11 лучших футболистов Голландии всех времен
Вероника Гибадиева пытается уместить главных звезд голландского футброла в одной сборной.
Вратарь
Эдвин ван дер Сар
Наверное, многие скажут, что стоило бы дать место в составе единственному вратарю, выигрывавшему с этой сборной большой турнир, — Хансу ван Брекелену. Наверное, стоило бы отдать должное великолепному и неоцененному Яну ван Беверену, которого, собственно, и сам ван дер Сар считает лучшим. Но мы выбираем Эдвина. По уровню он не уступает своим предшественникам и даже превосходит многих из них, а уж сколько он натерпелся с этой сборной — ни одному ван Брекелену не снилось. Евро-1996 — серия пенальти, ЧМ-1998 — серия пенальти, домашний чемпионат Европы-2000 — Франческо Тольдо помнит и ван дер Сар не забудет. Потом были беспощадные четыре года без международных турниров, Евро-2004 с Диком Адвокатом в качестве главного, аттракцион невыносимой жестокости в 2006-м в матче с Португалией, а точку в оранжевой карьере ван дер Сара поставил не кто-нибудь, а сборная России в том самом, 2008-м. Персональным фанатам Эдвина оставалось радоваться, что в финале 2010-го сборная проигрывала уже со Стекеленбургом: все-таки для вратарской судьбы ван дер Сара проигранный финал в ЮАР — это было бы уже слишком. Но как бы то ни было, он был вратарь поколения для “оранье”. Вратарь полутора поколений. Со счастливой клубной карьерой и до слез яркой в своей оранжевой сборной.
Оборона
Руд Крол
Давайте сразу условимся: сборная Нидерландов беззащитная по умолчанию. Поэтому будем выстраивать ее не от обороны, ну, по крайней мере, не от центра, а согласно логике, если она вообще применима в случае с «оранжевой» защитой. С левым флангом все предельно просто: от обороны до атаки должно быть как от Крола до Ренсенбринка, при участии ван Ханегема, разумеется. Так что начинаем отсчет именно с Руда, лучшего левого.
Техничный, дисциплинированный, с ним в 1974-м до финала “оранье” (страшно сказать!) пропустили всего единожды – и это был автогол Крола. И теперь автоголы в сборной не редкость, а вот игрока на этой позиции уровня Руда так и не появилось. Были разные вариации, в том числе на тему Джио ван Бронкхорста, но это история другого порядка, той же стилистики, правда другого качества действия. Все-таки Крол был Стальным человеком, и в 1978-м он это подтвердил. По нему скучают, рождения таких игроков, как он, ждут голландские болельщики. Вернем им воспоминания.
Вим Сюрбир
То же время, но противоположный фланг. Вим Сюрбир — неразлучный товарищ Крола. Их называли Снаббел и Баббел — по примеру персонажей Диснея (Кнаббел и Баббел — в оригинале). Говорят, они неплохо зажигали и могли выступать в стенд-ап шоу, если бы очень захотели, но, к счастью, все же предпочитали футбол. Сюрбир отыграл все матчи на чемпионате мира в 1974-м и закончил карьеру в сборной финалом 1978 года. Он сделал все что мог для голландского футбола — и на уровне сборной, и на клубном уровне, в роли одного из “двенадцати апостолов” того самого “Аякса” 70-х. Время идет, Кнаббела и Баббела голландские дети, как и полагается, по большей части называют Чипом и Дейлом, а Сюрбир до сих пор остается лучшим правым сборной. Это место мог бы занять Данни Блинд, но его годы в “оранье” получились бесславными.
Франк Райкаард
Он просто должен был появиться в составе этой сборной на одной из позиций. И мы выбрали ту, где чаще всего оказывается пусто в силу стилистики голландского футбола: в сборной, где Рона Влара зовут «Рон Бетон”, пожалуйста, пусть в центре обороны поиграет Райкард. У него был опыт, он справлялся с ним весьма успешно, кроме того, за годы, проведенные в “Милане”, он играл с таким количеством великих защитников, которого у голландцев не наберется за всю их историю футбола.
