Ребров: «Я никогда не переживал из-за слухов»
На каком бы месте ни шел «Спартак», разговоров и слухов о нем не становится меньше. Еженедельник «Футбол» дождался отпуска, чтобы задать капитану команды Артему Реброву все накопившиеся за первую часть сезона вопросы. И узнал, как в «Спартаке» реагировали на слухи об изменении состава, какие нагрузки были у разных тренеров и кто покупает одежду у Де Зеува.
КУДА ИДУТ ШТРАФЫ В «СПАРТАКЕ»
— После матча с «Крыльями» вы улетели в Париж, но через два дня вернулись. Обычно футболистов во время отпуска в Москве не застать.
— Вдвоем с женой пробежались по достопримечательностям, сходили в магазины, погуляли. Сейчас уже вместе с детьми поедем в Таиланд на 18 дней.
— Самое популярное направление по-прежнему Эмираты?
— Да, летали туда последние пять лет и постоянно встречали знакомых игроков. Наверное, все из-за близкого перелета. Плюс там не так жарко зимой — максимум 25-30 градусов, отличные условия для детей.
— План подготовки из клуба на отпуск получили?
— Так происходит каждый год со времен «Сатурна». Он всегда немного отличается, но это связано с временными отрезками. Один тренер давал план, по которому работу нужно было начинать через две недели, если считать от первого дня отпуска. Сейчас программа стартует с 3 января, то есть на отдых остается больше времени. В основном в плане заложена беговая и тренажерная работа, ничего нового не придумаешь. Правда, вратари, в отличие от полевых игороков, почти не бегают. Крутят велосипед.
— Работаете по пульсометру?
— Вратарям их никогда не выдавали, у нас свои тренировки. Я даже не знаю, как этими приборами пользоваться.
— Был случай, когда один игрок надел пульсометр на собаку.
— Да, что-то слышал. И, по-моему, его даже оштрафовали, потому что показания были явно не человеческие. У собаки ведь сердце быстрее бьется.
— Если вратарь приедет из отпуска с лишним весом, его оштрафуют?
— Оштрафуют любого. Просто есть рамки, в которые можно уложиться. Но на весе я никогда не попадался.
— Кто платил самый большой штраф в команде?
— Серьезных вроде не было — тренировки никто не пропускал. Кстати, у меня, как у капитана, есть специальная бумага о премировании и штрафах. Если ребята подходят и спрашивают что-то о премии или наказании, я должен ответить.
— То есть вы «заведуете кассой»?
— Обычно деньги собирает Митрюшкин и потом приносит мне. А я уже распределяю на разные цели. В этом году, например, была история с Отто Фишером. У него украли деньги, команда скинулась из своих и общих. Периодически уборщицам на базе помогаем, поздравляем их с праздниками. Если кто-то обратился по поводу несчастья — тоже поможем. Был случай, что на Новый год подарки покупали для детского дома.
В прошлом сезоне исполнилось 60 лет тренеру по реабилитации Геннадию Беленькому. Он работал в команде еще при Бескове и Романцеве, потом уехал в Италию, вернулся и опять уходил. Мы скинулись с ребятами и купили ему хорошие часы. Еще беседку как-то на базе построили.
КАК ПОГОВОРИТЬ С ФЕДУНОМ
— Команда как-то отметила окончание года?
— После «Крыльев» состоялся небольшой фуршет, руководство собрало нас на стадионе. К нам обратились Леонид Арнольдович (Федун. – Ред.) и Дмитрий Анатольевич (Аленичев. – Ред.). И еще по паре слов сказали несколько игроков. Посидели час-полтора, подвели итоги, пожали руки и разошлись.
— На фуршете Аленичев был уверен в своем будущем?
— Он высказался по первой части сезона, пожелал всем хорошо отдохнуть и с новыми силами прийти после отпуска. Было видно, что со стороны руководства у него есть полная поддержка, никакой неопределенности не чувствовалось. Сказали, что возможны новые покупки, но это все и так знают. О глобальных изменениях никто не говорил.
— Широков с командой попрощался?
— Пока у него действующий контракт, так что прощаться рано.
— В команде как-то обсуждались слухи, что, если Аленичев не выиграет три последних матча, его уволят?
