Амстердамский кошмар. Полуфинал Евро-2000 Голландия – Италия
Андрей Клещенок вспоминает матч, ставший украшением миллениума.
Любители футбола со стажем вспоминают Евро-2000 как один из самых интересных континентальных турниров в современной футбольной истории. Позади остаются сенсационный и мегаскучный 2004-й, лихо, по-голливудски закрученный 92-й и даже 88-й, едва не принесший золото советской сборной. Евро-2000 подкупал не только результативностью, но и блистательным соцветием легенд: Хаджи, Маттеус, Бергкамп, Симэн, Мальдини, Шмейхель, Стойкович, Блан… Этот турнир не просто знаменовал конец 20-го века в мировом футболе – он подводил черту под эпохой одного легендарного поколения, предвещая наступление новой эры. Ещё в конце девяностых этих парней подвинули на футбольном небосклоне гении вроде Дель Пьеро, Зидана и Фигу. А на самом Евро-2000 можно было, приглядевшись, увидеть и оценить будущее: на полях Бенилюкса промышляли молодые Анри, Трезеге, Рауль, Оуэн, Джеррард…
Полуфинальная схватка Голландии и Италии вызывала повышенный ажиотаж. Хозяева турнира великолепно прошлись по групповому турниру, лишь однажды забив меньше трех голов и без очковых потерь пройдя «Группу смерти». В четвертьфинале голландцы разобрали на запчасти последнюю сборную Югославии в истории больших турниров и накануне решающих поединков считались главными претендентами на титул. За ними стояли 15 миллионов болельщиков; в день полуфинала королевским указом был объявлен выходной. На улицах Амстердама усиленно дежурили полицейские, готовившиеся урезонивать толпу после ожидавшейся виктории.
Общенидерландская эйфория и лёгкость, с которой «оранжевые» прошли серьёзных противников, затмевали будущего соперника хозяев. Между тем итальянская сборная спокойно и без лишних энергозатрат вышла в полуфинал, одержав по пути четыре победы. Традиционный рационализм «Скуадры Адзурры» несколько заретушировал уверенность поступи. Но эксперты отмечали: малой кровью хозяевам турнира не обойтись. Мальдини и Ко – это не югославы, шесть мячей отгрузить не позволят. Словом, ожидания соответствовали масштабу поединка.
Откладывать дело на потом голландцы не стали. Пока Олег Жолобов рассуждал о стартовых составах команд, волшебник Бергкамп нарисовал первый опасный момент у ворот итальянцев. Обработав мяч в районе сегмента, Деннис не глядя вывел Коку на рандеву с кипером. Оранжевое море на трибунах всколыхнулось. Хавбек «Барсы» перебросил гиганта Тольдо, но вместе с ним перебросил и ворота.
«Оранжевые» строили игру через Бергкампа – легендарный форвард оказывался везде, блистая идеальной техникой и мастерством. Принимая мяч с фирменной ленцой, он вдруг, разом, почти из ниоткуда создавал опасный момент – Деннису даже не приходилось взрывать темп ради этого. Мастер. Этот матч станет последним для Денниса в составе сборной, и пройдут годы, прежде чем у «оранье» вновь появится одаренный конструктор атак. Но это будет после, а пока самый техничный голландец в истории вновь и вновь заставлял бесноваться амстердамские трибуны. Получив мяч в районе правого угла штрафной, Бергкамп едва уловимым движением убрал с пути Юлиано и низом пробил в дальний угол – штанга.
Итальянцы не справлялись. Едва ли не каждое касание мяча Бергкампом завершалось опасным моментом. Преимущество голландцев в скорости впечатляло. Справа спринтер Овермарс раз за разом оставлял не у дел самого Мальдини, заставляя Паоло фолить. Слева юркий Зенден делал шута из Дзамбротты. За полчаса игры в пассиве Джанлуки имелся «горчичник» и несколько устных предупреждений. На 34-й минуте итальянец вновь не по правилам остановил Зендена. Маркус Мерк достал красную карточку. Три минуты спустя Овермарс прострелил на Клюйверта, которому помешали чересчур долгие и крепкие объятия Несты. Пенальти.
