9 мин.

Как отличить реальный трансферный инсайд от фэйка

Текст, который научит сохранять хладнокровие при просмотре лент новостей во время трансферных окон.

alt

Петр Чех, Олег Иванов, Эммануэль Адебайор и еще 20 футболистов летом 2015 года были связаны со «Спартаком»: «вели переговоры», «были в шаге от перехода», «интересовали», «согласовывали условия», «рассматривали возможность». Из них в итоге только трое (Ивелин Попов, Владимир Гранат и Зе Луиш) в итоге завершили, шагнули, согласовали и пришли на презентацию, чтобы получить спартаковские футболки со своими именами.

В 87 процентах случаев основные переговоры велись в пользовательских комментариях под трансферными новостями, а не в клубных офисах. Примерная такая же статистика будет у «Барселоны», «Реала», «Челси» и других топ-команд, которые никогда не уходят с главных страниц спортивных сайтов.

Откуда тогда все это берется?

Агенты

Самый распространенный вариант. Официальные (и неофициальные) представители футболистов (и их помощники) плетут интриги, чтобы расплести поставленные задачи: выгодно устроить клиента и заработать серьезную комиссию. Точнее так: заработать серьезную комиссию и выгодно устроить клиента.

«Большинство этих слухов — просто попытка выбить от клиентов реальное предложение, — рассказывал в интервью Esquire «секретный футболист» (популярный в Англии персонаж — якобы профессиональный игрок АПЛ, который анонимно делится с газетами тем, что происходит за закрытыми дверями).

— Скажем, я хочу перейти в «Манчестер Юнайтед». Я знаю, что я в их трансферном списке, но не факт, что я приоритетный вариант. Я могу заставить их зашевелиться. Мой агент поговорит с корреспондентом топового издания и расскажет, что «Манчестер Сити» тоже «готовит предложение». Чем больше я известен читателям, тем выше вероятность, что СМИ это опубликуют. Идея состоит в том, чтобы заставить «МЮ» спешить и проверить, насколько серьезен их интерес на самом деле. Звучит смешно, но это работает! По крайней мере, в моей карьере такое проходило».

alt

Агент Жорже Мендеш (слева) всегда в тени, но большинство вопросов в мировом футболе решает именно он Фото: Getty Images

Клубы

Продавцы и покупатели — те, от кого в конечном счете зависит успех сделок. Они решают, заработает агент свои комиссионные или нет. Поэтому веса в них больше. «Источникам в клубе» верят чаще, потому что это вроде как солиднее. Но все равно остается вероятность, что очередной пустой слух, на который вы недавно кликнули, запущен или покупателем, или продавцом.

Исполнительный директор европейского клуба анонимно рассказывал такую схему: «Между клубами часто складываются дружеские отношения, и мы этим пользуемся. Например, игрока Х я хочу продать за 10 миллионов евро. Но мне предлагают только 8. Я звоню коллеге из другого клуба и говорю: «Слушай, а ты не мог бы позвонить журналисту и намекнуть, что вы готовите 9-миллионное предложение по футболисту Х. Если все сделать правильно, то в конечном счете вы получите за Х желаемые 10 миллионов».

Реальные утечки

Трансферные сделки редко похожи на, например, покупку квартиры, когда есть только три участника: продавец, агент и покупатель. Чаще в процессах задействованы десятки людей, которые «помогают решать вопросы» и получают свои проценты. И совсем не удивительно, когда через пару дней (а, может, пару часов) после секретных переговоров о них можно прочитать в новостях.

Агенты общаются с другими агентами, которые могут не иметь отношения к сделке, но по-дружбе/случайно/намерено передавать всю информацию журналистам. В этом случае сотням тысяч пользователей удается заглянуть за закрытую дверь и узнать обо всем раньше, чем следовало. Именно поэтому трансферные новости куда более популярны, чем другие. Людям нравится знать то, чего они знать не должны.

Нереальные утечки

Когда кто-то пытается узнать то, что от него старательно скрывают, дело доходит до крайностей. Один из российских корреспондентов целый месяц имел доступ к электронной почте босса клуба РФПЛ. При каких обстоятельствах был получен пароль, неизвестно. Несколько недель журналист извлекал важную информацию из переписок и публиковал ее. Когда в лентах новостей стали появляться совсем недоступные детали личных контрактов игроков, в клубе поняли, что что-то не так. И сменили пароль.

Форс-мажоры

Почти все журналисты понимают, что если придумать громкую новость, то можно получить много читателей сейчас, но совсем потерять их завтра. Поэтому информация редко возникает из воздуха. Но иногда все же возникает. Несколько лет назад один из редакторов крупного российского спортивного медиа столкнулся с неприятной закономерностью: все инсайды, которые он с трудом добывал, утекали к другому СМИ и публиковались там с опережением.

Все это подозрительно совпало с появлением нового сотрудника-стажера. Тогда редактор при стажере стал нарочито громко говорить в телефонную трубку: «Что?! Аршавин подписался со «Спартаком»?! 8 миллионов евро?! Завтра медобследование? Спасибо!». Через 10 минут эта новость со всеми подробностями появилась в ленте новостей другого СМИ, через 11 минут стажер оказался в кабинете редактора, через 12 минут внезапно прервалась его карьера, а через уже через 14 он ждал маршрутку под дверями редакции. В это время ветки комментариев горели от обсуждения перехода Аршавина в «Спартак».

Так кому и чему в итоге можно верить?

