«Мне очень хотелось влепить ему пощечину». Почему не сложилась карьера нового Зидана
Роман Мун – о Йоанне Гуркюффе, который должен был стать лучшим плеймейкером Европы.
Как сказал президент «Лиона», такие трансферы проворачиваются раз в жизни. Его клуб только что заплатил 22 миллиона евро за плеймейкера «Бордо» Йоанна Гуркюффа. По меркам лиги 1 это был рекорд: еще никогда два французских клуба не оформляли такой дорогой трансфер. В «Лионе», кстати, рассматривали бразильские альтернативы Гуркюффу. Первым был атакующий полузащитник «Сантоса» Гансо. Вторым был его одноклубник Неймар.
Понятно, почему «Лион» тогда предпочел Гуркюффа. Все думали, что Гуркюфф – это новый Зидан. Все думали, что Гуркюфф – беспроигрышный вариант. Самый богатый клуб Франции конца 2000-х нуждался в беспроигрышных вариантах, потому что чувствовал, что теряет хватку. С 2002-го по 2008-й «Лион» выиграл семь титулов подряд. После этого чемпионом стал сначала «Бордо», а потом «Марсель». Летом 2009-го «Лион» потратил почти 70 миллионов евро на Лисандро Лопеса, Бафетимби Гомиса и других. Летом 2010-го подъехал еще и Гуркюфф.
Пятилетний контракт Йоанна в «Лионе» с месячной зарплатой от 366 до 500 тысяч евро (в разных источниках разная информация) истек этим летом. Он перешел по свободному трансферу в «Ренн». Как признает президент «Лиона», трансфер всей его жизни оказался провалом.
Что пошло не так?
Первая и самая очевидная причина – травмы. За пять лет Гуркюфф сыграл примерно в половине матчей «Лиона». Однажды он получил травму, гуляя с собакой. Юрген Клопп недавно сказал про Дэниэла Старриджа, что тому нужно научиться различать серьезную боль и просто боль. Что-то подобное в «Лионе» требовали от Гуркюффа: в какой-то момент в французских медиа стали писать, что футболист слишком чувствителен к несерьезным повреждениям, а тренеры недовольны его отношением к травмам. В последней игре за «Лион» Гуркюфф просто ушел с поля, чего явно не ждал тренер Убер Фурнье, после матча сказавший: «Если он ушел с поля, значит, у него травма. Я надеюсь, что у него травма».
Во-вторых, Гуркюфф устарел. В лучшие годы он был классической десяткой в стиле Зидана и Рикельме: отличный дальний удар и последний пас, мало толку в защите. Кто-то из врачей Гуркюффа сказал про него: «Если Йоанн будет играть за большой клуб вместе с другими хорошо обращающимися с мячом игроками, без необходимости прессинговать и отрабатывать, он может найти себя». Большие клубы начали отказываться от таких игроков еще в середине нулевых. Не имея оборонительных качеств, желания прессинговать, особой мобильности и навыков игры в глубине поля, новый Зидан отстал от времени.
В-третьих, Гуркюфф, кажется, просто не готов был к тому, чтобы стать суперзвездой. Попав в начале карьеры в «Милан», он стал там чужим: Карло Анчелотти в автобиографии назвал игрока эгоцентричным, Паоло Мальдини обвинял Йоанна в том, что он не делает ничего, чтобы адаптироваться в команде. В «Лионе», как сказал капитан команды Максим Гоналон, Гуркюфф всех раздражал тем, что не хотел играть, если не чувствовал себя готовым на 100%.
В сборной Франции Гуркюфф оказался в одной команде с Рибери, Бензема и Насри. Разумеется, кончилось все очень плохо. Есть много историй о том, как партнеры по сборной издевались над Гуркюффом за чувствительность и то, что он родился в богатой семье. Говорят, Рибери забрасывал его гомофобскими оскорблениями. Говорят, Анелька специально не давал ему передачи. Когда футболисты попросили Доменека заменить Гуркюффа в основе на Абу Диаби, Йоанн узнал об этом и решил попросить поддержки у Эвра, Рибери и Анри. Вместо этого лидеры сборной снова обратились к Доменеку: теперь, чтобы он выкинул Гуркюффа за плаксивый характер. На чемпионате мира в ЮАР от Гуркюффа ждали, что он заменит Зидана. Он не справился с давлением и психанул в последнем матче против ЮАР, получив красную карточку. Франция не вышла из группы, а тренер Раймон Доменек разнес Гуркюффа в своей книге: «Очень хотелось влепить ему пощечину. Строит из себя маленького невинного мальчика, несчастного малыша, которому все желают зла».
Играя за «Лион», Гуркюфф однажды сказал, что на поле он стесняется и боится. Французский журналист Джулиан Лоран в профайле Гуркюффа для ESPN написал: чтобы его не узнавали на улице, Йоанн даже в апреле выходил на улицу в огромной шапке и замотанный в толстый шарф. Еще Лоран вспоминает, что в микст-зоне, общаясь с журналистами, Гуркюфф всегда смотрел в пол и никогда не смотрел никому в глаза, но при этом интереснее всех анализировал игру. «Гуркюфф без конца думает об игре, обвиняет себя в неточных передачах и неправильных решениях», – говорит про него Лоран. Страшно даже представить, на что Гуркюфф был способен, если добрался с таким характером до статуса нового Зидана, медали чемпиона Франции и поездки на ЧМ-2010.
«Йоанн не такой, как все. У него особые интеллектуальные интересы. В футболе таких не любят», – говорит про него его отец Кристиан Гуркюфф, тренер сборной Алжира. Йоанну, конечно, стоило бы родиться пораньше. Двадцать лет назад ему было бы гораздо проще стать лучшим футболистом мира. Он мог бы не убиваться в обороне – тогда от «десяток» такого не требовалось. Ему было бы проще скрываться от людей – тогда не было интернета и 24-часового новостного цикла.
Понятно, почему лучше всего ему было в «Бордо». Там он был главным, от клуба не требовали трофеев, Лоран Блан выстроил вокруг него всю атакующую игру, а Фернандо и Алу Диарра освободили его от обороны. Может, хорошо, что он перешел не в «Атлетико» или «Арсенал», куда медиа отправляли его годами, а в «Ренн», где он снова будет абсолютно свободен.
Только надо дождаться, когда он залечит травму. Что-то не так с костями в ступне.
«Сложность с моей травмой в том, что она довольно редкая, – объясняет Гуркюфф. – Точной даты восстановления в общем-то нет».
Фото: Gettyimages.ru/Michael Steele, Dominic Barnardt