7 мин.

«Он думал, что не выдержит в «Спартаке». Красно-белые – о Романцеве

Sovsport.ru поздравляет Олега Романцева с днем рождения и вспоминает вместе с другмим прославленными спартаковцами интересные истории про великого тренера.

Юрий Васильков, врач «Спартака» и сборной России

- Знаю Олега на протяжении уже трех десятков лет, - говорит Васильков. - Могу сказать, что это человек с высоким волевым барьером. Ему в жизни доставалось, как говорится на орехи. Мужественный человек. Не побоюсь этого слова: мой друг. Хочу пожелать ему также идти по этой непростой жизни. Я гарантирую, что он никогда ни перед кем ни сгибался и сгибаться не будет. И его мудрость в футбольном и житейском смысле должна быть очень ценна для молодых специалистов. Молодые тренера «Спартака» должны буквально просить его, чтобы он помогал им, советовал. Дай бог, ему здоровья и всего-всего, чего он хочет.

- Вы многое прошли вместе. Каково это - работать с Романцевым?

- Выигрываем - все хорошо, но когда начинаются шероховатости, то все должны отвечать за результат. А то получается, что проиграла команда и виноват только тренер. Эти трения очень закалили его. Во многих ситуациях беру пример с Олега, хоть я и старше, чем он.

Плюс он много читал. Очень советую молодым: больше читать, а не музыку слушать. Ценный опыт накапливается. Всегда замечал за ним, что он никуда не ходил в свободное время, а лежал с книгой. Поэтому он вырос в такого достойного человека и тренера.

- Без веселых моментов в такой длительной совместной работе никуда. Расскажете?

- Когда в команде серьезное напряжение накапливается, мы старались разрядить атмосферу. Один раз меня поставили на ворота во время двухсторонки между тренерами. Я вышел в форме Черчесова и в белой панаме. Все валились со смеху. Что-то поймал, что-то пропустил, но, в целом, достойно себя проявил. Спартаковцы до сих пор это помнят. Когда Стас Черчесов подарил свою форму, вспоминали с ним эту историю.

- А как Олег Иванович строил отношения с игроками? Известно, что он довольно жесткий тренер, но футболисты отзываются о нем очень тепло.

- Это тонкая психология. Лучше спросить об этом у него. Он выбирал методы воспитания игроков: порой закрывался от них, порой вызывал к себе на личные беседы. Это уже космос, высшая материя. И ни с кем не поругался за время работы в «Спартаке». Глобальных конфликтов не было.

- Расскажите историю, как вы поссорились с Олегом Романцевым, ушли в «Динамо», а через полгода за вами пришел и Олег Иванович.

- После чемпионата мира 2002 года у нас возникли небольшие разногласия. Мы видели прошедший турнир под разными углами. Я понял, что мне нужно на время уйти. Вот и отправился в «Динамо», а через полгода Олег тоже перебрался ко мне. Встретились, пожали друг другу руки. И я отлично понял, что у нас полное взаимопонимание. Это дорогого стоит. Какие только клинья не вставляли между нами, но мы нашу дружбу сохранили. Еще раз поздравляю этого великого человека.

Валерий Кечинов, полузащитник «Спартака» и сборной России

- Здоровья, футбольного и жизненного долголетия Олегу Ивановичу. Он, кстати, до сих пор выходит играть за ветеранскую команду «Спартака». И, конечно же, желаю, чтобы красно-белые, наконец, порадовали его первым местом.

- Как вы попали в «Спартак» к Романцеву?

- Олег Иванович разглядел меня в играх за юношескую сборную СССР под руководством Виктора Папаева. Он специально сам приехал ко мне на сборы. Мы поговорили. Он спросил: хочу ли я попробовать себя в «Спартаке». Конечно, я хотел. Кто же не хочет? Но на некоторое время у нас прекратился контакт. Только через три-четыре года мне все-таки удалось попасть в «Спартак».

- Чем хорош Романцев как тренер?