Проверенным медиа и журналистам

Marca и AS почти не публикуют глупых слухов про «Реал», а Sport.es — про «Барселону». BBC — не публикует их вообще (от своего имени), мусорные слухи живут в специальном разделе Football gossip, их почти никто не воспринимает всерьез. 

Если журналист уровня Сида Лоу делится слухом, то можно смело полагать, что информация пришла к нему от надежных людей. Равно как и остальные его коллеги из Guardian. Джанлука Ди Марцио считается главным инсайдером мирового футбола, и подписчиков в твиттере у него больше, чем у некоторых топовых игроков.

Кроме того, тренеры и футболисты часто доверяются определенным журналистами и не подпускают к себе других. Например, корреспондент ВВС Дэвид Орнштейн — тот человек, который может позвонить кому-то из топ-менеджмента «Арсенала» и не услышать коротких гудков на третьей секунде разговора. Как правило, он узнает о готовящихся переменах в «Арсенале» на пару дней раньше остальных. 

Конкретике

Когда называют конкретную дату переговоров, состав участников и возможные варианты. Чем больше фактов (деньги, стоимость контракта, игровой номер в новой команде), тем ниже вероятность, что новость скопировали из «Футбольного менеджера 2003»

Прямым цитатам

Обрывки фраз участников переговоров вроде «завтра все узнаете» или «пока комментировать ничего не буду» иногда значат больше, чем новость, добытая из подполья.

Инсайд не подтвердился. Получается, журналист соврал?

Нет. Корреспонденты таблоидов ненавидят в жизни одну вещь — рейтинг правдивости медиа на footballtransferleague.co.uk.

Сайт в процентах указывает, какое количество из всех опубликованных изданием слухов подтвердилось. В Британии на первом месте The Guardian (35,9%), на последнем сайт Caught Offside (7%). В европейском рейтинге всего шесть газет: лидирует La Gazzetta (25,7%), на последнем месте — Tuttosport (13,3%).

«Есть 20 различных условий, которые должны сложиться, чтобы все прошло хорошо, —объясняет журналист британского таблоида. — Как-то я делал материал про одного африканского футболиста, который должен был перейти в клуб АПЛ из Африки. Футболист был в сборной на матче квалификации чемпионата мира. Представители клуба полетели к его агенту, все шло хорошо. Потом им позвонил другой агент, который документально подтвердил, что парень, к которому они летят, не имеет права представлять интересы игрока. Они начали переговоры с другим агентом, все снова шло хорошо.

Потом оказалось, что у футболиста истек срок действия паспорта, ему снова нужно было оформлять визу. А тут всплыл другой клуб из его страны, который тоже захотел купить этого игрока. Я тут же написал об этом. Но оказалось, что футболиста в зоне прилета в аэропорту перехватил тренер другой команды! Так что я оказался неправ, даже когда был прав».

К чему стоит относиться с подозрением

Агрегаторам слухов

К сайтам-агрегаторам, которые очередями публикуют трансферные новости из двух строчек. Особенно это распространено в Италии (Calciomercato, Tuttomercato), отчасти в Турции и Англии (tribalfootball, тот же Caught Offside).

Новостям медиа, которые никак не связаны с участниками трансферов

Странно, когда о переходе российского игрока в Англии сообщают французы. Так было в декабре, когда твиттер Get French Football со ссылкой на печатную версию France Football рассказал, что «Арсенал» всерьез рассматривает возможность приобретения Кокорина в январе.

Антимадридский и прокаталонский Sport.es взял за правило регулярно публиковать слухи про «Реал» примерно такого содержания: в руководстве «Реала» решили отказаться от услуг Криштиану Роналду и сделать ставку на Роберта Левандовски из «Баварии».

alt

Несмотря на атаки AS, Месси по-прежнему в «Барселоне». Фото: globallookpress.com

Промадридский AS на такие сообщения через несколько дней отвечает вот так: Месси просит 25 миллионов евро в год, «Барселона» не готова платить ему столько и рассматривает варианты продажи аргентинца. 

Подобные перестрелки в Испании научились не воспринимать всерьез, в остальном мире — нет. Поэтому иногда вы встречаете похожие сообщения в разделе «главные новости» топовых спортивных медиа. 

К новостям про топ-игроков

Доступ к переговорам о трансферах игроков уровня Роналду, Неймара и Месси получить почти невозможно. Потому что речь идет о других рисках и других деньгах. Тем не менее новость о том, что за кого-то из них летом заплатят 200 миллионов фунтов, можно прочитать каждое воскресенье в английских газетах, которых потом всю неделю цитируют и все остальные.

Стоит ли верить опровержениям? 

Нет, и вот простой пример:

2 августа 2013 Рене Меленстен: «Первый раз слышу о расторжении контракта с Денисовым»

16 августа 2013 «Анжи» отзаявил Денисова, Жиркова и Кокорина

Рене Меленстен — бывший главный тренер «Анжи». Кстати, к 16 августа он уже не работал в клубе. 

Второй пример — цитата президента «Реала» Рамона Кальдерона, который в 2008 году был как никогда решителен. Примерно в декабре он вышел к журналистам и сообщил, что его клуб отказывается от идеи покупки Криштиану Роналду у «Манчестер Юнайтед»: «Мы сделали летом предложение «Манчестер Юнайтед». Они его отвергли. Теперь мы сосредоточились на других целях». 

Через шесть месяцев «Реал» подписал документ, согласно которому обязался перевести на счет «МЮ» примерно 94 миллиона евро за трансфер Криштиану Роналду. 

Павел Тихонов, "Матч-ТВ"