Уроки футбола. Век живи — век учись
Всем любителям поиграть в футбол посвящается.
Продолжаю публикацию отрывков из книг о футболе. Сейчас идёт очередь книги Михаила Якушина - «Вечная тайна футбола». Безусловно любые отрывки, которые я стараюсь выкладывать в своём блоге, должны иметь отношение прежде всего к футболу любительскому. Но и нынешним профессионалам, я уверен, многое из этих книг может оказаться весьма полезным.
В игровой характеристике, которую «Красный спорт» дал мне накануне поездки сборной СССР в Турцию, говорилось, что я блестящий техник. Сказано чересчур хвалебно, но умение обращаться с мячом действительно было моей сильной стороной. Откуда оно появилось?
Родом я, как уже говорилось, из дворового футбола. Сколько себя помню, всегда гонял на улице мяч со своими сверстниками до тех пор, пока не наступали холода и не открывался хоккейный сезон. Лет в тринадцать каким-то образом у меня появился свой собственный футбольный мяч. В те годы для мальчишки это было подлинным сокровищем.
Спортивный характер у меня проявился еще в детстве. В какую бы игру я ни играл, всегда стремился только к победе и никаких компромиссов не признавал. Но уже тогда соображал, что успеха с помощью только желания и азарта не добьешься, – нужно умение. Как его приобрести? Часами упражнялся со своим мячом во дворе, бил и бил по воротам, – конечно, не по футбольным, а по тем, что предназначались для выезда на улицу. Отмечал на них определенные места и старался точно туда попасть. Не скажу, что занятие было веселым, но если хочешь чего-нибудь добиться, надо как следует потрудиться. Не сразу и не вдруг мяч становился мне послушным. Но становился!
Уже потом, в годы своей тренерской деятельности, я непременно во всех командах, где работал, настойчиво рекомендовал игрокам для улучшения техники регулярно упражняться у специальной стенки. На базе тбилисского «Динамо» в Дигоми, помню, мы сделали такие стенки наклонными, что еще больше повысило эффект занятий, поскольку мяч от них отлетал в самых неожиданных направлениях. От игрока требовалась предельная внимательность и моментальная реакция, чтобы успеть нанести удар по мячу с лета или остановить его – в зависимости от того, какая задача ставилась.
Тут я сразу вспоминаю упражнение из книги Цирика и Лукашина:
За годы своей долгой футбольной практики я убедился, что техническое мастерство можно успешно совершенствовать в любом возрасте. Поэтому высказывания некоторых тренеров о том, что заниматься этим в командах мастеров якобы уже поздно, встречаю обычно с иронической усмешкой. Пустые отговорки.
Дело это, конечно, трудоемкое. Для того чтобы, скажем, хорошо подготовить команду физически, много времени не требуется, а вот на то, чтобы в совершенстве овладеть каким-либо техническим элементом, уходят месяцы и месяцы. Необходимо многократное (я всегда тут добавляю – и правильное) повторение разучиваемого приема. Чем больше, тем лучше! Только тогда будет желанный результат.
Когда у меня в ногах мяч, я сразу стараюсь придумать что-нибудь интересненькое. Скучно конечно, когда не с кем поиграть в футбол. Но с другой стороны, лучшего момента времени, чтобы повысить своё мастерство, нет. Ведь мяч только твой, и ты делаешь с ним всё, что хочешь и сколько хочешь. Таких моментов в жизни у меня было полно, когда оставались только мы вдвоём - я и мяч. Но я так и не научился, к примеру, нормально чеканить.
Ещё мне очень хотелось довести до ума финт, когда мяч зажимается между ногами и перебрасывается через соперника с последующим ударом с лёта. Такой финт когда-то исполнял великий Гарринча. Но куда мне до Гарринчи! На месте, и то с десятого раза, мне как-то удавалось перебросить мяч через себя. Но чтобы исполнить такое в игре — об этом не могло идти и речи! Тем более в своё время мне часто приходилось тренироваться не с настоящим футбольным мячом, а практиковаться на резиновом детском.
Зато я немного научился крутить «сухой лист». Встаёшь на одну линию с воротами метрах в семи или десяти и пытаешься в них попасть по земле или воздуху. Мне потом это помогало не раз забивать прямым ударом с углового. Причём как «щёчкой», так и «шведой».
А замыкание фланговой передачи пяткой стало одно время вообще моим коньком. Настолько, что даже «щёчкой» замыкать простые прострелы мне было труднее. За что, конечно, слышал о себе потом немало нехорошего.
Ещё я очень люблю при возможности попасть мячом в баскетбольное кольцо. И не рукой, а ногой и с разных расстояний. Задача сложная. Попадать удавалось считанные разы.
Ну, а когда есть партнёр — это вообще замечательно! Кручёные удары я немного натренировал только благодаря этому. Трудно тренироваться, когда ты бьёшь куда-то, а потом тебе ещё и за мячом бежать.
В общем, век живи — век учись. Функциональная подготовка в футболе нужна, но без техники она ничто. А чтобы технику улучшить, нужна не выносливость, а большое терпение и правильные выводы при обучении.
Урок первый. Удар носком (пыром)
Урок второй. Тактика игры нападающих (памяти Юрия Севидова)
Урок третий. Спортивные травмы или моя история лечения
Урок четвёртый. Если ты защитник
Урок пятый. Нормы ГТО и Слава Метревели
Урок седьмой. Вратарская работа и всё новое - это хорошо забытое старое
Урок восьмой. Удары подъёмом и почему наши игроки часто бьют выше ворот
Урок девятый. Удары по движущемуся мячу. Удар Григория Федотова и ещё немного об ударах выше ворот
Урок одиннадцатый. Удар «щёчкой» и упражнения на точность ударов
Урок двенадцатый. О заразительных пятках
Урок тринадцатый. Как начинал Пеле и немного мыслей о детском футболе
Урок четырнадцатый. Ведение мяча и финты
Урок пятнадцатый. Удары с подрезкой мяча
Урок семнадцатый. Удар через голову, или представим себя Ибрагимовичем
Урок восемнадцатый. Как Лев Яшин высказался о травме Алана Дзагоева
Урок девятнадцатый. Удар с полулёта
Урок двадцатый. Душа и мозг команды. Как начинал Игорь Нетто
Урок двадцать первый. Черчесов, Денисов, Якушин...
Урок двадцать второй. Удар «Рабона»
Урок двадцать третий. Мы продолжаем. Отработка штрафных и угловых ударов
Урок двадцать четвёртый. Удар скорпиона. А какой самый крутой любительский гол видели вы?
Урок двадцать пятый. Я - тренер
Урок двадцать шестой. Как я считал ТТД и почему это нужно делать вручную
Урок двадцать седьмой. О роскоши. История Златана
Урок двадцать восьмой. О ван Гале и футбольной философии
Урок двадцать девятый. О микроклимате
Урок тридцатый. О роли личности в команде