Андрей Ширяев: К 2018 году «Торпедо» вернётся в элиту
О нём никогда не говорили как о сверхталантливом футболисте, он был просто хорошим, по меркам второго дивизиона, игроком. А прошлым летом он пополнил состав заявившего о намерении выйти в ФНЛ столичного «Торпедо» и стал его капитаном.
О воспитаннике липецкого футбола Андрее Ширяеве можно сказать, что это тот самый игрок, что живёт по принципу «без труда не выловишь и рыбку из пруда». О том, что происходит в стане «чёрно-белых» сейчас, какие перспективы у «Торпедо» в будущем и почему он не хочет возвращаться в «Металлург», защитник рассказал корреспонденту «ЛСГ».
В Белгород и Пензу гоняли на самолёте
— Андрей, где и с кем отмечал прошедшие праздники?
— Новый год и Рождество я встретил дома, в кругу своей семьи. У меня прошлым летом родился сын Дмитрий, который не любит, чтобы его оставляли без внимания. Вместе с супругой уделяли время только ему.
— Ребёнка назвал в честь своего друга Кортавы?
— После выступления за «Металлург» Дима, конечно, стал великим футболистом, но не настолько (улыбается). Решение принимали вместе с женой и остановились на этом имени.
— На домашней пище набрал много лишних килограммов?
— У меня, к счастью, нет к этому предрасположенности. После того, как я в октябре порвал крестообразные связки, в течение нескольких месяцев находился без физической нагрузки. Сейчас начал немного приходить в себя, занимаюсь в тренажёрном зале, укрепляю мышцы.
— Промежуточное 11-е место «Торпедо» вряд ли стало ожидаемым результатом.
— Вряд ли кто-то мог предположить, что зимой мы окажемся даже ниже десятки! Но нельзя не напомнить, что команда собралась в полном составе только за пару недель до начала чемпионата, и тренерский штаб выстраивал игру с чистого листа.
Первую игру сезона на Кубок России мы выиграли у подольского «Витязя» не без доли везения. Летом клуб приглашал на просмотр Сашу Василенко (в последние годы выступал за «Факел» и «Уфу» — Прим. авт.), Алексея Аверьянова, сейчас защищающего цвета «Тамбова», Азамата Гонежукова (ныне игрок «Байкала»), Колю Нестеренко из дзержинского «Химика» и некоторых других опытных футболистов. Но в силу разных причин подписать контракт с ними не удалось, а ведь они однозначно помогли бы команде.
В итоге у нас подобралась слишком молодая команда для решения задачи по выходу в ФНЛ. У большинства игроков профессиональная карьера только-только начинается. Некоторые элементарные футбольные вещи им приходилось объяснять на пальцах.
Что касается финансов, то сезон мы начали далеко не как среднестатистический клуб ПФЛ. В Белгород поехали на поезде, но обратно в Москву добирались на самолёте. В Пензу туда и обратно также летали на самолёте. Для второго дивизиона это, по-моему, роскошь.
Как говорил Станислав Васильевич Берников, второй дивизион это дно российского футбола, так оно и есть. Посмотришь на некоторые команды и приходишь в такой ужас. В нашей зоне «Центр» стабильность есть в Тамбове и в Рязани. В этом плане рязанский клуб можно ставить в пример. В дальнейших перспективах Тамбова есть сомнения, дай Бог чтобы с заинтересованной в футболе властью у них всё сложилось хорошо.
Что касается автобуса у «чёрно-белых», то они явно не привыкли на нём добираться на дальние выезда. Он далеко не комфортабельный – максимум можно доехать от стадиона до аэропорта. Постепенно шик ушёл в сторону, и наступили времена потяжелее, в Лиски вообще поехали на автобусе и в день игры. После девяти часов в дороге достойно противостояли сопернику только в первые двадцать минут игры, а потом просто провалились. В таком состоянии играть в футбол невозможно. Надеюсь, зимой клуб проведёт грамотную селекцию и «Торпедо» сможет побороться за тройку.
- На твой взгляд это реально?
