11 мин.

Мы берём это на улицах: как хип-хоп и футбол соседствуют во Франции

alt

Хип-хоп музыка и футбол. Как так получилось, что эти два культурных явления живут по соседству друг от друга? Для этого окунёмся в уличный мир Франции. Материал Марка Неугасимова для первого выпуска журнала Rytai.

Осевшие в памяти видеосюжеты из новостных выпусков 2005 года ассоциируют у жителей стран СНГ французские улицы с грязью, иммигрантами, хулиганами и разбойниками. Мы все хоть раз да становились жертвами стереотипов, признайтесь. Клише «арабы и негры»  завсегдатай веток об очередном темнокожем футболисте, который пробился в сборную Франции. Другой цвет кожи не столько отталкивает, сколько пугает некоторых людей. Наверное, в силу нехватки знаний о чужаках.

Среди всего этого мало кто смотрит на улицу, как на культурный феномен. «С чего бы?», спросите вы. Например, с того что многие из нынешних игроков сборной Франции родились и выросли в не самых благоприятных кварталах. История успеха жителей этих мест могла бы стать лучшей мотивацией для тех, кто отчаялся. В таких кварталах обитают люди небогатые. Кто-то из них действительно мародёрствует и промышляет бандитизмом, а кто-то без сомнения обладает более высокой моралью.

Именно в таких местах дети коротают вечера, играя в футбол на придворовых площадках, после игры обсуждают какой-нибудь последний фильм или новую песню. Американская культура пробралась по всему свету, немудрено, что она засела в том числе и во Франции. Но хип-хоп олицетворяет чуть ли не самое влиятельное из иноземных направлений.

Убедиться в этом легко: достаточно включить телевизор и остановиться на каком-нибудь французском музыкальном канале. Вы услышите немало подобной музыки. Но удивление вас застанет врасплох, когда увидите, например, Лилиана Тюрама в клипе рэпера Sefyu. Чемпион мира 98 появился там неспроста: с голубых экранов телевизора он призывал людей бороться с расизмом и стереотипами. Тюрам в своё время был одним из активистов от футбола, выступающих против расовой и национальной дискриминации.

Интересна история и самого Sefyu: его настоящее имя Юссеф Сукуна. Он вырос в северном пригороде Парижа, где занимался футболом бок о бок с двухкратным чемпионом Франции Алу Диарра, например. К моменту его совершеннолетия за ним тщательно следил «Страсбур», но переманить игрока к себе им не удалось. Зато интерес со стороны лондонского «Арсенала» не мог не привлечь молодого парня. Однако серьёзная травма и плохая успеваемость в школе навели его на мысль, что от футбола лучше отказаться. Так Юссеф посвятил себя музыке и добился славы именно в этой области

Дело в том, что рэп во Франции был настолько популярен, что в 2002 году композиция в этом стиле (прим.: IV My People  Cest Pour Toi QuTu Joues) звучала в титрах документального фильма о знаменитой национальной футбольной академии «Клерфонтен». Впрочем, почему был? Хип-хоп до сих пор очень популярен, в том числе и среди футболистов. Чего стоит только недавний хит Niska о Матюиди? Блез, кстати, в конце прошлого сезона отпраздновал гол, имитируя движения рэпера в клипе и сказал, что посвящает гол ему. Надо ли говорить, что песня тут же стала популярной не только среди почитателей «ПСЖ»?

Нередкостью теперь является присутствие того или иного футболиста в очередном клипе. От Самира Насри и Франка Рибери до Эрика Кантона и Сильвена Вильтора. Зачастую это просто пиар-ход для рэп-исполнителя, но нередко сами рэперы охотно соглашаются на съемки по причине того, что сами слушают творчество того или иного музыканта. Пожалуй, нужно уделить больше времени частным примерам.

JUL

Несколько туров назад «Марсель» отправился в Ренн. Поединок складывался нелегко, несмотря на то, что «фокейцы» создавали немало опасных моментов. Гости смогли забить один единственный гол усилиями Реми Кабелла. Вот он радостный бежит праздновать забитый гол и вместе с Роменом Алессандрини начинает показывать какой-то непонятный жест. Внимательные зрители АПЛ могли видеть нечто подобное в исполнении Рияда Махреза после хет-трика в ворота «Суонси», пришедшегося примерно на то же время.

