6 мин.

Лишь день в истории «МЮ». Путешествие на «Олд Траффорд» с автобиографией Фергюсона в руках

«Люди частенько говорят мне: «Я ни разу не видел твою улыбку во время игр». На что я обычно отвечаю: «Я здесь, чтобы выигрывать матчи, а не улыбаться»

Сэр Алекс Фергюсон «Моя автобиография»

Райан Гиггз был мрачен. В его ресторане мы весело ковыряли лобстеров и задорно пилили стейки и почему то обсуждали проблемы угольной промышленности. А сам он, незаметно поднявшись на второй этаж, изучал нас с отстраненным интересом.

«Мы» – это полтора десятка российских журналистов, которым официальный перевозчик «Манчестер Юнайтед» компания «Аэрофлот» решила показать «Олд Траффорд» изнутри. Не только показать – на следующий день у нас должен был состояться самый настоящий матч на поле легендарной арены, у кромки которого сэр Алекс четверть века пережевывал свою жвачку. Но «Олд Траффорд» нас ждал только на следующий день. А сейчас перед нами стояла настоящая легенда «МЮ». Пусть и с чуть более длинной и седой щетиной на лице, чем это требовали приличия мишленовского ресторана.

  • <<Гиггз даже не уставшим, скорее измученным и грустным>>

Гиггз выглядел в этот вечер даже не уставшим, скорее измученным и грустным. Но только на следующее утро британские газеты сообщили, что именно в этот день у него была встреча с Луи ван Галом, после которой полузащитник окончательно объявил о завершении карьеры. Гиггз блестел эмблемой клуба на отвороте пиджака, терпеливо фотографировался с нами, тихо отвечал на ни к чему не обязывающие вопросы («только не по поводу сегодняшнего «МЮ», пожалуйста»), но, похоже, про себя отсчитывал минуты, после которых его уход не выглядел бы поспешным бегством.

Так перед встречей с одной легендой Манчестера мы неожиданно попрощались с другой.

«Во всем виноваты молодежные команды, многие из которых используют эту устаревшую тактику. Слишком многие играют в «бей-беги»... Чем компенсируется техника? Парни хороши физически. У них правильный подход к футболу, они играют засучив рукава. Но они не станут великими футболистами. С такой системой они никогда не возьмут Кубок мира»

Сэр Алекс Фергюсон «Моя автобиография»

Никто, похоже, не может выйти на поле «Олд Траффорд» в кирпичной футболке хозяев, не оказавшись перед этим в «Крепости Каррингтон» – тренировочном центре Траффорда. Здесь находится база «МЮ» и академия клуба. Крепостью ее назвали за неприступный забор, высотой под три метра, и полосу безопасности из высоченных деревьев. Ни один из разведчиков соперников, ни один журналист не должен даже подумать о том, что он способен взять эти барьеры. Добавьте колючую проволоку на нижних этажах мачт торчащих рядом высоковольтных линий, и запрет фотографировать все, что относится к основной команде, и вы поймете: сэр Алекс, который установил здешние порядки дюжину лет назад, должно быть, настоящий параноик.

  • <<Даже идя в душ, учащимся академии «МЮ» полагается контролировать мяч.>>

За те полтора часа подготовки к игре в нас постарались вбить главное: если вы приехали в «Крепость Каррингтон» в форме «МЮ», абсолютно все здесь вы должны делать с мячом. Любое упражнение, вплоть до растяжки. Возможно, даже идя в душ, учащимся академии полагается контролировать мяч и искать глазами того, кому сделать передачу из кабинки. За час нашей тренировки было минимум пустого бега – только финты, контроль мяча с поднятой головой, чтобы не пропустить момент передачи, и серии ударов по воротам.

Если так в академии «МЮ» проходит каждое занятие, старая английская школа в районе Каррингтона уже мертва и похоронена за самым дальним из его 14 полей.

«Он был в метрах четырех от меня. Между нами валялись чьи-то бутсы. Дэвид выругался. Я двинулся в его сторону и пнул бутсу. Она попала ему в лицо в нескольких сантиметрах от правого глаза... Мы использовали пластырь, но залечить рану уже не удалось»

Сэр Алекс Фергюсон «Моя автобиография»

Раздевалка «Юнайтед» на «Олд Траффорд» настолько мала, что это просто чудо, если бутса задела одного только Бекхэма, не поубивав рикошетом еще полкоманды. 40 кв метров, обшитые панелями темного дерева стены, простые скамейки, два крючка для одежды на каждого игрока и огромный телевизор, защищенный от гнева тренеров толстенным стеклом.

