5 мин.

Почему АПЛ так привлекает американских инвесторов

Все прелести нового телевизионного контракта, о которых вы, возможно, не знали.

После того как в феврале английская премьер-лига подписала новый беспрецедентный трехлетний контракт с компаниями Sky Sports и BT Sports на сумму более 5 миллиардов фунтов (7,8 млрд долларов; и это только в пределах Великобритании), клубы АПЛ все больше напоминают горячие пирожки. Расхватать оставшиеся спешат до лета 2016 года, когда вступит в силу соглашение, которое на целый 71% лучше предыдущего и обещает даже аутсайдерам огромную выгоду. Условные «Норвич» с «Ньюкаслом», если повезет не вылететь в этом сезоне, смогут получить прибыль в районе 120-150 миллионов фунтов – сейчас, согласно подсчетам The Financial Times, именно столько стоит клуб АПЛ, не входящий в Топ-4. Получается, что в перспективе траты можно будет компенсировать всего за один сезон, а если даже и придется соскользнуть в чемпионшип, то продержаться на плаву помогут так называемые парашютные выплаты.

а

В начале декабря 13% акций City Football Group, которая управляет в том числе и «Манчестер Сити», купил китайский холдинг. Однако большинство других новых инвесторов имеет американские корни. В ноябре российский владелец «Борнмута» Максим Демин продал 25% акций клуба американской инвестиционной компании Peak 6 Investments, базирующейся в Чикаго и владеющей клубом НХЛ «Миннесота Уайлд». Перед Рождеством владелец баскетбольной «Филадельфии» Дэвид Блицер и хозяин хоккейного клуба «Нью-Джерси» Джош Харрис выкупили 36% акций «Кристал Пэлас» (выбор осознанный: лондонцы за прошлый год показали сумасшедший рост доходов – 523%). 

а

Ожидается, что в ближайшее время еще одни американцы, ранее, кстати, приценивавшиеся к «Суонси», купят за 200 миллионов фунтов «Эвертон»

Один из сдерживающих факторов для потенциальных хозяев («Эвертон» может стать уже восьмым клубом АПЛ, в совет директоров которого входят инвесторы из США) – существенное отличие от североамериканских лиг. В Европе периодически кто-то понижается в классе. Поэтому как бы ни был красив пример семьи Глэйзер, вложившей 10 лет назад в покупку «Манчестер Юнайтед» всего 272 миллиона фунтов собственных средств (сейчас, по оценкам Forbes, бренд «МЮ» оценивается в 3,1 млрд долларов), это не повод забывать о менее удачном союзе «Фулхэма» и Шахида Хана. Пока миллиардер планирует избавиться от «Фулхэма», рассматривая вариант покупки «Тоттенхэма», его соотечественники тщательно просчитывают риски. 

Как не трудно заметить, новые хозяева совершено не гонятся за полным контролем – их устраивают и миноритарные пакеты владения. «Премьер-лига предлагает практически идеальные условия для инвесторов, – просит не беспокоиться исполнительный директор АПЛ Ричард Скадэмор. – Поэтому даже частичные вложения могут принести хорошую прибыль».

Скадэмор не лукавит: английская Топ-20 показывает очень завидную динамику даже без шикарного нового телевизионного контракта. Так, по информации Deloitte, в прошлом году клубы АПЛ впервые за 15 лет получили общую прибыль до вычета налогов в размере 190 миллионов фунтов. Кроме того, удалось опустить планку расходов на зарплаты – сегодня клубы тратят на них в среднем 58% от того, что зарабатывают (по итогам сезона-2012/13 этот показатель был рекордным и составлял 71%).

Как клубы чемпионшипа сходят с ума в погоне за мечтой

Что же привлекает в АПЛ именно инвесторов из Штатов? Прежде всего это существенный рост популярности премьер-лиги у американских телезрителей – по оценкам телевизионной сети NBC, в сезоне-2014/15 рейтинг вырос на целых 114% в сравнении с предыдущим годом. А The New York Times недавно констатировала, что, несмотря на показ матчей АПЛ в Америке рано утром, английский футбол в прошлом сезоне посмотрело в США больше зрителей, чем матчи НХЛ (в среднем 414 тысяч футбольной против 342 тысяч хоккейной аудитории).   

Также в данном контексте важно учитывать, что АПЛ планирует получить не только 5 миллиардов фунтов от ТВ внутри Великобритании, а еще более трех миллиардов – от продажи прав за границу, где США являются одним из главных потребителей. Почувствуйте разницу, сколько выкладывают телекомпании в Европе и остальном мире за один сезон (цикл 2013-16; звездочкой помечены предложения на 2016-19 годы).

а
а

Продажа телевизионных прав на показ матчей АПЛ за границу в самом разгаре, но американцы уже все подписали – и не на три года, а сразу на шесть. За право показывать английский футбол до 2022 года NBC будет платить каждый сезон 110 миллионов фунтов (период 2013-2016 обошелся в два раза дешевле). Конечно, невозможно не обратить внимание на практически идентичную американской популярность АПЛ в скандинавских странах.

  

а

В глобальном значении новый телевизионный контракт позволил АПЛ войти в топ мировых спортивных лиг. На графике The Financial Times показано, сколько (в долларах) принесет за один сезон новое соглашение и на сколько (в процентах) оно лучше предыдущего. Цифры приведены без учета продажи прав за границу.  

а

«Пять лет назад считалось, что стоимость телевизионных контрактов для ведущих лиг достигла своего пика. Многие даже называли это мыльным пузырем, который скоро лопнет, – рассуждает ведущий аналитик Deloitte Остин Холихэн. – Но что мы видим? С тех пор стоимость спортивных событий топ-уровня возросла на треть, до 28 миллиардов долларов! И пока что нет никаких предпосылок, чтобы тенденция прервалась. Столь большой спрос отражает фундаментальные сдвиги в телевизионной индустрии. Зрители хотят смотреть только то, что им нужно, желательно без рекламы. Разумеется, в таких условиях ценность прямых трансляций резко возрастает, а потребители готовы платить больше».

Приподготовке использованы материалы The Financial Times, The Guardian, Daily Mail, Deloitte, The New York Times и других СМИ

Топовое фото: Gettyimages.ru/Alex Livesey