Райкард — продукт михелсовской мысли спустя поколение. Он работал с ним индивидуально, он сделал из него полузащитника нового формата, который может быть барометром состояния команды. Ну и плюс его фантастическая пластика, игра в пас, хороший удар и умение оказаться там, где он нужен больше всего. Кроме этого, Райкаард – участник последнего успеха голландского футбола на высочайшем уровне. Австрия, 1995 год, пас на Патрика Клюйверта в финале Лиги чемпионов. Ну а в случае, если этой сборной в каком-то другом измерении придется сыграть с Бундестим и Руди Феллером, уверены, Михелс не выпустит Франка на поле. Кстати, вы все еще сомневаетесь, что этой командой руководит Михелс?
Роналд Куман
Либеро, очень светлая голова, мощный удар, характерный продукт голландской футбольной системы. Его было легко обыграть один в один, он не успевал возвращаться назад или просто не успевал, но удар... Многие боялись штрафных в исполнении Кумана, но Рональд никогда никого не боялся. Порой искал слишком простых решений, но они, как это часто бывает, оказывались самыми правильными.
Одиннадцать лет Кумана в составе сборной Нидерландов — это 14 голов в 78 матчах и, конечно, тот самый эпизод, когда он подтерся майкой сборной ФРГ после полуфинала-1988. Отчасти именно он спровоцировал то безумие, которое царило тогда на улицах Голландии, и когда Роналда спросили, сожалеет ли он о содеянном, тот ответил “нет”. Он всегда был по-своему безжалостен и удивительно хладнокровен — его четырнадцать мячей за “оранье” наполовину домашние, наполовину гостевые. Ему было все равно с кем и где разбираться. Даже на переполненном “Уэмбли” в 1992 -м он сделал то, что должен был в своем неповторимом стиле.
Полузащита и атака
Йохан Нескенс
Пожалуйста, не называйте его Йоханом Вторым — в 1978-м он был единственным. Один голландский журналист в семидесятых назвал Йохана Первого мозгом сборной, а Нескенса — сердцем, а потом добавил: «А еще он ее легкие”. Количество работы, которое проделывал Нескенс на поле, кажется невероятным. Он никогда не жалел себя — ни в отборе, ни в атаке. Он то, чего ищет каждый болельщик в своей команде — игрока с полной самоотдачей и талантом, который не мешает, а только помогает ему быть профессионалом на все сто. Нескенс играл в двух финалах чемпионата мира, он проиграл их, как и вся команда, но был ли у нее шанс оказаться в шаге от трофея без Нескенса? Давайте ответим на этот вопрос честно: нет. Всю эту лирику и романтику вытоптали бы задолго до финала.
Виллем ван Ханегем
Никто всерьез не станет думать, что при Кроле на левом фланге обороны на левом фланге полузащиты не найдется места ван Ханегему. Кромме — всегда слева. Он физически превосходно готов к каждому матчу — что для него тренировки, если после них на заре карьеры он работал грузчиком мебели. Ван Ханегем был универсалом в лучшем смысле этого слова — не всего и понемножку, а хорош во всем. Он был превосходен в игре под нападающими, хорошо отрабатывал в обороне, отлично играл головой. Иногда казалось, что отобрать мяч у ван Ханегема просто невозможно, а ведь при этом он не был самым быстрым на поле, но был самым умным. В этом с ним мог соперничать только Йохан Кройфф. Однажды британские СМИ написали: “Игра ван Ханегема доказывает, что чудеса в футболе существуют”. И как мы можем отказаться от такого чуда?
Роб Ренсенбринк
Левый фланг Крол-“Кромме” нельзя не закончить Ренсенбринком. Уникальный вингер, по скорости, технике и эстетике того, что он вытворял на поле. К слову, за десять лет в составе “оранье” он не заработал ни одной карточки, что кажется малореальным в условиях современного футбола. До сих пор все голландские тренеры призывают нападающих учиться у Ренсенбринка, именно его хотели сделать из Робина ван Перси, но выросло что-то другое. Впрочем, говорят, что Ренсенбринк и матча бы не отыграл в 2000-х, что он романтика в чистом виде, его бы просто запинали. Но если собирать идеальную команду в идеальных условиях — на левом фланге атаки должен быть именно Робби. В конце концов, без него в 1974 году голландцы сыграли всего один матч и именно в нем им не удалось забить ни одного гола.
Йохан Кройфф
Кройфф был больше, чем просто игрок, во всех своих командах. Сомневаетесь? Говорят, когда тренер выходил из раздевалки после установки, Йохан Первый сразу же выступал с заявлением в духе “а на самом деле мы будем играть вот так”. Однажды Кромме рассказал, что помогло ему смириться с вездесущим характером Йохана — тот даже пытался учить его бросать монетки в автомат, потому что ван Ханегем “делал это недостаточно резко и быстро”. “Господи, как я злился. Сначала из-за того, что он опять лез буквально во все, а потом выяснилось, что Кройфф снова оказался прав — автомат срабатывал только когда я кидал монетку по методу Йохана, единственно верному, по его мнению”.