— Про тренера не говорили. Когда начались разговоры по поводу игроков, мы понимали, что до конца года все равно играть этой командой. Поэтому было небольшое собрание, на котором договорились отбросить все негативные мысли и просто доиграть первый этап, честно сделав свое дело.
— Леонид Федун часто приезжает на базу?
— Видим его перед началом сезона, в середине тоже может приехать пожелать удачи. У него своих дел хватает, поэтому для общения с командой есть специальные люди. Но если возникает необходимость, мы всегда можем обратиться к Леониду Арнольдовичу.
— Напрямую?
— Естественно, я не буду ему звонить, свяжусь через генерального директора. Но пока таких моментов не было.
— Когда Родионов объявил, что зимой команду покинет несколько человек, пытались узнать, кто именно? Иногда можно было услышать вашу фамилию.
— Там про всех говорили. Мне на глаза попадались 10 разных списков. Только зачем что-то узнавать? Если это должно произойти, значит, произойдет. Я считаю, что мое дело - играть, а руководство пусть занимается трансферами. Когда мне скажут, что случилась такая вот ситуация, то обсудим. А если ко мне нет вопросов, зачем тратить нервы?
— То есть из-за слухов по поводу Юрченко и Крицюка не переживаете?
— Я никогда не переживал. Даже два года назад, когда говорили про Чеха и Малафеева Ну, приедут они, будет конкуренция. Это нормально.
— После «Крыльев» Глушаков выложил в инстаграм фото с вами и Комбаровыми и подписал: «ОПГ «Ромашка» благодарит всех за первую часть чемпионата». Разве вы входите в эту «ОПГ»?
— Если я есть на фотографии и в различных списках этой «Ромашки», значит, вхожу. Естественно, это вызывает только смех. Болельщики - молодцы, что придумали такое. Забавно читать, как мы сливаем тренеров. Только как вот футболисты могут кого-то слить? В первую очередь они сливали бы себя, а люди над этим не задумываются. На самом деле это абсурд, и я даже не знаю, откуда идет. Может, потому что мы хорошо общаемся?
— Казалось, сейчас в «ОПГ» записывают только Глушакова и Комбаровых.
— В свое время туда и Дзюбу отправляли. Сам я с братьями и Глушаковым знаком больше десяти лет. Кстати, хорошо общаюсь также с Паршивлюком, Гранатом и Макеевым. С Дзюбой были и остались отличные отношения. Тогда получается, что все входят в «ОПГ»? Даже иностранцы? Потому что мы дружим с Боккетти, Поповым, Промесом. В общем, в итоге мы одна команда — «Спартак-Ромашка».
КТО В КОМАНДЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА ЮМОР
— В интернете появились подборки моментов, которые запорол Зе Луиш. На тренировках у него с реализацией лучше?
— Опять история, как с «Ромашкой». Как со всей истерией вокруг команды. Много раз уже говорил, что тяжело парню. Приехал в новую страну, до этого долго не тренировался. Говорили, что до «Спартака» он три недели был в отпуске. Потом вышел с «Уфой», забил, все начали говорить, что красавец. Но получил травму. Восстановился, играет волнообразно. Хотя с «Краснодаром» и «Рубином» было много моментов, которые он сам создавал. Только, вместо того чтобы поддержать его, пошел негатив. Да, Зе Луиш не забивает, но уже хорошо, что он создает опасность.
— С партнерами он нормально общается?
— Да, у нас же есть говорящий на португальском Ромуло. Есть физиотерапевт. На английском с Луишем можно словами перекинуться. Я часто подхожу, спрашиваю: «Все нормально? Если какие-то проблемы, то обращайся». Он недовольства не выражал.
— Футболисты из 90-х любят рассказывать про посиделки с семьями. Сейчас такое практикуется?
— Наверное, не так часто, как хотелось бы. Я общаюсь со многими ребятами, которые играют в регионах, сам выступал в провинции. И хочу сказать, что там с этим намного проще. В Москве из-за пробок, постоянных дел и огромного города часто встречаться тяжело. Но мы все равно делаем это минимум раз в месяц. Ходим в баню, ресторан, театр. Или в беседке встречаемся.
— Кто самый веселый в «Спартаке»?
