15 мин.

Как ПСЖ провёл капитана и отпраздновал чемпионство

Брюссельская капуста.

Лист третий.

 Лист первый. Как попасть в Брюссель и найти оттуда выход

 Лист второй. Как попасть в Париж и сбежать от попрошаек

билет

На футбол я отправился, оставив практически всё, что только можно было. Взял с собой только черешню, которую сгрыз, пока ехал в метро. Парижское метро – это может быть очень даже весело.

Вот, например, мужчина, похожий на Феликса Магата, притащил в метро целую аудиосистему и пел, собирая за это монетки и купюры в шляпу. Пел хорошо и хорошие песни – потому и собирал.

 

Где-то на полпути начали появляться люди в символике ПСЖ. Задача найти стадион заметно упростилась. Я принялся следовать легендарному плану «иди за этими ребятами в символике».

Так что я вышел из метро и отправился за толпой. По пути встретил перекупщика с билетом. Ну-ка, ну-ка! Днём я не отправился в кассы, потому что китаец сказал, что все билеты были распроданы. Что ж, самое время попытать счастья у перекупов.

- Сколько?

- 120 евро.

- А подешевле есть?

- А сколько готов отдать? – спросил перекупщик. Интересная постановка вопроса.

- Ну, 60, - наугад ответил я. Авось поторгуется ещё.

- Не, - покачал головой француз.

Ладно, небось, не последний перекупщик около стадиона. Я отправился бродить дальше. Разумеется, скоро нашёл ещё одного. Этот предложил билет уже за 70. Так-так, это лучше, чем 120.

В руках у продавца был распечатанный на листе А4 электронный билет, купленный на psg.fr. Перед отъездом я заходил на сайт и приглядел там билеты за 25-50 евро, но покупать не стал. Знаете, почему? Потому что я идиот. И потому что я хотел сохранить на память красивый картонный билет, а не распечатанный в Беларуси электронный.

- А нормального билета у вас нет?

- А этот чем тебе ненормальный? – удивился перекупщик.

Честно говоря, он ненормальный тем, что электронный. Ничто не мешает перекупу распечатать сто таких билетов и продавать наивным туристам вроде меня. Пройти с этим билетом сможет только один. Как горец.

- Если что не так, я буду вот на этом месте, - заверил меня перекупщик. Почему я такой доверчивый? Наверное, потому, что этот продавец был белым. Белые в Париже меня ещё не обманывали.

- Ладно, давайте, - до матча оставалось уже мало времени, так что я согласился.

Так я дошёл до нужного мне турникета.

охрана

- Ваш паспорт, - сказал на входе охранник в синей куртке. – Или какой-нибудь другой документ.

Я протянул ISIC.

- Это не вы, - сказал негр-охранник.

- Что, так не похож? – попробовал отшутиться я.

- Это билет на имя Збигнева Красовецкого. У вас в документе указано другое имя. Я не могу вас пропустить.

- Почему?

- Потому что в билете не ваше имя!

Да, на листе А4 действительно было написано имя какого-то поляка. Но перекупщик заверил меня, что это ерунда и проблем не будет. Да я и сам знал, что это ерунда.

Охранник подозвал другого охранника. Тоже негра (не расизм).

- Он не говорит по-французски, - напутствовал он коллегу и ушёл. Напутствовал на французском, но такие фразы я понимаю. Поэтому подсознательно напрягся.

- В чём проблема?

- Я купил билет, но меня не пускают.

- Покажите билет. Это ваше имя?

- Нет.

- Ну, вот. Я не могу вас пропустить.

Вся моя уверенность окончательно куда-то ушла и я просто рухнул без сил на ограждение. Какой-то грёбаный кошмар. Отдал 70 евро за право неудачно прикинуться поляком!

Охранник помолчал минутку, а потом тихо добавил:

- Ладно, я могу пропустить вас.

Не особо доверяя своим ушам, я поднял взгляд. Серьёзно?

- За 20 евро.

Аж ты ж хитрая ты ж*па! В этот момент я начал понимать, что происходит. Ничего не скажешь, красивый был спектакль. Только иди-ка ты, грёбаный негр (а вот это уже расизм), в большую чёрную дыру!

