Stoke confidential. Как Марк Хьюз меняет «Сток»
Как за несколько лет пройти путь от аутов Рори Делапа до ложной девятки.
«Марк Хьюз проделал невероятную работу. То, как «Сток» играл несколько лет назад, и то, как они играют сейчас – самое большое преображение в футболе», – сказал перед матчем с «гончарами» главный тренер «Ливерпуля» Юрген Клопп. «Я никогда не встречался с Хьюзом до сих пор, но я уважаю его за ту работу, которую он проделал. Они приобрели отличных игроков и у них хороший стиль игры», – добавил немец.
Не только Клопп впечатлен изменениями, которые произошли в Сток-он-Тренте. Даже англичане, которые следят за «Стоком» не первый год, агитируют за то, что Спарки должен стать следующим тренером «Ман Юнайтед». Приняв команду два с половиной года назад, Хьюз изменил стиль практически до неузнаваемости: если раньше шутили, что о величии Лео Месси можно будет говорить, только если он выдержит хотя бы тайм дождливым вечером в Стоке, то сейчас иронизируют над сходством местной команды с «Барселоной» (к примеру, четыре экс-каталонца в составе).
Происходящее в «Стоке» не стоит называть прогрессом – это просто другой путь и другой стиль. Четыре сезона при Тони Пулисе тоже вместили много хорошего – промоушен из Чемпионшипа, финал Кубка Англии, первое в новейшей истории клуба участие в еврокубках (после сезонов-72/73 и 74/75) и особенный, чисто английский стиль. Кто следил за тем «Стоком», никогда не забудет о вбрасываниях Рори Делапа, который любой аут превращал в опасный стандарт, навесах на Крауча и жестких защитниках, готовых любого укатать в газон – а это порой поважнее постоянной борьбы за высокие места. Из лиги это никуда не ушло, поскольку Пулис все время возит свою команду с собой: теперь нечто похожее исполняет «Вест Бром», который время от времени может выйти с четырьмя центральными защитниками, позакидывать на Рондона и схватить пару удалений.
Последние пережитки эпохи Пулиса были окончательно уничтожены в начале этого сезона, когда по просьбе Хьюза было увеличено поле стадиона «Британия» – с 100x66 до 105x68. Справедливости ради, с этого сезона действует постановление лиги, согласно которому поле не может быть меньше данного размера, но далеко не все ему следуют (на «Уайт Харт Лейн», например, 100x67). Параметры газона серьезно влияют на игру, о чем полтора года назад писал Майкл Кокс. Об этом говорил и Гвардиола, который несколько раз жаловался, что маленький размер «Стэмфорд Бридж» (103x67 против 106x70 у «Ноу Камп») играет на руку «Челси». В таком случае удобнее держать низкую оборону, а «Барсе» сложнее ее растягивать.
При Пулисе у «Стока» было самое маленькое поле в лиге, что доставляло изрядные неудобства соперникам, которые не успевали приспособиться к его особенностям. «Гончары» же частенько на нем тренировались – доводили до автоматизма розыгрыши аутов и угловых, а так же выход в атаку за счет вертикальных длинных передач. Но при новом стиле такой размер поля играл бы против «Стока» – теперь же, если он квалифицируется в еврокубки, даже не придется наносить дополнительную разметку.
Разговоры о смене стиля не ограничиваются полем – Хьюз действительно проводит масштабную перестройку. По сравнению с эпохой Пулиса количество передач увеличилось на 40%, число коротких пасов – на 30%. При этом сократилась не только доля длинных передач (до 14,86% – один из самых низких показателей в лиге), но и общее количество (что достаточно необычно при такой дельте всех пасов). Примерно на 10% возросли владение и точность передач, что неудивительно, поскольку шанс ошибиться при выполнении короткого паса гораздо ниже, чем при лонгболле.