— Судя по инстаграму, Глушаков. Он просто разрывает интернет. Квинси — позитивный парень. Сейчас еще Гранат за шутки отвечает.
— Например?
— Зе Луиш утащил тапочки у Паршивлюка. Их случайно нашли у него в комнате. Сергей спрашивает: «Зачем ты это сделал?» — «Да я не брал их». На следующий день Гранат купил и засунул в дырочки на тапочках два маленьких детских мячика, которые обычно в детские кроксы засовывают. Специально, чтобы теперь все знали, чьи они. Паршивлюк потом приходит: «Не пойму, что это за тапочки?»
Еще в месте, где мы снимаем одежду, висит плакат с Якином. Мурат показывает рукой на поле. Так Гранат на место головы Якина приделал голову Макеева и написал, что это 2035 год.
— На тренировках в «Спартаке» случаются стычки, когда кто-то жестко вкатывается?
— Конечно. Это нормальный процесс, мы ведь мужчины, эмоциональные. Помню случай, как один темнокожий другого негром назвал и они начали беситься. Все разнимали и смеялись.
ЧТО ТРЕНЕРЫ ГОВОРЯТ НА ТЕОРИИ
— В последнее время говорят, что «Спартак» тяжело бежит, а Саматов плохо готовит команду в плане «физики».
— Много разговоров каждый год, про те же травмы часто слышу. Я думал на эту тему и пришел к выводу, что дело в голове. Например, с «Краснодаром» отлично двигались, а в конце подсели, потому что вели 3:1 и решили этот счет оборонять.
— Кто из тренеров гонял больше всего?
— У Саматова беговая работа, которую летом делали полевые игроки, была одной из самых тяжелых, что я видел. У Якина такой беговой нагрузки не было. При Карпине все зависело от тренера по физподготовке. Когда я только пришел, много бегали, потом практически перестали.
— Правда, что на зимних сборах перед последним увольнением Карпин совсем не гонял команду, потому что хотел, чтобы игроки вошли в весну свежими и всех перебегали? В итоге проиграли даже «Тосно».
— Да, был такой лайтовый режим. Карпин действительно хотел пройти на свежести последние 11 туров, и это было логично. Но он не из воздуха взял эту мысль, а конкретно готовился. Но не получилось.
— Кто больше всех держал на теории?
— После плохих матчей Карпин делал разнос, долго крутил видео. Якин никогда особо не держал, но после поражения от «Терека» сказал: «Смотрите». В итоге больше двух часов сидели. У каждого тренера случаются подобные дни.
— Разборы от Слуцкого нравятся?
— Да, даже я, вратарь, сидя на теории, понимаю, что тренер хочет от полевых игроков. Кстати, во время индивидуальной беседы Леонид Викторович спрашивал, доходчиво ли он объясняет. Плюс рассказал, как видит мою роль в команде, мы обменялись мнениями. Мне понравился разговор, я понял, что хочет тренер.
— На первый сбор Слуцкий позвал патофизиолога, который составлял психологические портреты игроков. С вами общался?
— Конечно. У меня получился нормальный портрет. И патофизиолог, и я остались довольны.
— Матч с Хорватией, в котором вы дебютировали за сборную, как-то разбирали?
— Обычно если проходят две игры, то разбираем первую, а вторую оставляем на следующий сбор. То есть о Хорватии будем говорить в марте.
КАК БРАТЬ ПЕНАЛЬТИ
— Многие критикуют Слуцкого и Аленичева, когда они выпускают пятого защитника в концовке. Объясняют, что это ломает всю систему игры в обороне.
— Ребята говорят, что у них никаких проблем нет, когда выходит пятый защитник. Я тоже не вижу. Аленичев выпускал его в первой игре с «Рубином», в матче с «Ростовом». И тогда это приносило результат. Только почему-то эти моменты никто не помнит, зато вспоминают, как мы пропускали.
— Недавно Халк забил вам со штрафного. Почти такой же гол был осенью 2013-го. В чем проблема?
— Сейчас уже я понял, что именно в обоих случаях сделал неправильно. Многие говорят о том, что я неправильно выбираю позицию, на самом деле суть в другом. В неправильной постановке стенки. Я не должен так открывать угол, потому что подобный удар отбить нереально. Надо нормально ставить стенку и не давать Халку туда бить.
