Макелеле – одного из лучших опорных полузащитников 21 века и одного из самых недооцененных игроков современности. Раньери любит бросаться яркими фразами на пресс-конференциях. Но чем дальше, тем больше кажется, что на этот раз Клаудио попал в самую точку.
Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan
А ты за легендарный Завод подшипников трения пылил?
Помню вашу банду. Чисто Уимблдон периода расцвета. Вот только подкаты вашим не удавались. Со скольжением беда...
Он может и был недоценен раньше, ведь Францию смотрят меньше чем Англию, но в этом году все им восхищаются, потому что он на виду, и все английские эксперты (мнения которых удалось услышать/вычитать) от него в восторге весь этот сезон.
Очень даже обсуждают и восхищаются
P.S. Спасибо на добром слове.)