6 мин.

Уроки футбола. Ещё об игре головой

Всем любителям поиграть в футбол посвящается.

В шестом уроке я затронул тему о том, как слабо российские клубы на примере санкт-петербургского «Зенита» и московского «Динамо» играют на втором этаже. Но это были мои сугубо личные наблюдения. И вот буквально 2-3 дня назад я наткнулся на слова легендарного Михаила Якушина как раз на эту тему. А помогла мне найти эти слова, конечно же, книга «Вечная тайна футбола».

 

Из девяти матчей, сыгранных в нашей стране, баски выиграли семь, один свели вничью и в одном потерпели поражение. 32 мяча забили они в этих встречах, причем добрая половина из них пришлась на долю Лангары, который преподал нам наглядный урок, как должен действовать центрфорвард в современном футболе. Демонстрация басками системы «дубль-ве» оказалась более чем убедительной, но многие наши команды, в том числе и московское «Динамо», все еще продолжали упорствовать в своем консерватизме и не спешили переходить на новые тактические рельсы. А тут еще нашему клубу удалось выиграть в 1937 году и Кубок страны, и чемпионат СССР. От добра добра не ищут – так примерно рассуждали руководители динамовской команды. И лишь неудачи в следующем сезоне, а также яркий взлет с помощью «дубль-ве» московского «Торпедо» вынудили нас начать спешно менять тактические декорации.

Баски, однако, преподнесли нам не только урок тактики. Они показали превосходную и разнообразную технику владения мячом, что способствовало их общему тактическому превосходству над нами, поскольку передачи они делали с поразительной точностью, а мяч посылали партнеру так, чтобы его удобно было принять. Любые комбинации поэтому баски разыгрывали легко, быстро и эффективно.

Исключительное искусство продемонстрировали гости и в игре головой. Поразительно, но факт: несмотря на то что рост самого высокого из их футболистов – Мугуэрсы – был всего 178 сантиметров, баски во всех матчах безраздельно господствовали в борьбе за верховые мячи.

Сколько мы играем в футбол, столько и говорим о нашем отставании в игре головой, Почему это происходит? Целые поколения советских футболистов воспитаны на «том, – что мяч, должен чаще держаться внизу, так как внизу играть легче. Эта истина преподносится каждому игроку с детства. А раз так, то и на тренировках должного внимания отработке ударов головой не уделяется. Больше того, у нас отсутствует необходимая методика обучения этому важному элементу игры.

Те редкие наши футболисты, которые показывали достаточно высокое мастерство в игре головой (Федор Селин, Михаил Семичастный, Сергей Сальников, Заур Калоев, Виктор Понедельник, Виталий Старухин), добивались желаемого большей частью путем самостоятельных занятий, интуитивно используя свои природные физические данные.

В зарубежном же футболе, прежде всего в европейском и южноамериканском, обучению игре головой традиционно уделяется большое внимание. Методическая основа его несложна. Объяснение тренера и демонстрация приемов. Главное же – постоянная практика футболистов, обязательный принцип которой многократное и, что я никогда не устаю повторять, правильное исполнение заданного приема. Тем не менее и при такой постановке дела не всем удается достичь высот. Из десяти, скажем, футболистов, прошедших необходимый курс обучения, примерно двое будут отлично играть головой, трое – хорошо или удовлетворительно, остальные – хуже. Соотношение условное, но практически почти безошибочное. Почему?

Для того чтобы научиться отменно играть головой, надо быть обязательно прыгучим, ловким и координированным. Не каждый, однако, обладает одновременно всеми этими качествами. Их можно развить в ходе тренировки, но нельзя приобрести.

При игре головой весь фокус состоит в том, чтобы футболист, когда партнер делает передачу, точно уловил момент вылета мяча и вовремя выпрыгнул. Выпрыгнешь раньше или позже – проку не будет. Очень верным расчетом при выпрыгивании обладали Сергей Сальников и Виталий Старухин, благодаря чему они, как правило, наносили удар в высшей точке своего прыжка, что особенно ценно.

