Семейные кланы «Зенита». Евгений и Валентин Шелагины
В довоенном Ленинграде форварды братья Шелагины пользовались большой популярностью. Открытые, энергичные и чрезвычайно жизнелюбивые ребята, они были ещё и незаурядными мастерами футбола, поэтому в любой команде, за какую бы ни выступали, приходились очень ко двору, всегда были на виду, и неизменно вызывали искреннюю любовь и уважение на трибунах.
Было братьев Шелагиных трое: кроме Евгения и Валентина Евгеньевичей, был ещё самый старший, Борис Евгеньевич (1908 г.р.). Но так как непосредственного отношения к «Зениту» он никогда не имел, почти всю свою карьеру посвятив ленинградскому «Динамо», то упомянем о нём мимоходом. Хотя, в стране он из братьев был самым известным. Один из ведущих нападающих ленинградского «Динамо» рубежа 1920-30-х, игрок сборных РСФСР и СССР, мастер голевого паса, до появления в большом футболе Петра Дементьева являлся главным «подносчиком снарядов» для выдающегося ленинградского форварда Михаила Бутусова, что в клубе, что в сборных. Но уже годам к 26–27 Борис начал стремительно терять спортивную форму, погрузнел, посыпались бесконечные травмы, и в возрасте 29 лет он завершил выступления за команды мастеров.
Евгений Шелагин (1910)
Евгений, средний брат, также оставил заметный след в ленинградском футболе, более того, ему принадлежит и до сих пор не побитый рекорд страны. В отличие от старшего брата, он был более нацелен непосредственно на ворота, поэтому чаще преуспевал именно в завершении атак. В остальном же родственное сходство было очевидным: те же напористость и самоотверженность, та же маневренность и подвижность на поле, тот же мощный удар с обеих ног, та же высокая техника и исключительная выносливость, то же замечательное чувство мяча и футбольная интуиция.
Честно отслужив в армии в составе московского ЦДКА и даже став лучшим бомбардиром команды в первом клубном чемпионате СССР 1936 года, Евгений не прельстился возможностью продолжить футбольную карьеру в столице, а вернулся домой. В ленинградском «Спартаке», выступавшем тогда в группе Б, занял позицию центрфорварда, и в том, что в том же году его команда уверенно выиграла первенство группы, заслуга Шелагина очень велика. Выйдя со «Спартаком» в элитный дивизион, Евгений этим не ограничился, вскоре установив рекорд результативности отечественного футбола, забив во встрече с московским «Буревестником» 5 голов. За прошедшие с тех пор почти 80 лет это достижение было неоднократно повторено, но так и осталось непревзойдённым.
В 1940-м Евгений появился в «Зените». Однако ничего особо заметного рекордсмен показать в своей новой команде не успел, проведя в её составе всего десяток матчей. Накануне же нового сезона 1941 года началась серьёзная перестройка команды, и 31-летний ветеран был вынужден её покинуть. Сейчас имя Евгения Шелагина если и вспоминается, то исключительно в связи с его замечательным рекордом. Хотя, тот же Михаил Бутусов именно Евгения считал самым талантливым из братьев, называя его «игроком истинно высокого класса».
Валентин Шелагин (1913)
Младшему Шелагину, Валентину, не довелось настолько прославиться в масштабах всей страны, как его братьям, хотя кое в чём он даже превосходил их. Зато в истории довоенного «Зенита» он занимает одно из самых заметных мест. В отличие от братьев, внешне Валентин был более «изящен», но при этом владел таким же мощным прицельным ударом с обеих ног, нередко забивая мячи из-за пределов штрафной площади – для довоенных зенитовских нападающих умение не самое характерное. Был ещё более неуёмен и энергичен на поле, чем его неуёмные братья, и к тому же обладал отличной техникой – в этом его порой сравнивали с самим Пекой Дементьевым, непревзойдённое техническое мастерство которого к тому времени считалось уже эталонным.
Чувством позиции обладал Валентин замечательным, и, оказываясь в чужой штрафной, как будто магнитом притягивал к себе летящий после навеса или прострела мяч. Хотя больше по душе ему были атаки из глубины поля, откуда он стремительно накатывал на штрафную, и лупил по воротам так, что сетка за спиной вратаря дыбилась и трещала. При этом до мяча, в отличие от брата Евгения, Валентин был не жаден и при необходимости охотно делился им с партнёрами. Чрезвычайно активный, напористый и азартный, порой, заведясь, играл чрезмерно жёстко, но откровенным грубияном не был. Просто эмоции перехлёстывали – все трое Шелагиных, будучи в жизни людьми деликатными, даже мягкими, в игре отличались исключительной эмоциональностью и боевитостью.
Параллельно с выступлениями на поле, Валентин учился в институте физической культуры – явление по тем временам крайне нечастое. Но такое совмещение футбола с учёбой Шелагину, похоже, не мешало, и в предвоенные годы он справедливо считался одним из самых заметных форвардов Ленинграда. Особенно после того, как команда института физкультуры, за которую он выступал, неожиданно стала чемпионом города 1937 года, сам Шелагин принял участие в легендарной встрече сборной Ленинграда с басками, после чего был призван под знамёна команды мастеров «Сталинец». В новой команде он быстро завоевал твёрдое место в основе, которое уверенно держал за собой вплоть до начала войны, став одним из лучших довоенных бомбардиров «Зенита».
.............
Остаётся только сожалеть, что братьям Шелагиным так и не довелось сыграть вместе, втроём под одним флагом. Три года Евгений провёл в связке с Борисом в «Динамо» (в начале 1930-х центровая тройка нападения «Динамо» Б. Шелагин – М. Бутусов – Е. Шелагин считалась сильнейшей в городе). В «Зените» в 1940-м Валентин и Евгений провели вместе всего два полных матча, и ещё в двух – по одному тайму. А вот всем втроём – увы, так и не получилось. Думается, команде, в которой они бы сошлись, сильно бы повезло.
Другое объединило их – война. Во время войны все три брата погибли: Валентин в боях под Волховом в декабре 1941-го, Борис в Ленинграде жуткой первой блокадной зимой, а танкист Евгений сгорел в танке под Сталинградом в последний день 1942 года.
Все матчи за «Зенит», в которых Евгений и Валентин Шелагины сыграли вместе:
1) 25.05.1940, «Зенит» – «Динамо» (Киев)
2) 29.05.1940, «Зенит» – «Локомотив» (Москва)
3) 09.06.1940, «Зенит» – ЦДКА (Москва)
4) 07.08.1940, «Зенит» – «Трактор» (Сталинград)
Семейные кланы «Зенита». Александр и Аркадий Кузьмины >>>
Семейные кланы «Зенита». Пётр и Сергей Беловы >>>
Источник: http://zenit-history.ru/5217-semejnye-klany-zenita-evgenij-i-valentin-shelaginy