О Кройффе можно говорить бесконечно, о его уникальности, многогранности таланта, о том, как он работал с мячом и передвигался без него, особенностях его футбольной мысли — в Нидерландах даже продают декоративную плитку с его цитатами об игре и не только. Его игрой можно восхищаться бесконечно, многие и вовсе предпочитают на него молиться, а мы... Сейчас мы будем просто молиться за него.
Деннис Бергкамп
И хотя Луи ван Гал говорит, что в Нидерландах было только два нападающих — он и Йохан Кройфф, — мало кто с этим согласится. Даже Данни Кувермансу такое обидно, а уж вся карьера Денниса Бергкампа и вовсе доказательство обратного. Нелетучий голландец сумел воспарить даже на фоне того, что многие не переставали вспоминать о Марко ван Бастене. Бергкамп — образец умного, техничного нападающего, который умел забивать разные голы. Они редко выглядели механическими, а если и были такими, то и в этой механике была своя прелесть. Свой последний турнир в составе сборной он отыграл на все сто, причем действовал глубже, чем обычно, но не менее полезно. “Вы не считаете его лучшим в мире? Если где-то есть лучше, значит, я просто его не видел”, — сказал как-то Арсен Венгер. Согласимся?
Марко ван Бастен
Если Йохан Кройфф — символ особой эстетики, тотальности голландского футбола, то Марко ван Бастен — это романтик ее веры и самая грустная история о том, какой короткой может быть самая красивая и успешная карьера. Марко был уникальным форвардом. Когда в “Аякс” пришел Златан Ибрагимович, ему показывали видео голов ван Бастена, его окунали в эту эстетику, после созерцания которой многие вообще не могут понять, почему форвардом может называться кто-то еще.
Ко всему прочему, ван Бастен кое в чем превзошел даже Кройффа, когда помог сборной завоевать пока единственный в ее истории титул. Марко боготворили. Болельщики сборной и “Милана” вообще до последнего верили в то, что он вернется после очередной операции, но он ушел навсегда. С тем, что он закончил, смириться было непросто, и прощание с карьерой ван Бастена стало одним из самых грустных дней в истории “Сан-Сиро”. В конце концов, вы когда-нибудь еще видели плачущего Фабио Капелло? А он плакал в тот вечер, плакал и не стеснялся объективов телекамер, которые без труда догоняли бежавшего по полю бывшего форварда сборной Голландии.
Тренер – Ринус Михелс
Когда Марко ван Бастен вручал Ринусу Михелсу награду как лучшему тренеру за полвека, тот сказал: “Больше всего я рад тому, что мне удалось прославить голландский футбол на весь мир. Если бы у меня был хвост, я бы сейчас им махал”.
Он не только его прославил. Он его создал. Собственно, как создал заново каждого из этих одиннадцати. Он создал целый мир, пусть по пути и проиграл финал 1974-го. В 1988-м он своего добился — его команда стала лучшей, наверное, уже после полуфинала. В тот день игроки купили тренеру Rolex в честь победы над ФРГ, подарок он принял, но пообещал вернуть часы, если финал будет проигран. Часы возвращать не пришлось, а время... Время его не ушло и никогда не уйдет. Лучшая война, о которой так любил говорить Михелс, продолжается. Навсегда с Генералом.
Автор – корреспондент агентства «Р-Спорт»
11 лучших футболистов Германии всех времен
Фото: Gettyimages.ru/Mark Sandten/Bongarts; globallookpress.com/picture-alliance (2,3); REUTERS (4); globallookpress.com/picture-alliance/dpa (5,8); en.wikipedia.org/Rainer Mittelstädt; Gettyimages.ru/VI Images; Imago/Actionplus/Vostock Photo; Gettyimages.ru/Shaun Botterill/Allsport, Bongarts, David Cannon/Allsport
У французов кто не поместится? Зидан?
А в общем, всё это конечно забавы, у каждого своё мнение, тем и хорош футбол, да и любое искусство вообще. Отлично, что есть такая страна, где при относительно небольшом населении такая куча талантов постоянно.