В соседней комнате три обычных ванны, после каждой игры их засыпают льдом. Рядом душевые, в которых может уместиться одновременно не больше шести человек и которые, похоже, реагируют только на английское «f…»: сколько бы вы ни упражнялись, сначала из них льется холодная вода.

А за стеной клубный фотограф «МЮ» проводил экскурсию: «Сюда заходит тренер, вон в том углу сидит Руни, а здесь, по стене слева от двери, места для голкиперов». Моя футболка висела над тем местом, где раньше сидел Неманья Видич.

  • <<Последним, кого видят игроки «МЮ» перед выходом на поле - Канчельскис>>

Три десятка шагов по коридору до тоннеля, из которого игроки выходят на поле. Слева портреты легенд «МЮ» с трофеями (последним из них нам улыбается 24-летний Андрей Канчельскис с кубком за победу в Премьер-лиге в руках). Еще пять минут ожидания в тоннеле, где команды выстраиваются, перед тем как появиться перед трибунами (как же он продувается зимой, и как же должны стучать железные ворота за спиной под напором ветра). И еще 60 метров до центра поля «Олд Траффорд», чтобы хлопнуть по плюшевой лапе красного чертенка (интересно, где объявляют конкурс на такую работу, как у парня, сидящего внутри маскота «МЮ»).

«Сейчас я могу наслаждаться играми, как это делал Бобби Чарльтон, уйдя на заслуженный отдых. После удачного матча его глаза горели, он радостно потирал руки. Чарльтон получал удовольствие от жизни. Об этом мечтаю и я»

Сэр Алекс Фергюсон «Моя автобиография»

Чтобы стать официальной легендой «Манчестер Юнайтед», недостаточно провести десяток классных сезонов за клуб. Кандидат должен пройти проверку временем, а потом специальная комиссия рассмотрит, насколько он достоин стать послом «МЮ». В этом весь «Манчестер» – клуб, в котором прописан каждый шаг при всех обстоятельствах. Контракт «Аэрофлота» с ЦСКА – это шесть обычных листов, такое же пятилетнее соглашение российской компании с «МЮ» уместилось только на 257 страницах.

  • <<Должность легенды «МЮ» официальная и оплачиваемая>>

Должность легенды «МЮ» официальная и оплачиваемая. Сейчас у «Юнайтед» шесть послов – Деннис Лоу, Брайан Робсон, Гари Невилл, Энди Коул, Петер Шмейхель и возглавляющий дипкорпус «Юнайтед» сэр Бобби Чарльтон. «Аэрофлот» хотел нам в тренеры Дэвида Бекхэма. Его в списке не оказалось и на поле нас выводил Шмейхель. Но подходить к воротам Олд Траффорд он отказался наотрез даже после матча:

– Парни, я завязал с этим делом десять лет назад и не хочу начинать это снова.

«Бывает, что поражение – лучшее из всех возможных лекарств. Нужно только уметь правильно реагировать. Есть великолепное высказывание: «Это лишь очередной день в истории «Манчестер Юнайтед»

Сэр Алекс Фергюсон «Моя автобиография»

Я уходил из раздевалки «Олд Траффорд» последним и теперь знаю, с какой силой надо пнуть бутсу, чтобы она улетела от дверей в дальний угол. Этот матч мы проиграли. Если бы существовало видео этой игры, я бы вряд ли собрался его просмотреть. Но когда на следующий вечер мы в баре далекого пригорода Лондона встречались с бывшим игроком «Спартака» и «Фулхэма» Андреем Штолцерсом, вместо того чтобы рассказывать, почему он так резко исчез из Тарасовки в декабре 2000-го, он четверть часа расспрашивал, каково сейчас там – в центральном круге «Олд Траффорд».

Да, возможно, мне в подарок досталось исполнение чужой мечты. Но я рад, что не отказался от нее.

 

  • Андрей Вдовин:Еженедельник <<Футбол>>.