Я широко улыбнулся и громко сказал:

- Пошёл в задницу!

Охранник тоже радостно улыбнулся. Очевидно, он решил, что я согласился. Вот только после своих слов я развернулся и ушёл, преисполненный священной яростью. Где этот перекупщик?! Он с ним в доле?! Всю душу из него вытрясу!

Я вернулся к тому самому месту, но перекупщика там предсказуемо не оказалось. Только символикой торговали.

20

Ладно, чего зря на человека наговаривать – просто он стоял через дорогу.

- И снова здравствуйте, - я начал с ним диалог по-русски. Убью! – Меня не пускают на стадион.

- Почему? – удивился француз. Надо же, как искренне!

- Потому что на билете не моё имя. Кстати, там действительно не моё имя.

- Странно, - пробормотал мужчина. – Так, подойди к нему, - он указал на негра, который тоже продавал билеты метрах в 10 от нас.

Я подошёл и в очередной раз поведал свою историю.

- Не, этого не может быть. Иди снова к стадиону.

Ага, щаз!

- Ты пойдёшь со мной, - с нажимом произнёс я.

- Что? Нет, я никуда не пойду. Пойдём через 20 минут или позже. Мне ещё билеты нужно продать.

Через 20 минут Кавани оформит хет-трик, пока этот негр будет телиться. Нет уж.

- Тогда меняй мне билет, - сказал я, увидев у него «нормальные» билеты.

- Он 120 евро стоит.

- Считай это компенсацией, - хмыкнул я. – Или возвращай деньги.

Негр разразился очевидно матерной французской тирадой, а потом подозвал белого перекупщика, того самого. Он что-то говорил белому и кивал на меня.

- Верните мне деньги или поменяйте билет, - повторил я, настраиваясь на долгий диалог.

К моему удивлению, он сразу же достал 70 евро.

- Извините, - сказал перекупщик. – Вас должны были пропустить, но охранники решили вас обмануть.

- Всего хорошего, - искренне я попрощался с этим белым человеком. Надо же!

А знаете, почему я периодически уточнял цвет кожи того или иного человека? Потому что обмануть меня пытались только негры (это не расизм, но...).

До матча оставалось 10 минут. Преисполненный искренней злости, я отправился к справочной, чтобы узнать, где находятся кассы. А вдруг кто-то сдал билет?

Парк

Девушка в справочной рассказала мне, что билеты ещё есть, и объяснила, как добраться к кассам. Чёрт возьми, почему я поверил китайцу на слово?

С горем пополам я добрался до касс, предварительно отстояв в небольшой очереди за ограждением. Люди искусственно собирались снаружи здания, чтобы в самом помещении не создавать толпы.

Один из охранников, который в ответ на мои «же сюи зэтранже», сразу сказал:

- Русский что ли?

- Белорус, - машинально поправил я. Ой, он же по-русски говорит!

- Ну, я и вижу, что не француз. Там не осталось дешёвых билетов. Поброди вокруг стадиона, может, найдёшь что дешевле.

- Побродил уже, - буркнул я и охранник сразу всё понял.

- Ладно, проходи.

А в кассе я купил билет на центральный сектор за 85 евро. Дешевле просто не было. Было обидно отступать от цели. Я потратил кучу нервов и времени, чтобы попасть на футбол – и сейчас меня отпугнёт ценник? Ну уж нет. С лёгкой ехидцей я про себя отметил, что это всё равно дешевле, чем если бы я купил билет за 70 евро и отдал ещё 20 евро за вход.

Честно говоря, я не пожалел о купленном билете. Эмоции во время матча и это приятное чувство победы над перекупщиком того стоили. Серьёзно. 

***

На трибуну я попал на 8-й минуте матча. К турникетам я буквально бежал (касса была аккурат на противоположной стороне от моего сектора, а в «чужие» сектора охрана не пускала), но ничего важного я, как и «Реймс», не пропустил. На бегу разглядывал изображения Ибрагимовича и Бэкхема. Они тут чуть ли не на каждом шагу. Ладно Ибра, но Бэкхем?!

Бэкс

Первым делом я принялся разглядывать обстановку вокруг. Очевидно, до матча был красочный перфоманс с красными и фиолетовыми листами. Сейчас эти ненужные листы превращали в самолётики и пускали с трибун. Некоторые долетали даже до Сиригу!