- Романцев умел сочетать в команде легкую атмосферу с максимальной выкладкой на тренировках. Никаких послаблений или халтуры у Олега Ивановича быть не может. Бывало, он останавливал тренировку, когда видел, что кто-то не в полную силу работает, и заставлял всю команду бегать вокруг поля без мяча. Через 10-15 минут раздавался свисток, и Олег Иванович спрашивал: «Ну что? Еще побегаем или будем с мячами работать?». Естественно, после этого уже все начинали стараться. Романцев великолепный психолог. Он сам играл, был капитаном в «Спартаке» и сборной СССР, поэтому хорошо понимал футболистов.

Еще у Олега Ивановича была такая особенность, что он даже после удачных матчей немного критиковал футболистов. Чтобы те не теряли голову. Поэтому у нас в команде звездными болезнями никто не страдал.

- Расскажите свою личную историю о Романцеве.

- Он всегда помогал игрокам. Был у меня тяжелый момент, когда я порвал кресты. На восемь месяцев остаться без футбола – это тяжело. Но подошел Олег Иванович: «Ну а что, Валер? У всех своя судьба. Раз так сложилось, то не надо переживать. Мы тебя ждем, верим. Спокойно делай операцию. Будем рады с тобой работать». Конечно, это очень помогло тогда.

Вагиз Хидиятуллин, защитник «Спартак» и сборной СССР

- Каким был игроком Олег Романцев?

- Техничный, с характером. Несмотря на травмы, он всегда выкладывался до конца на тренировках и в матчах. В том числе и поэтому мы выбрали его капитаном. Были защитники и пожестче, но он играл в другой футбол. В тот, который команде прививал Бесков.

Олег всегда терпел до конца. У него, мне кажется, были какие-то проблемы с почками, но он не подавал виду. Очень ответственный был. Когда он первый раз приехал в «Спартак» в 1976 году, то сказал, что не выдержит. Наверное, из-за вот этих проблем с почками. Взял и уехал. Это из «Спартака»! Многие мечтали попасть в эту команду, а он взял и уехал. За ним тогда начальник команды Варламов поехал и сказал Романцеву: «Ты дурака-то не валяй». Олег боялся, что здоровье ему не позволит играть, а халтурить он не мог. В итоге он у нас капитаном стал и лидером. Бесков с ним советовался.

В «Спартаке» тогда было много молодых футболистов, которые жили на базе в Тарасовке. Человек 15-20 жили одной семьей. Москвичи потренировались и уехали, а мы оставались. У Ярцева и Шавло дети жили на базе вместе с нами. И Романцев стал нашим лидером.

Александр Мостовой, полузащитник «Спартака» и сборной России

- Помните первую встречу с Романцевым?

- Конечно, такое не забывается. Когда я еще школьником был, мне позвонили и сказали, чтобы я ехал тренироваться с командой мастеров «Красная Пресня». На дворе стояла зима: ноябрь или декабрь. Я за час до тренировки приехал. Так хотелось поскорее выйти на поле. Конечно, начал замерзать. Потом вижу, что идут люди – футболисты «Красной Пресни».

 Уже после тренировки ко мне подошел Олег Иванович и спросил: как настроение? У меня от волнения только одно на ум приходило: «Да, да, все хорошо».

- Есть смешные истории, связанные с Олегом Ивановичем?

- Команда «Красной Пресни» жила в серебряном бору. Там была такая площадка для мини-футбола, «коробка». Играли три на три. Молодые против тренеров. Я, Васька КульковДима Градиленко против Олега Ивановича и еще двух старших ребят. Так получалось, что мы всегда их обыгрывали. Романцев злился. И вот если мы вели в счете, то матч мог продолжаться до бесконечности. Люди уже идут на обед мимо поля, а мы все играли. Мы тоже не хотели уступать, но приходилось пропускать, потому что иначе не получилось бы пообедать.

Моментов забавных много было. Вспоминается машина Олега Ивановича. У него был, по-моему, красный «Жигули». И мне казалось, что это какая-то волшебная машина. В том плане, что тогда автомобилей-то не много было, а у него такая, да еще и красного цвета.

Источник