- А почему нет? Перед нынешними игроками «Торпедо» абсолютно нет никаких долгов, все выплаты по зарплате и премиальным шли точно в срок. Клуб полностью финансирует завод имени Лихачёва. Задолженности тянутся только с премьер-лиги, да и они частично погашаются. Без трудностей в команде не обходится, но все относятся с пониманием. Как можно потерять такую легендарную команду как «Торпедо» абсолютно непонятно. Например, для главного тренера Валерия Петракова буква «Т» на груди многое значит, он рвёт и мечет на благо «Торпедо».
Среди игроков выделю Серёгу Шустикова, у которого недавно умер отец, для него «автозаводцы» не просто обычный клуб, он живёт им до мозга костей. Сейчас ходят разговоры о возвращении «Торпедо» к 2018 году в премьер-лигу, но для этого нужно решить очень много проблем. Например, стадион имени Стрельцова и вся прилежащая к нему территория принадлежит олигарху Михаилу Прохорову, который хочет её застроить высотками и бизнес-центрами. Земля в этом районе очень дорогая, рядом набережная, жильё и офисы здесь однозначно будут пользоваться спросом.
К сожалению, в этом сезоне я уже не помощник команде, мне дай Бог только в июне начать полноценно тренироваться.
О травме, фанатах и городах
— Из-за травмы «Торпедо» не хотело с тобой разорвать контракт?
— Нет, отнеслись абсолютно по-человечески. Клуб оплатил мне не самую дешевую операцию и неделю реабилитационного курса с Марией Буровой, которая возглавляет медицинский штаб столичного «Локомотива». В своём деле она является одной из лучших в стране, не просто так про её работу многие известные спортивные интернет-порталы написали несколько материалов, а Матч ТВ снял целую программу. По вопросам реабилитации она консультировала Сашу Кержакова, после занятий со мной она написала и мне программу - сейчас хожу и выполняю эти упражнения.
Правда, когда я их первый раз увидел, то просто о...ерел. Статика, пресс, мышцы корса, стабилизация. Может быть, в премьер-лиге у них подобные занятия входят в норму, но во второй лиге встретишь не в каждом клубе. Кстати, у Петракова тренировки не самые лёгкие, очень много упражнений как раз на стабилизацию. Ты не просто стоишь на боку, а ещё и одновременно ноги поднимаешь – далеко не просто.
— Объясни «чайнику», как это пригодится в футболе?
— Такие упражнения появились после триумфа сборной России на чемпионате Европы в 2008 году. У Хиддинка занятия в этом направлении проводил помощник по физической подготовке, а в премьер-лиге многие это подхватили, и пошла мода. Начинаешь делать с двадцати секунд, а потом добавляешь и уже можешь продержаться больше минуты. Что касается Петракова, то он нормальный мужик и требовательный тренер. С уважением относится к игрокам и требует подобного от них. Ведёт диалог с командой, обсуждает проблемы и пути выхода. Не каждый тренер вообще подпускает к себе футболистов, а он считает это нормальным процессом. Капитаном «Торпедо» я стал только благодаря Валерию Юрьевичу, его выбор был в пользу меня.
— Ты лестно отзываешься о Петракове, но как прокомментируешь высказывания его бывшего подопечного Андрея Стрельцова, который заявил о том, что тому надо платить за место в составе?
— Я думаю это полный бред. Какой нормальный тренер будет брать деньги с игроков за место в составе, когда он отвечает за результат команды. Я не верю в эти слухи, никогда не отдавал и копейки Юрьевичу за попадание в состав. Даже если и просто представить такую ситуацию, то в заявке «Торпедо» на сезон всего восемнадцать игроков. Шанс будет у каждого.
— Думаешь, его сына и Шустикова взяли в «Торпедо» благодаря своему мастерству?
— Юрок нормальный футболист по меркам второго дивизиона, только он подвержен травмам. За свою недолгую карьеру уже три раза рвал крестообразные связки. С его выходом на поле у нас выстраивалась относительно нормальная игра в центре поля. По поводу Серёги могу сказать, что он опытный футболист, поиграл в ФНЛ. Вообще я бы не хотел переходить на личности и обсуждать каждый трансфер клуба.
— Фанаты «Торпедо» считаются одними из самых буйных в России, в каком тоне они общаются с командой?