Я все эти этапы обучения прошел самостоятельно после того, как увидел игру головой басков. Упорные тренировки с партнерами помогли мне кое-чего достичь, но образец того, к чему стремился, я увидел лишь спустя много лет в исполнении знаменитого венгерского нападающего Кочиша. В одном из матчей со сборной СССР, к примеру, после навесной передачи Пушкаша он высоко и вовремя выпрыгнул, на какое-то мгновение завис в воздухе, а затем чуть отклонил голову назад и нанес сильный и точный удар по воротам. Это был, без сомнения, мастер высочайшего класса. С тех пор прошло тридцать с лишним лет, и вот в игре Кубка обладателей кубков европейских стран между «Торпедо» и западногерманским «Штутгартом» осенью 1986 года смотрю и глазам своим не верю – нападающий автозаводцев Юрий Савичев почти в точности повторил трюк Кочиша. Тот же высокий и своевременный прыжок, то же зависание в воздухе, и тот же точный разящий удар кивком.

Специально Юрия Савичева, уверен, никто этому не обучал. Талант, что называется, раскрылся сам. Не сразу, конечно а после какой-то игровой и тренировочной практики и наблюдений за теми, кто хорошо играет головой. Задача тренеров в такой ситуации – закрепить достигнутое и развить редкий дар игрока.

К сожалению, у нас никто не играет головой так, как постоянно играл Кочиш и в замеченном мною эпизоде – Савичев. А самое печальное то, что этому не обучают. Могу здесь взять грех и на себя.

В своей тренировочной практике я вроде бы уделял немало времени игре головой, но в основном это были занятия с защитниками, в ходе которых ставилась задача научить их в жестких единоборствах отбивать мяч после навесных передач. Для нападающих существовали свои игровые упражнения – игроки атаки должны были рывком опередить соперника и нанести удар по воротам на бегу или в падении. А вот специальных тренировок по той идеальной схеме, по какой Кочиш в высоком прыжке наносил удары головой, я не проводил, и это было, как я теперь понимаю, моим упущением.

С огорчением могу констатировать, что с тех пор дело с обучением игре головой не двинулось вперед.

 

К последней фразе, написанной почти 30 лет назад, так, к большому сожалению, и нечего добавить.

 

Уроки футбола. Предисловие

Урок первый. Удар носком (пыром)

Урок второй. Тактика игры нападающих (памяти Юрия Севидова)

Урок третий. Спортивные травмы или моя история лечения

Урок четвёртый. Если ты защитник

Урок пятый. Нормы ГТО и Слава Метревели

Урок шестой. Игра головой

Урок седьмой. Вратарская работа и всё новое - это хорошо забытое старое

Урок восьмой. Удары подъёмом и почему наши игроки часто бьют выше ворот

Урок девятый. Удары по движущемуся мячу. Удар Григория Федотова и ещё немного об ударах выше ворот

Урок десятый. Остановка мяча

Урок одиннадцатый. Удар «щёчкой» и упражнения на точность ударов

Урок двенадцатый. О заразительных пятках

Урок тринадцатый. Как начинал Пеле и немного мыслей о детском футболе

Урок четырнадцатый. Ведение мяча и финты

Урок пятнадцатый. Удары с подрезкой мяча

Урок шестнадцатый. «Предпочитаю неважно отыграть 89 минут и забить гол, чем прекрасно действовать все 90 и не отличиться»

Урок семнадцатый. Удар через голову, или представим себя Ибрагимовичем

Урок восемнадцатый. Как Лев Яшин высказался о травме Алана Дзагоева

Урок девятнадцатый. Удар с полулёта

Урок двадцатый. Душа и мозг команды. Как начинал Игорь Нетто

Урок двадцать первый. Черчесов, Денисов, Якушин...

Урок двадцать второй. Удар «Рабона»

Урок двадцать третий. Мы продолжаем. Отработка штрафных и угловых ударов

Урок двадцать четвёртый. Удар скорпиона. А какой самый крутой любительский гол видели вы?

Урок двадцать пятый. Я - тренер

Урок двадцать шестой. Как я считал ТТД и почему это нужно делать вручную

Урок двадцать седьмой. О роскоши. История Златана

Урок двадцать восьмой. О ван Гале и футбольной философии

Урок двадцать девятый. О микроклимате

Урок тридцатый. О роли личности в команде

Урок тридцать первый. Век живи — век учись