Тарханов: «Романцев всегда знал, как именно надо играть»
Вслед за Станиславом Черчесовым, который летом стал главным тренером польской «Легии», на работу в Европу отправился еще один российский тренер - Александр Тарханов. Наставника пригласили в болгарскую «Славию». Корреспонденты «ССФ» присели с ним на дорожку.
***
...– А как вы разглядели Романа Широкова?
– Он играл за «Видное». Агент Арсен Минасов за него попросил. Я посмотрел, понравился. Уговорил Игнатьева взять его в «Сатурн», но Борису Петровичу не приглянулся: «Медленный, скорости нет». Но потом я стал старшим тренером и сразу забрал Широкова, поставил в состав. Хорошо бежит с мячом, быстро думает, тонкий пас. Но без доверия тренера играть не будет.
***
...– Расскажите, как Дмитрия Аленичева в «Спартак» привели.
– У него были проблемы в «Локомотиве», говорят – с дисциплиной, и знакомый попросил взять в «Спартак». Я к Романцеву, но Иваныч мне: «Да он там нарушает! Зачем он нам?» – «Да ты хоть встреться с ним». Подъехали к Рижскому вокзалу, Димка сел в машину, я оставил их вдвоем. Поговорили – Романцев мне: «Ты знаешь, классный парень! Давай возьмем». Аленичев техничный был, но заиграл не сразу. Как и Тихонов, Пятницкий. Всех их сделал великими Романцев.
– Как думаете, Романцев вернется к тренерской работе?
– Вряд ли, он не хочет. Сколько раз говорили с ним об этом: «Возвращайся!» – «Ты что, хочешь, чтобы через два месяца меня выгнали?» Я немного другой – на интригу могу ответить интригой. А он нет – ранимый, обидчивый. У нас с ним в «Сатурне» был один момент… Недопонимание с руководством. Но вроде договорились. Выходим от начальства: «Федорыч, меня здесь нет». – «Так все же решили!» – «Меня здесь нет». Романцев проявляет свой талант, только если полностью руководит процессом и никто ему не мешает. Да и здоровье у него – проблемы со спиной.
– Что думаете о «Спартаке» в этом сезоне?
– Аленичеву надо все это выдержать. Это «Спартак», не Тула – здесь все время кипит! Пока качели: то неплохо сыграют, то так себе. Не видно четкой идеи. Романцев всегда знал, как именно надо играть. Все тренировки были направлены именно на это – какую позицию занять, как мяч принять, как отдать. Иваныч же в последние годы ходит на тренировки «Спартака», однажды сказал: «Мне больно смотреть, как они в квадрат играют».
– Может, игроки не того уровня?
– Уровень хороший. Я, например, всю жизнь работаю с футболистами, которых надо подтягивать.
– Сергей Юран считает, что Аленичев слишком мягкий.
– Нет, у него характер очень крепкий. Без него он бы не стал таким футболистом.
– Почему вас не зовут в большие команды? Научили бы играть «Спартак»?
– Конечно! У меня есть четкая идея. Все мои команды играют, «Урал» вон – до сих пор. Самое слабое место нашего футбола – менеджмент. Каждый сует своих тренеров, а у меня нет агента.
– За последнее время предложения от топ-клубов были?
– Нет. У нас такая система… Я несовременный человек – прямолинейный. Футбол воспринимаю иначе. Сейчас в нем видят прежде всего бизнес, а я – футбол. Хотя все знают, что игроков готовлю, игру выстраиваю. Чего еще надо?
– Может, «пилить» на трансферах?
– Я в трансферы вообще не лезу. Наверное, хотят, чтобы брал удобных игроков. Но для меня, если человек не футболист, о чем вообще говорить?
– У вас были две операции по удалению раковых опухолей.
– Сначала в щитовидке убрали, потом под ней еще одну нашли. Когда второй раз оперировали, в Москве, предупредил завотделением: «Алексеич, я к первой игре должен быть в Краснодаре». А он мне: «Если разрежу и увижу, что жить осталось две недели?». Отвечаю: «Значит, успею поруководить командой хотя бы неделю». Сейчас контролирую ситуацию, ежегодно прохожу обследования. Я спокойно к этому отношусь: суждено жить – будешь жить.
Главное – семья, работа. У меня в семье никогда проблем не было. В этом году 43 года, как поженились, и жена всегда жила моей жизнью. Я вот сказал: «В Болгарию» – и она уже собирается!
1992 год. Москва, «Лужники». Финал Кубка СССР/СНГ «Спартак» – ЦСКА – 2:0. Александр Тарханов (третий справа в среднем ряду) – помощник главного тренера «Спартака» Олега Романцева
Источник (полное интервью)