— В самом положительном, поддерживают команду дома и на выезде. В Подольск приехало порядка трёхсот человек, в Белгороде после игры подходили к автобусу и благодарили команду. В Рязани хорошая поддержка сопровождалась красивым фаер-шоу. Когда есть такие фанаты нельзя просто взять и потерять команду.
Если даже провести параллели между активной группой «Металлурга» и «Торпедо», то сразу увидишь различия: в Липецке поддерживает клуб молодое поколение, а за «автозаводцев» на выезда гоняют здоровые мужики, отдавшие клубу по несколько десятков лет.
В Рязани, город, не в обиду ему будет сказано, не совсем футбольный. После нашего второго места зрителей на трибунах немного прибавилось, но всё равно большинство отдаёт предпочтение хоккею. Там сумасшедший по красоте и комфортности дворец спорта. После Рязани мне даже обидно смотреть на положение дел в липецком спорте. Там помимо хоккейной команды в ВХЛ и футбольного клуба в ПФЛ, есть хорошая баскетбольная команда, мини-футбольная команда и женская футбольная команда. Последние становились чемпионками России и представляли нашу страну в еврокубках. На игру «Рязани-ВДВ» против шведского «Русенгорда» во главе с нападающим сборной Бразилии и обладательницей золотого мяча и просто одной из лучших футболисток в мире Мартой мы ходили смотреть. По своей комплекции она от мужика ничем не отличается. Уходит с места как пуля, я думаю, она не затерялась бы и среди представителей сильного пола.
В плане поддержки можно позавидовать воронежскому «Факелу». На матчи второго дивизиона ходило около десяти тысяч зрителей, а сейчас и того больше, в такой атмосфере играть приятно любой команде, ноги сами бегут. В Липецке такие славные времена были только в 90-х, может после реконструкции стадиона что-то изменится в лучшую сторону.
- В Москве ты жил на базе «Торпедо»?
- У клуба нет базы, мы собирались на тренировки на стадионе имени Стрельцова. Жил поначалу в гостинице, а потом перевёз семью в столицу и клуб мне снимал квартиру. Жильё в Москве, конечно, недешёвое, тем не менее клуб идёт игрокам на встречу - у меня была двухкомантная квартира. Правда, жизнь в Москве не совсем понравилась.
Люди, как зомби, каждый на своей волне в гаджетах и наушниках добирается из точки «А» в пункт «Б» и ничего не замечает вокруг себя. Никто не общается: как так можно жить? А вот в Рязани и Липецке мне комфортно, жизнь здесь спокойная и размеренная.
В Липецке не смог бы кормить семью
— Почему тогда решил уйти из «Рязани»?
— Непонятны были перспективы клуба. Сначала говорили о выходе в ФНЛ, потом подсчитали, какие средства нужны для выступления и отказались от этой затеи. Летом я тренировался в Липецке и после рождения ребёнка думал о выступлении за родную команду. Были даже предварительные договорённости с руководством и тренерским штабом «Металлурга». Но решающую роль сыграло не совсем стабильное финансовое положение липецкого клуба, я бы просто не смог здесь достойно кормить семью. В Рязани во мне были заинтересованы, но тут поступило предложение от «Торпедо», и я решил принять новый вызов.
— Объясни парадоксальную ситуацию со своими бывшими одноклубниками по «Рязани»: один из лучших бомбардиров зоны «Центр» прошлого сезона Никита Жданкин теперь играет в другом клубе ПФЛ, а не особо блиставший Азамат Гонежуков выступает в ФНЛ. Без агентов в этом мире совсем нереально пробиться?
— У каждого своя судьба. В современном футболе агенты играют немалую роль, и с их помощью можно трудо-устроиться в клуб на хороших условиях. Официально у меня сейчас нет соглашений ни с одним из агентов, но я периодически общаюсь с людьми из этой сферы. Скажу честно, вариант с продолжением карьеры в «Рязани» на хороших условиях мне предложил Сергей Мязин, за что и получил свой процент. По ходу моей карьеры у нас сложились хорошие отношения, он мне неоднократно помогал.
— Как считаешь, нужен ли потолок зарплат в российском футболе?
