«Любим команду – ненавидим цены». Что заставило болельщиков «Ливерпуля» уйти с «Энфилда»
Михаил Морозов – о самом громком конфликте болельщиков и клуба в истории «Ливерпуля».
Что случилось?
Фанаты «Ливерпуля» впервые в истории клуба организованно покинули матч команды до финального свистка. Также фанаты не покупали предматчевые программки и еду с водой в подтрибунных помещениях. Речь идет о местных жителях из числа болельщиков «Ливерпуля».
Из-за чего это произошло?
Клуб повысит цены на билеты со следующего сезона. Около 13 месяцев длились переговоры специально созданного комитета, куда входили представители клуба, а так же представители самых авторитетных фанатских групп (Spion Kop 1906 и Spirit Of Shankly). Их целью было найти компромисс по ряду вопросов. В идеале фанаты требовали цену в 30-40 фунтов для 70% мест на «Энфилде» и, как следствие, уход от категоризации (разделение на топовые матчи и не топовые), цены на абонементы от 570 до 790 фунтов, больше привилегий для местных и юных фанатов.
По итогам переговоров клуб принял решение повысить цены, а по некоторым вопросам болельщики и вовсе не получили ответа в ходе обсуждения.
Как именно изменятся цены?
Клуб выпустил официальный пресс-релиз на сайте. Мы обсудим некоторые его части, которые особенно взволновали местных.
«64% абонементов останутся по тем же ценам». По словам местных, это только звучит, как хорошая новость, потому что цены на абонементы уже высокие, и их замораживание не решит проблему. К тому же, это не отменяет того, что через сезон клуб может решить повысить цены и на эти 64%, а заморозить уже оставшиеся 36%. Также стоит отметить, что впервые за историю клуба цена некоторых абонементов на сезон 2016/17 превысит 1000 фунтов.
«45% билетов подешевеют». И снова по словам местных, это лишь означает то, что другие 55% будут платить значительно больше, чем раньше. Например, билеты, которые сегодня стоят 59 фунтов, будут стоить 77. Конкретно этих билетов немного. Гораздо больше билетов, которые сегодня стоят 59, будут стоить от 62 до 75 фунтов.
Также появятся билеты, которые именуются «low level hospitality» от 85 до 175 фунтов (в зависимости от категории матча), которые не являются тем, что принято считать за «hospitality». Цены на эти места поднимутся на 124% по сравнению с текущим сезоном, и именно эти абонементы будут стоить по 1 029 фунтов. Что будет входить в «low level hospitality» пока не понятно.
«Билеты по 9 фунтов». 9 фунтов будут стоить матчи категории «С», 14 фунтов матчи категории «В» и 36 фунтов матчи категории «А». 1 581 билет за сезон от общего числа 878 693.
«20 000 билетов для местных». 20 000 от общего количества билетов 878 693 за целый сезон не так уж и много. По словам болельщиков, это было сделано в самый последний момент.
Что еще не устраивает болельщиков?
Фанаты очень не довольны владельцами клуба (FSG – Fenway Sports Group). По словам людей, которые участвовали в переговорах, поначалу все шло хорошо. Первоначально представители руководства клуба, которые базируются в Ливерпуле, охотно шли на контакт. Но в дальнейшем клуб стал брать все больше времени на раздумья и «перестал слышать» болельщиков. Вообще слова о «13 месяцах работы с фанатами» сильно преувеличены. Как рассказывают участники из фанатских групп, по большей части их знакомили с планами клуба по увеличению цен, не спрашивая совета и не консультируясь. После того, как фанаты изъявили желание встретиться с владельцами, то не получили никакого ответа. Болельщики убеждены: корень проблемы находится именно в Бостоне (там базируется FSG).
Фанаты упрекают клуб в том, что они пытаются сделать из болельщиков клиентов. К старту нового сезона «Ливерпуль» закончит реконструкцию Main Stand и получит дополнительные 8500 мест. Даже если бы клуб принял решение не поднимать цены, то получил бы прибыль в 2 миллиона фунтов, а с новыми ценами получит еще 2 миллиона.
По меркам доходов футбольного клуба цифры просто смешные (прим. – 0,6% от всей прибыли). Нагнетает обстановку и очередная рекордная сделка по продаже телеправ на АПЛ (прим. – клуб получит примерно на 40-50 миллионов больше, чем сезоном ранее). После реконструкции «Энфилда» вместимость арены и соответственно доход тоже должны увеличиться. К тому же клуб почти каждые полгода находит новых спонсоров и наверняка продаст права на название новой трибуны.
Позиция местных заключается в том, что «Ливерпуль» процветает с точки зрения финансового состояния и в лишних 2 миллионах явно не нуждается. Сейчас прибыль от реализации билетов составляет 35 миллионов фунтов, при замораживании цен в новом сезоне клуб бы получил 37 миллионов, но владельцы поставили планку в 39 миллионов. (прим. – доход клуба от match day составляет примерно 20% от общей суммы)
Они чем-нибудь довольны?
Да, есть и хорошие новости. Около 1000 билетов будут отданы бесплатно школам Мерсисайда. А также 20 000 билетов за сезон будут доступны юным фанатам от 17-21 года за полцены.
Что собирается делать «Ливерпуль»?
Никаких серьезных мер, вроде аннулирования абонементов тех, кто покинул «Энфилд» раньше финального свистка, не ожидается.