Парочка невоспитанных негров, сидевшая на ряд ниже, самолётиками не заморачивалась и просто комкала их, сбрасывая на нижние сектора. Эх ты, культура.

Помимо перфоманса, ПСЖ подготовил к чемпионскому матчу и поле. Газон был аккуратно пострижен, причём отчётливо выделялись звёзды и цифра 5. Потому что это было пятое чемпионство ПСЖ.

5

Вообще, сугубо технически матч, конечно же, не чемпионский – ПСЖ стал чемпионом раньше. Но это был последний матч чемпионата Франции сезона 2014/15 и именно после этого матча планировалось грандиозное празднование и вручение кубка. Разумеется, Лоран Блан и его подопечные изо всех сил стремились подарить зрителям красивую игру.

Им это удалось. Ещё до перерыва отличились Эдинсон Кавани и Адриан Рабьо. Последнего трибуны очень любят и имя его скандировали очень долго. Может, именно эта любовь трибун и стала причиной, по которой Рабьо не ушёл после того сезона из ПСЖ, хотя понимал, что практики у него будет немного.

Кого ещё в Париже очень любят, так это Верратти. Публика оценивала аплодисментами едва ли не каждое удачное действие молодого итальянца. Больше зрительский симпатий доставалось только Камара и Златану во время церемонии вручения наград – а это, как вы понимаете, Уровень. Выше Златана только боги. Ну а Камара – многолетний капитан ПСЖ, единственный игрок из состава ПСЖ, сохранившийся с дошейховских времён. Полагаю, что Верратти очень долго будет раздумывать над предложением от Мадрида – а нужно ли оно ему?

Фанаты за воротами (каждыми) не умолкали ни на минуту и регулярно устраивали перекличку. Болельщиков из Реймса лично я не слышал, но они точно были. Конечно же, фанаты ПСЖ прошлись по "Марселю", уточнили, что самый лучший клуб мира - ПСЖ, и пропели несколько раз в честь завершающего карьеру Зумана Камара. 

Публика на центральных секторах была не такой активной. Темнокожие парни на ряд ниже меня, как я уже говорил, кидались бумажками (им, кажется, вообще футбол был неинтересен), женщина по соседству со мной, кажется, была такой же туристкой как и я - фотографировала всё вокруг, включая себя. Высокий ценник на этот сектор стал причиной того, что сам сектор практически всё время молчал. Пели трибуны напротив и за воротами, а мой сектор - ни-ни.

Но во время опасных моментов с мест вскакивали абсолютно все: и стар, и млад, и бел, и небел. Гол же превращался в оглушительное wow-шоу с файерами, перекличкой фанатов и, конечно же, скандированием имени автора гола.

Оказывается, Кавани здесь тоже довольно-таки любят. 

В перерыве я вышел подышать свежим воздухом. С балкончика Парк де Пренс открывается отличный вид на свеженький «Стад Жан Буэн» – регбийный 20-тысячник, открытый пару лет назад.

Красивый стадион. Внешне он мне понравился куда больше, чем  «Стад де Франс» и «Парк де Пренс».

 

регби
стадион

А ещё в перерыве раздавали фиолетовые и красные флажки ПСЖ. Некоторые хватали по пять-десять штук, но я очень скромный мальчик, поэтому довольствовался только одним. Вот и славненько, у меня появилась символика ПСЖ. Покупать шарф за 20-25 евро было сложно из-за поступательных движений жабы в области диафрагмы. Насколько я знаю, флажки регулярно раздают на матчах ПСЖ. Коллекционерам на заметку.

Раздавались флажки со строго определённой целью: ими необходимо было махать весь матч. Что и делали с удовольствием центральные трибуны. Фан-сектору было не до того, им и без флажков было весело. 

Да, в центре в основном царило затишье, но уж ребята за воротами на самом деле отрывались от души. Как я уже писал, они постоянно устраивали переклички, прыгали, размахивали шарфами и всячески выражали своё удовольствие от матча. 

Ближе к концу матча Лоран Блан заменил Зумана Камара, дав ему попрощаться с родным стадионом. 

