6 мин.

«Будь достаточно сильным, чтобы оставаться самим собой». Почему Арсен Венгер и Дэвид Боуи удивительно похожи

Энди Бертон из Sky Sports сравнивает карьеры двух великих людей.

«Я должен сказать, послание, которое он отправил моему поколению, было очень важным, потому что это было после Второй мировой войны и в целом было важно быть достаточно сильным, чтобы оставаться самим собой. Это было очень важное послание для моего поколения», – Арсен Венгер о Дэвиде Боуи, 11 января 2016.

Часто существует тонкая грань между новостями и спортивными историями. Иногда границы оказываются размытыми. Если есть человек, на которого можно положиться, который может сказать что-то умное, понятное и впечатляющее, не зависимо от повода или случая, этот человек – Арсен Венгер. Главный тренер «Арсенала» выделяется на фоне своих коллег в этом плане.

В ноябре после парижских терактов Арсен сказал мне: «Похоже, это еще не конец. Мы не можем противодействовать всему. Атаки направлены скорее на образ жизни, а не на конкретное сообщество». В преддверии игры «Арсенала» в Норвиче, мы шутили о «черной пятнице». «Если у вас есть телевизор», – пояснил он, «не покупайте еще два только потому, что они есть в продаже». Он провел параллели по отношению к трансферному рынку. Венгер даже признался, что «любит поторговаться» – болельщики «Арсенала» прекрасно знают об этом.

Я ехал на тренировочную базу «Арсенала» в понедельник утром и слушал почести, высказываемые на радио великому Дэвиду Боуи, который скончался накануне. Я переключил несколько станций, и каждый ведущий размышлял о данной новости – даже спортивные передачи – таков был статус Дэвида. Музыка и спорт часто идут рука об руку, и лучше всего это проявилось, когда песня «Heroes» Дэвида Боуи звучала на Олимпийском стадионе в 2012 году, а команда Великобритании открывала церемонию начала Игр. Я пересмотрел этот момент на Yotube минуту назад и у меня пробежали мурашки по коже прямо как во время открытия Олимпиады.

Слушая высказываемые почести во время езды по трассе М25, некоторые слова, используемые для описания наследия Боуи, вызвали во мне отклик. Мадонна описала Дэвида Боуи как «уникального, гениального, меняющего правила игры». «Бесстрашный и креативный», – заявил Канье Уэст. Фаррелл Уильямс назвал его «настоящим новатором».

Эти слова всплыли в моей голове, когда я входил в зал для пресс-конференций на тренировочной базе «Арсенала». Я говорил с некоторыми моими коллегами, пока мы ждали прибытия Арсена. «Вам не кажется, что некоторые слова, сказанные о Боуи, относятся также и к Венгеру?» – спросил я у них. «Как и Боуи, Арсен изменил игру – свою игру», – отметил я. «Он был новатором, когда, впервые прибыв сюда, изменил меню старой четверки защитников «Арсенала», чтобы продлить их карьеры. Его футбол – креативный и привлекательный, даже если ты не являешься фанатом. Он бесстрашен, когда играет с «Барселоной» и пытается победить их, показывая свой футбол. Как и у Боуи, у него есть свое творческое видение, он делает так, как хочет, потому что верит в себя. Как и Боуи, его наиболее верные фанаты могут заявить, что «он гений». Никто в пресс-центре не спорил со мной.

Прошло много времени, прежде чем Арсен приехал. Как только мы успели обсудить травмы, трансферные новости и мысли о поездке в Ливерпуль в среду, я спросил Венгера (с одобрения пресс-атташе «Арсенала»), что он думает о кончине Дэвида Боуи.

Его ответ не мог быть более идеальным: «Я должен сказать, послание, которое он отправил моему поколению, было очень важным, потому что это было после Второй мировой войны и в целом было важно быть достаточно сильным, чтобы оставаться самим собой. Это было очень важное послание для моего поколения».

Арсен Венгер – единственный главный тренер, который может ответить на этот вопрос так хорошо. Вы можете представить любого другого главного тренера в премьер-лиге или в мире в целом, рассуждающего о философии, истории, поп-культуре, музыке, спорте – черт, даже жизни – подобным образом? Это было трогательно. Это заставило задуматься. Это было великолепно. Для меня – это вопрос года, а ведь прошло лишь 11 дней 2016-ого. Но почему так произошло?

Венгер вырос недалеко от Страсбурга, во Франции, родился через пять лет после освобождения города, после Второй мировой войны. Из-за непосредственной близости к немецкой границе, многие жители области были зачислены в войска немецкой армии. Многие пытались бежать, откосить, дезертировать, но не смогли из-за угрозы последствий, которые нависли над их семьями. Горожанам потребовалось значительное время, чтобы восстановить свою жизнь и двигаться дальше после разрушений войны, успокоиться и, как сказал Венгер, «быть самими собой».

В послевоенной Франции Арсен был 18-летним одержимым футболом юношей, который все еще ищет свой путь в жизни; в это же время, в 1967 году, у Дэвида Боуи  вышел первый альбом. Спустя два года Венгер подписал контракт с клубом «Мюциг», третьей командой области, где он вырос. Тем же летом Боуи выпустил культовый альбом «Space Oddity». Игроки не приезжали на матчи с огромными наушниками на своих головах – я сомневаюсь, что у них в раздевалках даже была музыка. Если и была, они, вероятно, слушали тот самый альбом Дэвида Боуи.

В это время стало понятно, что Венгер скорее станет тренером, чем игроком – он ездил  в Германию, чтобы смотреть матчи, и (если в его машине было радио) вы можете представить, как он открывает окна в автомобиле и включает песни Боуи на полную громкость. Венгер поступил в университет Страсбурга в 1971 году, где изучал экономику. В том же году был выпущен «Hunky Dory», альбом Боуи был так хорош, что «Time» включил его в «100 лучших альбомов всех времен».

У нас есть возможность сопоставить жизнь Венгера с карьерой Боуи, который записал 20-ый студийный альбом «Earthling» в то время, когда Венгер прибыл на «Хайбери». В 2003 выходит альбом «Reality», когда «Арсенал» начинает свой непобедимый сезон. Равно как инновационное мышление и уникальное творчество Боуи продолжало изменять музыку, так же и Венгер начал изменять футбол.

Арсен был первым, кто признал, что избегает сравнений везде, где это возможно, но я не побоюсь одного здесь. Однажды Боуи объяснил, почему отказался от рыцарского звания: «Это не то, над чем я работал всю свою жизнь». Перед прошлогодним финалом Кубка Англии Венгеру был задан вопрос, где он хранит свои медали, и его ответ был поразительно похож на высказывание Боуи. «Я не знаю. Я не коллекционер». Боуи делал это не ради денег или славы, но из-за любви к искусству. Так же, как и Венгер, чье искусство – футбол.

Если бы Дэвид Боуи гулял в костюме по южному Лондону в разгар эпохи рока, он бы игнорировал бандитов, которые нападали на него только по тому, что он был не такой как все. Если бы Арсен Венгер хотел задействовать мальчишку из академии вместо того, чтобы подписать новых дорогих игроков, он бы игнорировал журналистов (включая меня), которые доставали бы его, потому что он не такой как все.

«Будь достаточно сильным, чтобы оставаться самим собой», – именно это запомнит поколение Венгера, как сказал сам француз. И сейчас «профессор» передал это послание нам. Спасибо, Арсен Венгер. Спасибо, Дэвид Боуи.