Изменилась не только структура игры, но и построение нападения. Несмотря на увеличившийся процент владения, в этом сезоне сократилось количество кроссов. Гол Джонатана Уолтерса в последнем туре в ворота «Вест Брома» стал первым с середины сентября, который «Сток» забил головой. Теперь мяч в штрафную гораздо чаще доставляется с помощью коротких и проникающих передач – стало больше шарнирной игры низом. С этой точки зрения показательна другая статистика: в этом сезоне доля ударов, выполненных после длинных передач, достигла рекордно низкой отметки в 12% – сравните с 40% в сезоне-2011/12.
«Сток» никогда не был бьющей командой (редко входил даже в топ-10 по числу ударов) и следственно всегда был в числе аутсайдеров по количеству передач под удар. Но даже при этих вводных он умудрялся быть одним из лидеров по количеству ударов, нанесенных после длинных передач. В сезоне-2011/12 «гончары» заняли чистое первое место по этому показателю – это при условии, что данная статистика не учитывает удары после скидок (хотя большинству из них предшествует именно длинная передача) – стандартный вариант развития атаки для того «Стока». К середине же этого сезона «гончары» идут на последнем месте по количеству ударов, нанесенных после длинных передач – вот такое масштабное изменения стиля.
Хьюз не похож на классического британского тренера. В свое время он поиграл не только у Ферги, но и в «Барсе» с «Баварией», и теперь привносит в работу некоторые черты континентального стиля – в первую очередь не боится экспериментировать. В прошлые сезоны при нем «Сток» за редкими исключениями использовал расстановку 4-2-3-1. Так было и на старте этого, пока в 15-ом туре с «Ман Сити» Хьюз не обратился к модулю 4-3-3 с ложной девяткой, который в оборонительной фазе трансформируется в 4-1-4-1. Это был достаточно знаковый момент – впервые за 152-х летнюю историю «Сток» играл без чистых нападающих. Английские газеты и статистические порталы все еще игнорируют нововведения Хьюза и продолжают без разбора рисовать 4-2-3-1 – и все потому, что они более консервативны, чем Спарки. Джонатан Уилсон в «Революции на газоне» писал, что еще в 1954 году, когда «Челси» начал применять 3-2-2-3 (дубль-вэ-эм) вместо общепринятых 2-3-5, газеты упорно рисовали по-старому – с тех пор ничего не изменилось.
Хьюз неслучайно перешел на 4-3-3 только в этом сезоне – он выжидал. Подписанный уже в начале чемпионата Шакири стал последней частью атакующего пазла. Швейцарец не проходил предсезонку с командой, поэтому презентация новой схемы была отложена – необходимо было наиграть ее на тренировках. Переход на 4-3-3 (от 4-2-3-1 никто не отказывался, просто теперь шире диапазон) имеет смысл: за счет дополнительного игрока в полузащите Хьюз разгружает тройку нападения, дает ей больше свободы и меньше обременяет оборонительными обязанностями.
Троица весьма колоритна – все по разным причинам не закрепились в топ-клубах и теперь собрались вместе, чтобы наконец реализовать потенциал. Они отчасти похожие: все техничны и быстры. Могут пробить, отдать, спокойно обыграть один в один и здорово ищут пространство между линиями. Тем не менее, Хьюз достаточно четко разделяет их роли.
Кркич исполняет ложную девятку, и это неслучайно. Ведь он достаточно долго играл под руководством Гвардиолы – тренера, который если не придумал эту позицию (не стоит забывать Спаллетти, Тотти и «Рому» 2006-07), то внес наибольший вклад в ее продвижение. Боян тогда чаще играл на фланге, но изредка подменял Лео Месси именно на месте ложного форварда. Он как никто другой в «Стоке» осведомлен об особенностях такой системы, поэтому во многом является краеугольной фигурой.
Основная задача Бояна – уходить с места центрального нападающего на более глубокие позиции, искать пространство между линиями, уводить за собой защитников и освобождать верхние зоны для Арнаутовича. В такой модели именно австриец чаще оказывается на острие и завершает атаки (1,9 удара в среднем за матч), врываясь в штрафную с левого фланга. В успехе Марко большая заслуга Хьюза, коуч нашел подход к заносчивому игроку. «Его поведение и характер поначалу отталкивают, просто нужно понять, каков он, как личность, и что ему нужно от тебя, как от тренера. Марко откликнулся на мой зов», – сказал Спарки.