Фанаты конечно же припомнили Йану Эйру слова от декабря 2014 года: «Мы не будем повышать цены на билеты из-за реконструкции стадиона». Сразу после пресс-конференции Эйр принялся защищать владельцев: «Владельцы не заслужили той тонны критики, которая обрушилась на них на этой неделе». Также исполнительный директор отметил, что билеты стоимостью 77 фунтов это всего 200 мест на матчи категории «А». И напомнил, что для реконструкции стадиона клубу был предоставлен беспроцентный займ в размере 100 миллионов фунтов, и ни пенни не будет потрачено не на клуб. Тем временем клуб опроверг информацию о том, что эти затраты повлияли на рост цен, также как и не стал подтверждать информацию о том, будут ли снижены цены на билеты после выплаты этого займа.
Масло в огонь подлил сайт FSG. В разделе портфолио прямо напротив эмблемы «Ливерпуля» и вовсе нашлась статья о том, как переделать фанатов в клиенты! После того, как это разлетелось по твиттеру статью переименовали. Вполне возможно, что это чья-то ошибка, но никто ничего объяснять не стал.
До начала пресс-конференции Юргена Клоппа перед матчем против «Сандерленда» журналистам дали понять, что от вопросов на тему билетов и готовящегося протеста лучше воздержаться. Потому что немец находится в проигрышной ситуации – своим ответом он мог расстроить либо боссов, либо болельщиков. Юрген Клопп пока никак не высказался на эту тему, но уже встречался с подобными протестами в Дортмунде в 2012 году.
Стоит отметить, что домашняя арена «Бостон Ред Сокс» (ими тоже владеет FSG) – одно из самых дорогих мест в Америке, где можно посмотреть бейсбол.
Что будет дальше?
Этого и боятся местные. Что будет дальше, если не остановить повышение цен сейчас? Если забегать совсем вперед, то фанаты думают и о тех, кто заменит их на трибунах через лет 40-50. Фанаты задаются вопросом: «Сколько тогда будут стоить билеты?»
Очевидно одно: из-за всего этого страдает знаменитая атмосфера «Энфилда», которая в последнее время проявляется только во время статусных матчей. Когда процент местных на стадионе преобладает над туристами.
Также известно, что болельщики не собираются останавливаться на одном протесте.
Футбол в Ливерпуле всегда был неотъемлемой частью этого простого и работящего города. «Working class game» – так до сих пор называют эту игру «миллионеров для бедняков» в Ливерпуле.
Обновление:
10.02.2016 - FSG приняли решение заморозить цены на билеты на 2 ближайших сезона и извинились перед фанатами, признав ошибочным свой план по увеличению цен на билеты.
Затраты а расширение - 100 млн. фунтов
Количество новых мест - 8500
Планируемый доход - (2 млн изначально) 4 000 000 фунтов
Доход на 1 место меньше 500 фунтов в сезон, за матч меньше 25 фунтов (это после всех оптимизаций).
Срок окупаемости расширения (с учетом выросших затрат на содержание стадиона) больше 30 лет. Доходы от телеправ получат все клубы АПЛ. и для этого новая трибуна не нужна.
Для FSG это практически благотворительность, ведь затраты на расширение отобьются очень не скоро, что мало похоже на поведение финансовых хищников и жмотов, какими их пытаются выставить.
Более того, жителям Ливерпуля будет попасть на стадион легче (8500 - это увеличение вместимости почти на 20%) и дешевле (на 44000 прежних мест Ливерпуль зарабатывает 35 млн. фунтов, что явно больше, чем цены на новые места).
Суть конфликта, видимо, в другом. Клуб пытается подвинуть болельщиков с насиженных мест на центральной трибуне, чтобы продавать эти места более платежеспособным туристам и для увеличения дохода пытаются поднять комфортность мест (отсюда все эти игры с категориями мест и игр).
И вопрос состоит в том, будет ли Ливерпуль клубом глобальным или ориентированным на местное коммюнити. Второе - это путь Эвертона, отличного клуба с традициями, чьи лучшие дни остались в 80-х годах прошлого века и который борется за лигу Европы. Первый - это возможность навязать борьбу клубам из Манчестера и Лондона, быть глобальным брендом , который думает шире, чем о интересах одного города.
Еще несколько лет назад писали, что рост доходов на 95% зависит от доходов за пределами Великобритании. Это ТВ права, атрибутика, комконтракты, туристы. Если Ливерпуль хочет быть суперклубом, у него должен быть финансовый оборот как у суперклуба, чтобы была возможно привлекать и удерживать суперигроков.
Кроме того туристы выгодны Ливерпулю в целом -это дополнительные поступления для гостиниц, кафешек-ресторанов, транспорта, развлекательных учреждений. Т.е. дополнительный доход для жителей Ливерпуля в том числе.
Ратующим за права тру фэнов предлагаю задуматься вот над чем. Если вы когда-нибудь захотите посетить Энфилд, вы обнаружите что к вам относятся как к болельщикам второго сорта (нефутбольным элементам как тут было сказано). А ребята тру фэны будут толкать вам билеты по 300-500 фунтов, монетизируя свои приоритетные права в солидный профит.
что касается самих цен, в англии отношение к футболу совсем не такое, как у нас. это культура, даже можно сказать религия. если все будет делаться ради денег, то чем АПЛ будет лучше китайской лиги? да и Ливерпуль - это не Лондон, тут зп другие и для Мерсисада 77 фунтов это приличный удар по бюджету