— Если удар со штрафного нельзя отбить, то как вы берете пенальти?
— По-разному. Когда взял удар Халка на «Локомотиве», стоял до последнего, потом решил прыгнуть в левый угол, и мяч в руку попал. Но это происходит интуитивно. Иногда заранее падаешь, иногда остаешься на месте. В основном, конечно, заранее.
— По удару можно среагировать?
— Зависит от человека — у кого какая реакция. Я считаю, что практически нереально. Конечно, может быть слабый удар или останешься, и мяч в тебя прилетит. Но вообще дождаться очень тяжело. Надо гадать, только делать это вовремя.
— К какому игроку готовитесь больше всего?
— Самым тяжелым и непредсказуемым всегда был Кержаков. Халк? У него сумасшедшая левая нога, с которой он может пробить с любой дистанции. Вроде все ясно, с другой стороны, сложно.
— В Питере он и с правой ударил.
— Было такое, Песьяков тогда стоял. Все держали левую ногу, а он как дал с другой. Халк сейчас вообще сильнейший игрок нашего чемпионата.
— Кого бы еще включили в тройку по итогам года?
— Промеса поставлю на второе место, Шатова — на третье.
— В России есть неприятные футболисты, которые бьют исподтишка?
— Конечно. И вратари такие бывают — на ноги наступают. Ветераны рассказывали, что раньше за интимные места могли крутануть. Сейчас все вроде бы друг друга уважают, но мелкие пакости остаются.
СКОЛЬКО ИГРОКИ ТРАТЯТ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
— На днях вы опубликовали фото с волейболистом Спиридоновым. Общаетесь?
— Да, но в основном по СМС. Он живет в Одинцове, играет в Казани, и график сумасшедший. Дома почти не бывает, отпусков практически нет. Алексей — интересный человек. Он создал себе образ рубахи-парня, но на самом деле очень умный. Не раздолбай, как может показаться.
— Сейчас среди футболистов популярен бокс.
— Могу посмотреть большие бои, как Кличко, Лебедев или Поветкин дерутся. Но себе и своим детям не советовал бы. Жалко людей, особенно когда у Лебедева груша на голове выросла. Думаешь: «Такое вообще бывает?» В общем, это опасно для жизни.
— В театр часто ходите?
— За этот год сходил раз десять. Любим с женой это дело. Последний раз нас Назаров пригласил на «Мастера и Маргариту». Не ожидал, что понравится. Думал, скучно, особенно когда узнал, что четыре часа будет идти. Но постановка была сделана под современность, и время прошло довольно быстро.
— Кто из футболистов такие же театралы?
— Комбаровы. С Диканем, когда он жил в Москве, часто ходили. Слуцкий рекомендовал мне спектакли, мол, обязательно нужно посмотреть. Добронравова, например.
— На сборах что делаете в свободное время?
— Смотрю сериалы, они все-таки больше по времени, чем фильмы. И читаю книги. Сейчас прочитал книгу Ильи Казакова, добиваю Фергюсона. Недавно про Распутина читал, про Романовых. Собираюсь про Сталина. Вообще нравится тема с революцией и российской историей. На днях Вадик Евсеев на презентации подарил свою биографию. Плюс лежит книга Андре Агасси, но ее оставлю для сборов.
— Вы занимаетесь благотворительностью. Помогаете конкретным людям или фондам?
— Не хотелось бы об этом говорить, потому что болельщики думают, что никто никому не помогает. Иногда сделаешь репост о помощи, в комментариях начинают возмущаться, мол, сам помоги. Но я знаю, что многие футболисты поддерживают детские дома, конкретных людей, просто не афишируют. Я помогаю в том числе и тренерам из своей детской школы, но не считаю это чем-то особенным. Так и должно быть.
Вообще общаюсь на эту тему с ребятами из команды. Многие отдают на благотворительность немалые деньги — и русские, и иностранцы. Просто думаю, что об этом не нужно говорить. А то человек узнает, что ты потратил условный рубль, и скажет: «А почему не два и не три?» То есть начинаются спекуляции.
— Бизнесом занимаетесь?
— У супруги с ее подругой есть своя дизайн-студия. Плюс мне предлагают куда-то вложиться, но отношусь осторожно, потому что этим нужно заниматься, а у меня времени нет.