Задача Шакири же заключается в доставке мяча в передние зоны, поскольку он быстрее всех в «Стоке» оценивает ситуацию и лучше всех обостряет и отдает вразрез. Пожалуй, именно с внедрением новой схемы связано преображение «Стока» в атаке – 11 голов в первые 14 туров и 10 в последующих 6 (хотя иногда не все получается, и приходится перестраиваться обратно на 4-2-3-1, как было против «Вест Брома»). Но при всем шарме тройки нападения не стоит замалчивать тот факт, что «Сток» – третья с конца команда лиги по количеству ударов из danger zone (Z1-Z3) – 81 попытка (4,05 в среднем за матч). Да, в последних турах наблюдается положительная динамика (5,1 в среднем), но если откинуть максимальный результат во встрече с «Кристал Пэлас» (11), то средний на этом отрезке (4) окажется даже меньше среднего по сезону.
Почему такое внимание к ударам из danger zone? Дело в том, что вероятность гола (при прочих равных) при ударе из этой зоны выше, чем из других. И если команда мало бьет из danger zone, то для более-менее нормальной жизни нужно показывать запредельную реализация, что по дистанции сезона является чудом. А чудес, как известно, не бывает.
4-3-3 и ложная девятка – это не единственное сходство с «Барсой». В системе Хьюза, как и у каталонских тренеров, важную роль играют фланговые защитники. В «Стоке» на краях действуют Эрик Питерс и Глен Джонсон, которые не просто активно поддерживают атаку (порой даже одновременно располагаются высоко), но и оказывают серьезное влияние на организацию игры в нападении (Питерс занимает 2-е место в составе с 41,4 передачами в среднем за матч, Джонсон – 6-й с 33,2).
На этом сходства заканчиваются. Все-таки «Сток» – не главная сила в английском чемпионате и проводить все матчи с позиции силы не может. По данным Пола Томкинса, в последние годы в АПЛ команды, обходившие соперника во владении мячом, выиграли лишь 49% матчей. Если откинуть матчи больших клубов против андердогов (фаворит в подавляющем большинстве случаев контролирует мяч больше), то для середняков вырисовывается достаточно простая картина: шансы на победу выше, если играть без мяча. Это подтверждается примерами этого сезона: «Лестер», «Кристал Пэлас», «Вест Хэм» и «Уотфорд» – команды, забравшиеся выше, чем ожидалось – в большинстве случаев проигрывают владение (а «Суонси», «Эвертон» и «Саутгемптон», контролирующие мяч больше 50%, выступают хуже, чем ожидалось – хотя, конечно, тут дело не только во владении). Хьюз же поступает достаточно умно: он работает на послезавтрашний день, но не форсирует события. Для игры в тотальный контроль у «Стока» пока не хватает ресурсов, поэтому в некоторых матчах с андердогами они поддавливают и много владеют мячом на чужой половине, но чаще все еще играют вторым номером (при этом используя все наработки с ложной девяткой).
Свобода атакующей тройки имеет свою цену: в центральную зону Хьюз был вынужден добавить чистого разрушителя Джэффа Кэмэрона – номинального центрального защитника. Заднего опорника играет Глен Уилан – отличный волнорез, проводящий более сильный сезон, чем ожидалось. Но для игры в контроль на этом месте нужен реджиста, способный на нечто большее, чем просто пас ближнему. И даже присутствие Афеллая не делает такой центр поля достаточно креативным.
Еще одна проблема – отсутствие необходимых для такой игры защитников. В идеале требуется, чтобы хотя бы один обладал хорошим первым пасом, и они были способны держать высокую линию обороны. Шоукросс – отличный защитник, и после его возвращения «Сток» надежнее заиграл сзади (стал допускать меньше явных голевых моментов), но он с трудом держит 70% точности передач, пасуя исключительно ближнему. Вдобавок, его оборонительный функционал достаточно ограничен – чем дальше от ворот, тем хуже он защищается. Волльшайд вроде бы прилично пасует и в последние пару месяцев прибавил в обороне (к примеру, стал на 15% эффективнее играть в воздухе), но вызывают вопросы его тактическая грамотность и умение играть в высокой обороне.
