Слово и дело
Как говаривал Глеб Жеглов, «что-то подобное где-то когда-то с кем-то уже было». И вот мы вновь видим суровое, из-под нахмуренных бровей исходящее решение итальянских футбольных властей о закрытии фанатской трибуны «Лацио» на ближайшие два матча. «Вновь» - потому что это уже не первый случай. И не второй. И не третий - трибуны закрывали даже на стартовый матч чемпионата (см. последствия событий Суперкубка-2013). Вопрос «что изменилось в результате предыдущих закрытий» – не риторический, на него есть четкий ответ: ничего.
Тут можно было бы и закончить, напоследок прибавив что-нибудь осуждающее и выражающее надежду на то, что такое больше не повторится. Закончить точно так же, как заканчивали подобные заметки после предыдущих случаев проявления расизма. Но помешал этому Стефано Пиоли, который прокомментировал остановку арбитром игры так: «Будь я на месте Иррати, я бы не останавливал матч. Такие действия придают значимости меньшинству. У нас тоже есть цветные игроки».
Минуточку. Что-то здесь не то.
Не стоит думать, что Пиоли расист, тем более, что он тут же однозначно заявил, что подобные выкрики не могут быть оправданы. Дело немного в другом. Остановка матча в таких случаях как раз и призвана наряду с обеспечением безопасности привлечь внимание, это обязанность арбитра. Параллельно с этим диктор по стадиону делает объявление о том, что демонстрация расизма неприемлема и может повлечь санкции как к выкрикивающим, так и к стадиону и клубу. Но привлекается внимание не к расистскому меньшинству, а к самому факту. Это минимум того, что необходимо сделать и что можно сделать по ходу матча, и очень жаль, что Пиоли этого не понимает. Можно было предположить, что в нем говорил тренер, поскольку остановка случилась в тот момент, когда «Лацио» начал в некотором роде выходить из ступора и пытаться организовывать что-то разумное в атаке, и пауза была пусть и не столько в пользу «Наполи», сколько во вред «Лацио». Но в таком случае Пиоли следовало бы рассуждать не о причинах паузы (тем более, что они были не игровые), а о факте как таковом в разрезе ситуации на поле.
Иными словами, наставник «орлов» смешал все в кучу. Оснований сомневаться в его искренности в вопросах неприятия расизма нет, но стоит положить на одну чашу весов действия футбольных властей Италии и клуба, на который наложены санкции, а на другую – что они могли бы сделать. Что мы имеем? ФФИ отреагировала в рамках регламента закрытием фан-сектора. Пиоли заявил, что не оправдывает выкрики. Достаточно ли этого? Ответить на этот вопрос можно только поняв, что ставится целью. В данном случае цель – продемонстрировать, что расизм неприемлем. Но послушайте, об этом же на футболе и около него говорят все и везде, начиная с предматчевых роликов УЕФА и баннеров «Нет расизму» на поле и заканчивая послематчевыми интервью! «Ну, и?» Борьбой здесь и не пахнет: в общем это видится не столько борьбой, сколько реакцией.
Более или менее активные действия против расизма на еврофутбольном фронте ведутся уже лет пятнадцать, но за эти годы удалось по большому счету только привлечь внимание к проблеме, обозначить ее существование. В современном мире успешно то, что модно/полезно/благородно и при этом поддержано известными людьми (вспомните Ice Bucket Challenge, да и многое другое), но одной поддержки недостаточно. Необходима организация постоянного давления как на официальном, так и на неофициальном уровне, и одновременно трансформация методов борьбы. О проблеме нужно говорить постоянно и разнообразно. Один из примеров - задействовать соцсети, ведь именно там сейчас живут молодые (да и не только) люди. Замечательно, что есть баннеры против расизма на стадионе, но свой стадион болельщики видят два десятка раз в году, то есть гораздо реже, чем страницу своего любимого футболиста в «Твиттере». И хорошо сделанное динамичное видео с сюжетом, рассказывающим о негативном отношении, например, капитана «Лацио» к расизму сделает это отношение примером для подражания. Одно такое видео для борьбы с расизмом гораздо полезнее, чем двадцать баннеров в год. Маргинальные группировки это очень хорошо знают и активно используют возможности видеохостингов. С такими проявлениями расизма борются (если, конечно, можно назвать борьбой блокировку одного видео, после чего появляется пять его копий на других ресурсах), но борются опять же реакцией, тогда как действовать надо превентивно, а самое главное - бескомпромиссно, не обманывая себя. Да простейший пример. Спросите президента любого клуба (и не только итальянского), пострадавшего от действий "своих" нацистов: кто, какая клубная структура после случившегося с Вашей командой инцидента стала руководить борьбой клуба с нацизмом и каких успехов она добилась.
Догадываетесь, что услышите в ответ?
Словом, нужно придумывать, придумывать, придумывать и осуществлять. Все, на что фантазии хватит (в рамках закона, разумеется). Возвращаясь к римлянам, стоит заметить, что Клаудио Лотито вполне бы мог сделать заявление. Только не «бу-бу-бу, расизм это плохо» (да и такого-то заявления на момент написания этих строк пока не дождались), а с всецелой поддержкой решения, вынесенного ФФИ, да с предложением конкретных мер и обещанием их реализации. Попутно стоит заметить - желательно еще и выполнение этих обещаний. Проблемы могут быть с фанатами? Посещаемость вследствие их бойкотов уменьшится? Ну так решите, что для вас важнее. И, если решите, что важнее присутствие бомбы замедленного действия в виде нацистов и жалкой по количеству аудитории центрального матча тура - матча, в котором вам нужно было отмываться от позора пяти пропущенных в Неаполе мячей – то и не заикайтесь тогда о неприемлемости проявления расизма, а синьору Пиоли посоветуйте не рассуждать о том, у кого больше темнокожих в составе. Это дело уже не ваше, а тех, кто способен бороться, и не ради процесса, но ради результата. Что же до рукотворно сокращенной посещаемости двух последующих домашних матчей, то вряд ли эту меру можно назвать эффективным способом борьбы с расизмом. Особенно если посмотреть, с кем в этих двух матчах «орлам» выпало сыграть – на «Верону» сейчас и бесплатно не заманишь, а «Сассуоло» лишь номинально рядом и чуть выше, а по игре-то - совершеннейший унылый середняк.
Скажете, что легко говорить, ситуация многограннее, большое количество разных факторов, это же Италия, подводные камни у берега, на которые натыкаются паромы, не все так просто? Да нет же, все именно так просто: либо есть желание бороться, либо нет. Плюс уникальные преимущества: наличие ресурсов и поддержка законом тех, кто борется. Вот и все. Из этой заготовки можно пусть и не очень легко и быстро, но выковать победу. В конце концов, других заготовок нет и не будет, и само оно все не рассосется. И, положа руку на сердце, итальянская специфика здесь не при чем, в других странах все точно так же: перевес обеспечен тому, кто хочет бороться не на словах, а на деле. И не добиваются успеха те, кто, сочувственно покивав головой, продолжают пребывать в надежде, что «ну, как-нибудь и без меня справятся».
Организация по борьбе с расизмом в футболе (FARE) в рамках одной из своих медиа-акций призывает be creative. Итальянский глагол «fare», идентичный по написанию с названием организации, означает «делать». Так вот, ничего креативного «Лацио» не сделает. Потому что вот уже который год проблемы расизма у них нет, вместо этого у них есть другая проблема: как реагировать на возникающие скандалы.
Чувствуете разницу?