Всё просто: Рияд Махрез и Реми Кабелла — большие поклонники марсельского рэпера JUL, чей жест они и имитировали, передавая тем самым привет. Более того, они знакомы друг с другом лично. Реми Кабелла так и вовсе снялся в одном из последних клипов артиста, веселясь в компании нескольких человек на крыше автомобиля. Такой промоход позволил рэперу всего за три дня продать больше 50 тыс. копий своего альбома. Это планка золотого диска, на секундочку. В такие короткие сроки преодолевают её избранные.

В чём феномен этого исполнителя? Ведь это даже не рэп в том понятии, в каком привыкли слушать его французы. JUL читает достаточно банальные тексты поверх танцевальных битов, которые находятся где-то на стыке магрибского стиля музыки Raï и африканских элементов. Большое влияние на французскую культуру оказала музыка из бывших колоний, поэтому подобная музыка была обречена на успех.

Сам JUL обладает потрясающим чувством применить такую фишку, которая осядет в голове слушателя и будет крутиться в ней весь день. Наверное, именно так можно определить настоящий хит. Для этого даже не надо понимать французский язык.

Кстати, на последнем альбоме JUL записал совместный трек с левым защитником «Марселя» Бенжаменом Менди. Опять-таки по дружбе. Вместе они неоднократно появлялись на фото в социальных сетях, а Бенжамен Менди (вы не поверите!) в августе отпраздновал свой забитый гол тем же знаком, что и Кабелла с Махрезом.

Ненагружающая слушателя музыка, танцевальный ритм, слегка меланхоличный окрас, наличие ныне модного автотюна и прочих вокодеров в изобилии и близость с целым рядом известных футболистов сделали из него самого продаваемого хип-хоп исполнителя. Ни Booba, ни Rohff, ни Sexion d’Assaut, ни другие гиганты индустрии не смогли тягаться с этим феноменом.

Alonzo (Psy4 De La Rime)

Вообще во Франции существует некая неприязнь между Парижем и Марселем. В этой стране, как и во многих других, принято недолюбливать столицу, но у Марселя свои отношения с парижанами. Это касается и политики, и футбола, и даже музыки. Если хип-хоп из Парижа услышать на другом конце страны — вещь вполне себе допустимая, хоть и странная, то услышать марсельских исполнителей за пределами Марселя — это успех.

Alonzo  не из тех, кто со словом «успех» знаком только по брошюркам компаний, занимающихся сетевым маркетингом. Он состоит в очень известной во Франции группе «Psy4 De La Rime». В отличие от своего приятеля по коллективу Soprano его сольное творчество долго оставалось в тени, несмотря на то, что сам рэпер уделял немало внимания смыслу и содержанию.

Однако стоило ему махнуть на это дело рукой, как дела пошли в гору. Alonzo вдруг стал делать хип-хоп более тёмный и более мейнстримовый. Естественно футболисты не могли не пройти мимо его «качающих» треков, которые тот час оказались в раздевалках команд Лиги 1. На тренировках, перед и после игр, в машинах: Alonzo захватил внимание слушателя. Зазвучал он агрессивно, напористо и хитово.

Сингл «La Belle Vie» долгое время был вирусным. Его напевали многие. Что удивительно, он взбадривал команды далеко за пределами Марселя. Alonzo в какой-то степени удалось покорить и пропарижскую, и марсельские публики одновременно.

alt

Sam’s

Здесь речь не пойдёт о суперзнаменитом рэпере, который продает десятки тысяч экземпляров своих альбомов. Несмотря на дружбу с известнейшим во Франции Youssoupha, Sam’s по-прежнему записывается на независимых лейблах. Это сказывается на его успешности, но за ней он и не гонится. Его настоящее имя Мусса Мансали. Он также снимается в кино и сериалах. Французских, разумеется. Но речь пойдёт не об этом. Речь пойдёт о его жизненном пути.

Мусса родился в спальном районе Бордо, видел ещё в детстве великого Зидана и хотел стать как он. Он долгое время занимался футболом и какое-то время даже подавал большие надежды. У него была возможность отправиться на просмотр в «Лорьян» – ныне завсегдатай Лиги 1 – но он ждал предложения из Англии.

В дело вступил агент-шарлатан, который говорил о наличии такого предложения из клуба низших лиг Англии. Мусса приехал, но оказалось, что никакого предложения не было. Оказавшись без денег и жилья, ему пришлось скитаться по улицам. Эта ситуация отбила у него окончательно желание играть в профессиональный футбол, он вернулся домой и играл уже в любительских региональных командах, которые добирались максимум до Насьоналя (прим.: третья по ранжиру лига Франции). Эта автобиографическая зарисовка легла в основу его трека «F.F.F. (Fuck Le Foot Frere.