За день до матча одна из газет вышла с заголовком «Выпускной экзамен Алессандро Несты». 24-летнему защитнику предстояло сдержать лучшего бомбардира турнира и одного из опаснейших центрфорвардов мира – Клюйверта. Алессандро сдал на троечку с плюсом. Годы спустя заматеревший Неста выключал из игры Анри и Месси, но в тот день будущей легенде пришлось очень нелегко.
Пока оборонительная линия итальянцев в полном составе гонялась за Мерком, Дель Пьеро подошёл к Тольдо. Хладнокровный и умелый пенальтист, Алекс подсказал киперу пару нюансов. Минуту спустя Франческо уверенно отразил плотный выстрел Де Бура. Счёт остался прежним. В добавленное время Клюйверт укротил в воздухе сложнейший мяч, пожонглировал им и пробил в дальний угол – мимо.
С удалением Дзамбротты итальянцы перешли на игру в одного форварда. Дель Пьеро переместился с позиции seconda punta на правый фланг полузащиты – и с этим тактическим ходом «Скуадра Адзурра» прибавила. Умница Дель Пьеро оказался неожиданно хорош в защите, гораздо успешнее Дзамбротты останавливая Зендена. Кроме того, Алекс стал чаще получать мяч – а отобрать его без фола у Дель Пьеро было практически невозможно даже в его худшие годы. Итальянцы начали задерживаться на чужой половине поля, свои атакующие акции начиная через правый фланг.
В начале второго тайма Дель Пьеро после вброса из аута развернулся, ускорился, проскочив меж двух оппонентов, и вывел на удар Фиоре – ван дер Сар отразил выстрел. Следующие 15 минут итальянцы, играя в меньшинстве, даже превосходили голландцев. Дель Пьеро начал несколько опасных атак и не реализовал парочку перспективных штрафных. На 62-й минуте Давидс убежал от Юлиано, заставив того фолить в штрафной площади. Второй пенальти в матче, и исполнять его взялся Клюйверт. На этот раз Тольдо спасти не смог: Патрик развёл мяч и кипера по разным углам, но… угодил в штангу. На трибунах зашёлся от смеха наследный принц Виллем-Александр. Судьба в тот день примерила савойские цвета.
Матч продолжался. Ван Брокхорст, Зенден и Овермарс промахивались издали, гениальный Дель Пьеро блистал на правом фланге, разгоняя итальянские атаки, Дельвеккио убегал на рандеву с голкипером, а будущий депутат Госдумы и министр Московской области в прямом эфире рассуждал о придуманной предвзятости немецкого судьи. В дополнительное время Дельвеккио после шального выноса убежал один на один с ван дер Саром, но Эдвин отбил ногой пущенный в противоход мяч. Во втором тайме ускорившийся Клюйверт улучил момент для удара метров с десяти, но промахнулся…
Перед серией пенальти камеры выхватили Франческо Тольдо. Основным кипером сборной считался мегаодарённый 22-летний Буффон; накануне первенства Джиджи сломал палец и остался не у дел. Итальянские газеты в унисон рисовали страшные картины будущих фиаско, не веря в способности сменщиков. Но они ошиблись. Из тени Буффона возникла двухметровая фигура Тольдо. Голкипер «Фиорентины» провёл великолепный турнир, а матч с голландцами стал его звёздным часом. Отразив пенальти в основное время и два – в послематчевой лотерее, Ческо стал героем нации. Впереди ждал Трезеге…
Автор: Андрей Клещенок
Читайте также: Конские пристрастия. Почему союз Широкова и ЦСКА – неопределённая радость
Боец невидимого фронта. Почему Серхио Бускетс – лучший полузащитник мира
Теневые лидеры. Кто тащит «Лестер» к чемпионству помимо Варди и Мареза