За месяц до Олимпиады в Рио: что там вообще творится?
28 видов спорта, 306 медалей – и все это безразмерная летняя Олимпиада, которая впервые пройдет в Южной Америке.
Сложно сказать, рада ли Бразилия такому счастью; есть ощущение, что она морально и экономически еще не отошла от футбольного Кубка мира-2014:
– президенту страны объявлен импичмент, жителям Рио откровенно не до Игр, и они устраивают акции протеста;
– полиция разгоняет непокорных и зачищает проблемные районы;
- вирус Зика отпугивает звезд;
– в заливе Гуанабара, где будут соревноваться пловцы, триатлонисты и парусники, до сих пор не убран мусор;
– губернатор Рио-де-Жанейро боится провала и не скрывает, что городу не хватает денег на обеспечение безопасности;
– работа антидопинговой лаборатории в Рио приостановлена, и есть вероятность, что до Игр ничего не изменится;
– на соревнования продано чуть больше половины билетов; общее количество – 7,5 миллиона (с учетом Паралимпийских игр). Реализована большая часть билетов для гостей соревнований, хуже продаются билеты для местных болельщиков. Практически нет билетов на церемонию открытия;
– допинговые скандалы перед Рио изуродовали российский спорт: минус (почти наверняка) легкая и тяжелая атлетика, под вопросом вся команда; на медальный зачет придется смотреть с болью или вообще про него забыть;
– ягуар, участвовавший в эстафете олимпийского огня, был застрелен сразу после церемонии; организаторы уже признали, что использование дикого животного во время эстафеты было ошибкой, но все это вписывается в общую канву негативных новостей.
Кажется, летняя Олимпиада, и без того раздутая и непродуманная, исчерпала себя в том виде, в каком она есть. И если Игры в Сочи все ждали, то Игры в Рио хочется или отменить или перенести.
***
Впрочем, любую Олимпиаду окружают недострои, эмоции и журналистские крики. Работа, безусловно, ведется, специальная комиссия все проверяет и помогает. И мы можем кое-что даже оценить и увидеть.
Так выглядит знаменитый пляж Копакабана, где во время Игр будут радовать безупречными телами волейболистки.
Тот самый залив Гуанабара, где в феврале процветала антисанитария, а сейчас вроде стало лучше. Ключевое слово – «вроде».
Пассажиры в Madureira Park – олимпийские кольца как главный символ Игр.
А это уже новые поезда VLT, которые во время Игр обещают перевозить более 300 тысяч человек в день.
Музей Завтра – чудо испанского архитектора Сантьяго Калатравы – украшает район Рио. Вода из бухты используется для регулирования температуры внутри здания, которое оборудовано солнечными батареями. Общая высота – 18 метров.
Впрочем, Олимпиада – это не только красота и радости, но и слезы. Эту девочку вместе с семьей выселяют из района Mangueira. И она Играм точно не рада.
А это Ванесса, которая тоже осталась без крова, лежит на улице, где по идее должно идти строительство Light Rail System. Но не хватает финансирования, а до открытия Игр остался ровно месяц.
Главный символ Рио – статуя Христа-Искупителя.
Фавелы тоже ждут Олимпиады и незадачливых туристов.
А это кадр, который был снят почти год назад. Дети катаются на велосипеде вокруг обломков разрушенных домов – до стадиона «Маракана» 750 метров.
Тот же самый район, где жизнь кипела даже после разрухи. Переезжать из фавел у жителей решительно нет ни денег, ни возможностей.
Этой бабушке 93 года, и она скорее ждет лучших жилищных условий, а не Олимпиаду в разгар экономического и политического кризиса в Бразилии.
Впрочем, Игры не всегда бессмысленные траты. Так в 2015-м – спустя 4 года после трагедии – вновь запустили трамвайную линию Санта-Тереза в районе Lapa Arches. И это точно плюс для жителей.
Пассажиры довольны.
На Копакабане работы идут и днем и ночью.
Рио – это не только фавелы и беднота, которые туристам вряд ли покажут. Рио – это и вот такие роскошные виды, в которые зрители влюбятся по тв-картинке.
Но бедноты все-таки больше. Подростки пишут на стенах разрушенных домов: «Я хочу остаться! Давайте вместе бороться».
А это жители района Барра, где тоже пройдут олимпийские старты (и довольно много – по велоспорту, гимнастике, теннису, хоккею на траве, плаванию, тяжелой атлетике etc).
Дети тоже верят, что залив Гуанабара очистят и о нем больше не будут говорить как о помойке.
Пальмы, набережные, солнце...
Строительство.
Туман, статуя-легенда, фавелы.
Подростки в порту.
Этой Олимпиаде, пожалуй, можно дать шанс. Но нужны перемены...
Фото: Gettyimages.ru/Matthew Stockman (1,9,23), Mario Tama (2,3,5,6,8,10-16,18-22,26,27), REUTERS/Ricardo Moraes (4,25), Pilar Olivares (7), Sergio Moraes (17); Gettyimages.ru/Buda Mendes (24)