Хьюз большие надежды возлагает на Марка Муньесу – молодого испанского защитника (воспитанник «Барселоны», победитель Лиги чемпионов) с отличным пасом и позиционной выучкой, который был основным в начале сезона, но вылетел на длительный срок из-за травмы. В начале сезона Спарки продлил с ним контракт до 2019 года – велика вероятность, что именно Муньеса станет долгосрочным решением в центре обороны.
Игра «Стока» в защите – отдельная история. Согласно модели xG, «гончары» занимают плюс-минус свое место в таблице (как по допущенной, так и созданной опасности). Так же они допускают вполне приемлемое количество ударов из danger zone – 111 – и занимает по этому показателю 8 место. Главная проблема «Стока» – они позволяют сопернику наносить чрезмерное количество ударов после позиционного нападения (44 – 3 место в лиге с конца). Это в первую очередь связано с тем, что Шакири, Боян и в меньшей степени Арнаутович достаточно ленивы в работе без мяча. И если при контратаке на свои ворота «Сток», не находясь в численном меньшинстве, еще справляется с соперником (59 ударов – ровно в середине таблицы), то в позиционке возникают проблемы из-за нежелания атакующей группы отрабатывать сзади. Первостепенная задача для Хьюза в отладке обороны заключается в поиске баланса – как заставить атакующую тройку пахать в обороне, и при этом не навредить в нападении?
Относительно успешный сезон «Стока» с отличными шансами на еврокубки (6 очков до «Вест Хэма», который идет пятым) был бы невозможен без Джека Батленда – одного из лучших голкиперов сезона. «Гончары» в среднем допускают 15,3 удара, а вратарь молодежной сборной показывает невероятную статистику, входя в число лидеров по всем показателям, связанным с сэйвами. В пользу Батленда говорит и продвинутая статистика. Согласно Полу Райли (автору еще одной xG-модели), Джек – лучший вратарь лиги по проценту отраженных ударов из danger zone (правда это понятие у Райли несколько отличается от раннее рассматриваемого у Майла Кэйли – окей, давайте называть гуру так) – 85%. На 20% больше, чем у ближайшего преследователя (по состоянию на 24 декабря).
Синим обозначены отраженные удары. Желтым – голы. Черным овалом выделена danger zone.
Сложность ударов, с которыми встречается Батленд, 30,3% – одна из самых высоких в лиге. В игре на ленточке ему мало равных, и Рою Ходжсону стоит рассмотреть его в качестве первого номера на ближайшем Евро. Ведь Англия, по сравнению с топовыми сборными, не обладает достаточно надежной обороной, а значит их вратарю придется столкнуться с приличным количеством ударов (а самой сборной предстать в роли условного «Стока» Евро-2016) – это как раз тот опыт, который в избытке имеется у Батленда (и в гораздо меньшей степени у Харта, по чьим воротам бьют всего 9 раз за матч).
Конечно, Джек далеко не совершенный вратарь. Он всего 15-й голкипер в лиге по точности передач, и игра ногами – это главный показатель, над которым ему нужно работать, чтобы войти в элиту. Но даже если этого не произойдет, а нынешний «Сток» останется лишь яркой вспышкой, то через несколько лет все равно будет приятно вспомнить вратаря, который тащил практически все, что летело в створ и команде, которая заставила позабыть о шутках о дождливом вечере в Сток-он-Тренте.
Спасибо Ване Коржу (Ivanauskas93) и Вадиму Лукомскому за всяческое содействие при подготовке.
Дождливый вечер в Стоке – профильный блог о «Сток Сити» на Sports.ru.
Сток действительно радует глаз. Особенно копия Ибры - Арнаутович.
P.S. и пожалуйста поменьше Челси :)
P.S. На последней картинке желтым наверно голы, а не сейвы?