Любительский футбол оставлял ему время на съёмки в кино, написание текстов и запись треков. В этом году его дебютный альбом «Dieu Est Grand» увидел свет и был очень тепло встречен хип-хоп критиками.

R.E.D.K. (Carpe Diem)

R.E.D.K. или Кадер профессионально в футбол никогда не играл, однако имеет неплохой уровень игры по словам уже знакомого вам Sam’s. Кадер  это олицетворение целой плеяды марсельских исполнителей, которые делают качественную и интересную музыку, но не находят большого количества слушателя в силу недостаточной раскрутки в медиа.

Болельщик «Марселя», обожатель «Барселоны» с давних времен и исполнитель, жонглирующий словами словно виртуоз мячом, уже давно на рэп-сцене. R.E.D.K.  член рэп-группы «Carpe Diem», которая была в дружеских отношениях с «Psy4 De La Rime», но всегда оставалась в их тени. Впрочем, выходец Коморских островов стал известен как раз благодаря футболу.

Его страсть легла в основу возможно лучшего фристайла в истории рэпа о футболе. Более четырёх минут фамилий известных мировых и французских игроков тесно сплетаются рифмами и созвучиями в органичный трек, ради которого рэпера даже приглашали в обзорные футбольные программы каналов «Canal+» и «TF1».

«Я номер 10, снабжённый Хави, я усилю твой арсенал как Венгер, купив Аршавина». И вот так весь трек. Ума не приложу, как такой артист не смог достичь высот подобному тем, которых достиг JUL, но уровень его лирики заслуживает большего.

alt

Despo Rutti

Его тяжело как-то связать с футболом. У него нет ни знаменитых родственников в футболе, ни профессионального прошлого, он просто частенько вворачивается жёсткие фразы с применением футбольных фамилий.

Despo Rutti (прим.: на фото сверху) называют философом французского рэпа. При прослушивании его творчества порой ловишь себя на мысли, что уроженец ДР Конго не читает, а просто говорит то, о чём думает. Жёстко, громко с колоритным африканским акцентом. Рубит с плеча, но как иначе, когда ты ставишь целью поразить слушателя каждый панчлайном, т.е. фразой?

Для того, чтобы показать беспомощность и неспособность что-то поменять в этом несовершенном мире он говорит: «Нас будет сбивать с ног Дженарро Гаттузо при каждой попытке». Для того, чтобы показать проблемы отцов и детей, он вспоминает великого игрока: «Родители говорили идти в школу: футбол ни к чему не приведёт. Они пожалели об этом, когда увидел в газете зарплату Зизу». О своём нраве он говорит так: «Когда в третий раз ты попытаешься меня обвести, я сломаю тебе ногу и уйду с поля, получив красную карточку».

Despo затрагивает большое количество животрепещущих тем. То, как часто он обращается к описательным образам из области футбола, лишний раз подчёркивает роль этой игры в его жизни.

Six Coups MC

Six Coups MC уже не первый год читает рэп. Он делает самый что ни на есть уличный рэп с модным звучанием. Благо он из юго-восточного пригорода Парижа Витри-сюр-Сэн, откуда вышло по-настоящему много футболистов и рэперов. Среди первых на слуху такой небезызвестный футболист, как Жереми Менез, а среди вторых  знаковый коллектив хип-хоп сцены Франции конца 90-х – начала 2000-х под названием 113.

Секу Сако, так звать нашего героя. Начинал он свой путь в коллективе «Rappeur d’Instinct». Сейчас парни периодически собираются в прежнем составе, чтобы тряхнуть стариной, но Секу в основном записывает треки для сольных релизов.

Надо сказать, что он не самый известный рэпер, хоть и с определённой репутацией. Однако его знает куда меньшее количество людей, нежели его родного брата Бакари Сако, выступающего в настоящее время за «Кристал Пэлас». При первом удобном случае братья поддерживают друг друга в социальных сетях. Бакари радуется творческим успехам брата, а Секу радуется каждому его голу, забитому хоть за «Вулверхэмптон», хоть за «Кристал Пэлас», хоть за сборную Мали, откуда они оба родом.

***

Вашему вниманию представлены лишь шесть примеров того, как футбольная среда тесно переплетается с уличной культурой во Франции. Эта приоткрывшаяся часть айсберга лишь показывает то, насколько огромна скрытая от посторонних глаз подводная часть. Подобные случаи можно продолжать искать до бесконечности, однако очевидно то, что эти два феномена друг от друга не разъединить. А зачем, когда каждая из них вдохновляется друг другом?

Материал из журнала Rytai. | ЯНВАРЬ 2016.

alt