Камара

 Трибуны «Парк де Пренс» очень тепло проводили капитана, попрощавшись с ним громогласным скандированием и не менее громогласными аплодисментами. Встали абсолютно все. Даже парни, которым футбол был по барабану, поднялись со своих мест и молча проводили Камара, завершавшего карьеру. Думал ли я в далёком 2011 году, что когда-нибудь увижу прощальный матч этого защитника, с такой лёгкостью нейтрализовавшего Родионова?

В самом конце матча трибуны вновь взревели, потому что Кавани сделал счёт 3:1. И пусть «Реймс» в самой концовочке отставание сократил (3:2), помешать празднику уже ничто не могло.

Сразу после свистка запустили конфетти, а игроки принялись обниматься друг с другом, предвкушая грядущее празднование. Заодно многие аплодировали трибунам – заслужили, что уж там. Добрых полчаса игроки бродили по полю, фотографировались, обнимались, играли с детьми и делали селфи на фоне фанатов. 

конфетти

На поле вынесли трибуну и начали подтягивать какие-то непонятные устройства, которые впоследствии оказались ракетницами. Позже я понял, что мужчины, смело лазившие по крыше стадиона, тоже устанавливали фейерверки.

Чтобы зрители не скучали, экран на стадионе постоянно что-то демонстрировал. Частенько на видео мелькали болельщики, но один кадр был великолепен и заслуживал того, чтобы его постоянно повторяли. Дело в том, что над стадионом висел вертолёт.

Стадион и Эйфелева

Самые внимательные заметят не только стадион, но и Эйфелеву башню в правом верхнем углу. 

Развлекали зрителей не только демонстрацией самого стадиона. В какой-то момент включили ролики на тему ПСЖ. Один из них был стилизован под «Игру Престолов» - с очень похожей заставкой и под знаменитый саундтрек. Публика эмоционально реагировала на знакомые эпизоды, а голы в ворота «Марселя», показанные в ролике, отмечала, кажется, с тем же восторгом, что и во время того самого матча.

фонари

А когда подготовка была завершена, на стадионе выключили свет. Зрители начали зажигать фонарики, создавая эффект ночного неба. Подключились и лазеры.  Но это был только разогрев.

А потом грянули фейерверки. Это нельзя описать. Как можно описать вкус неба или цвет первозданной радости? Как можно описать счастье в чистом виде, царившее на стадионе? Это нельзя описать. Это нужно смотреть. Даже несмотря на то, что видео длится долгих 4 минуты. Серьёзно, это надо смотреть.

 

Что и говорить, французы умеют праздновать с размахом.

Салют был самой «вкусной» частью празднования, на мой взгляд. Но это ещё не конец. Снова погас свет и первым во тьме вышел президент и владелец ПСЖ – Нассер аль-Хелаифи. Вышел он под гром аплодисментов. Неудивительно, ведь он привёл в парижский клуб большие деньги, крутых игроков, Карло Анчелотти и сделал ПСЖ безальтернативным гегемоном. 

трибуна

А уж за ним стали появляться другие игроки – в разном порядке, чтобы зрители ухали от восторга не только в начале. Хотя максимум восторга вызвал, конечно же, Златан Ибрагимович. У меня был только один вопрос: как они все уместились на этой маленькой трибунке?!

Когда на трибуне собралась вся команда, президент Французской федерации футбола вручил команде чемпионский кубок. Мгновение... абсолютная тишина на стадионе... Зумана Камара поднимает кубок... и невероятной мощности победный рёв всего «Парк де Пренс»!

Я не могу сказать, что в Париже обожают футбол и живут футболом. В конце концов, Париж слишком большой город с огромнейшим количеством соблазнов, чтобы боготворить один только футбол. Но островок любви к футболу здесь точно есть. И он находится на «Парк де Пренс».

счёт

 

P.S. На стадионе я снял куда больше видео, чем добавил в этот текст. Поэтому если вам интересно посмотреть и на другую реакцию публики - - милости прошу по ссылке на мой канал на YouTube. Подписываться и ставить лайки не прошу, я не видеоблогер и создавать шоу не планирую :)

Лист четвёртый. Собор Парижской Богоматери, Виктор Гюго и «Ролан Гаррос» под Эйфелевой башней