— До этого у жены был магазин одежды.
— Да, и это было тяжело. Все-таки сезонный бизнес. А дизайн-студия работает по конкретным заказам. С первого месяца вышла в плюс. Конечно, там не такие огромные деньги крутятся, но дело не в них. Я сказал жене, что сейчас нет задачи заработать много. Просто, пока играю, есть возможность поставить это на такие рельсы, чтобы потом бизнес давал какой-то доход, потому что футбол рано или поздно закончится. В этом направлении движемся.
— У Комбаровых дела с рестораном не пошли?
— Проблемы с арендой. Она была в евро. Когда валюта стала стоить не 40-50, а 80, естественно, они сказали, что их это не устраивает.
КОГДА СМЕЕТСЯ КАРИОКА
— Лю Хуншен как-то рассказывал, что полезно пить мочу беременных и есть детский кал. Команде такое не советует?
— Лю дает разные советы, но слишком далеко не заходил. Хотя он просто так не скажет. Он ведь многие вещи вылечивал, которые никто не мог вылечить.
— Когда получили травму плеча, он с ней разбирался? Шарапова после его процедур до сих пор играет.
— Лечил не он, но работал над плечом на сборах. У меня долго оставался болевой синдром. И я считаю, что именно после его процедур этот синдром исчез. Вообще многие люди прошли через его руки. Понятно, что от всех болезней Лю не избавит, но его система реально помогает.
— В команде обсуждают, что Кариока вошел в символическую сборную чемпионата Бразилии?
— Это объявили после того, как мы ушли в отпуск. Думаю, после обсудим.
— Он действительно крутой футболист?
— Да, хороший. Может, внешность специфическая, не улыбается. Говорили, что мяч передерживает, зато его отобрать было почти нереально. Не зря же его хотят вызвать в сборную. Кстати, на тренировках Рафаэль все время улыбался и вообще был ржачным парнем с отличным чувством юмора.
— Эберт жил в Москве с другом. Не замечали за ним странностей?
— Поначалу подшучивали. Особенно когда узнали, что сам готовит. Потом он сказал, что у него есть девушка. Так что ни в чем особенном Патрик замечен не был. Тем более что потом мы увидели, как он общался с подругой. Кстати, она была русской, из Кисловодска. Он встречался с ней 2-3 года. По-моему, даже к ней в город приезжал.
— Когда Де Зеув пришел в «Спартак», чем-то выделялся? Все-таки вице-чемпион мира.
— Ничем особенным, обычный футболист. Хотя я не скажу, что в последние годы меня кто-то впечатлил. Когда Промес приехал, тоже казался обычным. Только потом стало понятно, какой он классный.
— Знаете, что Деми сейчас занимается пошивом одежды?
— Многие ребята у него покупают, и я в том числе. Иногда просим Квинси, чтобы он привез что-то от Деми из Голландии. Де Зеув молодец, его бизнес идет очень хорошо.
— Говорили, что Маркос Отеро ушел из команды из-за конфликта с игроками.
— Это опять чьи-то догадки. Возможно, у них что-то в тренерском штабе произошло. Потому что с командой у него были нормальные отношения. Часто он мог разрядить обстановку какой-то шуткой. Или мячом пофинтить. Несмотря на то что выглядел, как колобок, у него это неплохо получалось.
— Над тренером по физподготовке Гюленом часто шутили? Он человек серьезный, работал телохранителем.
— Дзюба постоянно пытался его заломать. Еще они с Макеевым бегали вокруг него, как будто с автоматами.
— Дзюба когда-нибудь бывает грустным?
— Нет, он вообще никогда не замолкает. Постоянно садится в центре стола, что-то рассказывает, и все смеются. Особенно при Капелло такое случалось, когда был один стол.
— Фабио это не особо любил?
— Ему больше нравилось, когда все молчали. Сейчас Слуцкий, наоборот, приветствует шутки и общение, поэтому Артем стал шутить еще больше, чем раньше.
В этом вся суть сегодняшнего Спартака: продлят контракт с Широковым или не продлят, уволят Аленичева или не уволят, в конце концов, забьёт Зе Луиш или опять промажет)
Смысл брать такое эпические интервью каждый год? Или несколько раз в год?