— Он должен существовать в РФПЛ. Не совсем правильно, когда футболисты получают по несколько миллионов евро в год. До меня дошли слухи о возможной установке максимального оклада и в «Металлурге». А вот такой вариант развития событий считаю абсолютно неправильным. Нельзя ставить в один ряд профессионального футболиста и преподавателя физкультуры. Карьера игрока длится максимум лет пятнадцать. За это время надо хорошо себя проявить, чтобы заработать средства на дальнейшую жизнь. В противном случае ты с кучей болячек остаёшься вовсе без работы.
Да и вспомните историю, в советские времена футболисты всегда ценились, помимо хорошей зарплаты власть дарила машины, квартиры. Сейчас хотят поставить развитие футбола в регионе под большой удар.
Молодёжь «Металлурга» должна скинуться на лекарства для Журбенко
— Почему в детстве решил выбрать именно футбол?
— У меня дядя Владимир Николаевич Ширяев в 70-х годах играл за «Металлург», потом брат Олег занимался в «Металлурге». В начале 2000-х он уехал в московскую «Нику», которая работала над поиском молодых талантливых ребятишек со всей России с целью дальнейшей продажи, как сейчас делает «Чертаново». В руководящий состав клуба входили Александр Тарханов, Погос Галстян, а непосредственно главным тренером был дядя Дениса Глушакова – Валерий Глушаков. У меня глядя на них присутствовал большой интерес к футболу и в 10 лет я записался в секцию «Металлурга» к Александру Борисовичу Болдыреву. Никогда не считался талантливым и перспективным, только за счёт желания нагнал остальных ребят в мастерстве и потихонечку дорос до дубля. Ради футбола порой жертвовал школой и закончил её с немалым количеством троек.
Затем поступил на спортфак ЛГПУ, успешно его окончил. Первые три курса был прилежным студентом, редко пропускал занятия, но после попадания в основную команду времени стало меньше… В итоге на вручении дипломов декан факультета Виктор Алексеевич Кашкаров сказал, что никогда не отдаст своего ребёнка тренеру Андрею Ширяеву (смеётся).
— Как можно вырасти в команде, которая проигрывает всем подряд?
— А как иначе? Если играют совсем молодые и необстрелянные пацаны, что они могут показать? Посмотрите на прошлогодние результаты «Чертаново», с ними ведь было так же. В этом же году их игра мне нравится. Многие ребята привлекаются в юношеские сборные, Николай Писарев наблюдает за их игрой.
В Липецке условия похуже, и если пара ребят пробьётся из старого зала стадиона «Металлург» на серьёзный уровень, это будет настоящим достижением. Хотя если посмотреть на результаты молодёжной команды, то в ближайшей перспективе вряд ли кто-то заблистает. Я вообще не представляю, как можно за сезон не выиграть ни одной игры! Вся команда должна сброситься на лекарства для своего тренера Сергея Журбенко и оплатить ему отдых в хорошем санатории (улыбается).
Во времена моего выступления во второй команде мы выходили и бились против Лисок, очень сильной команды из Железногорска и других. Набирали очки и становились четвёртыми. В 2005 году сыпалась первая команда и нашу игру им в пример приводили. Многие после того сезона сумели пробиться в основную команду. А как сейчас играют это просто стыд и позор. Главная задача у нынешней молодёжи не в футбол играть, а купить айфон и кроссовки айрмаксы и всё - жизнь удалась. Летом я тренировался в Липецке и видел своими глазами этих ребят, если бы мне на тот момент сказали, что команда добьётся второго места, я бы только улыбнулся. Вспоминаю нашу тренировку, я даю пас молодому хавбеку, а он не хочет бежать вперёд с мячом.
Я говорю: «Братан, почему не бежишь?», а он мне в ответ: «Мне потом назад придётся возвращаться и отрабатывать». У нашего массажиста и в прошлом полузащитника «Металлурга» Николая Кузнецова была просто истерика по этому поводу, вместе смеялись очень долго.
На ум сразу приходит фраза Валерия Третьякова, который, если не видел в игроке перспективы, говорил просто: «Иди учись другому ремеслу».
— Для себя определился с планами на будущее?
— Самое главное сейчас — восстановиться от травмы и обрести былую форму. А дальше, думаю, не пропаду и найду команду. Пока растут такие молодые футболисты, буду играть до 40 лет (улыбается). На коленях буду ползать, но сыграю не хуже…