5 мин.

Андрей Зарубьян: «Стадион ПФК ЦСКА будет «безналичным»

О стадионе, спонсорах ПФК ЦСКА и о многом другом, мы сегодня побеседовали с коммерческим директором армейского клуба Андреем Зарубьяном.

— У вас довольно широкая зона ответственности.

— Сфера моей работы — вся коммерческая деятельность клуба. Точнее, доходная ее часть. Это спонсорство, рекламная деятельность, билетная программа, мерчендайзинг. С недавнего времени добавилась еще и коммерческая составляющая будущего клубного стадиона. Она включает в себя аренду лож, офисных площадей, другие сопутствующие сервисы. Кроме того, я занимаюсь всеми организационными вопросами, которые касаются международных матчей с участием ПФК ЦСКА.

— Несколько вопросов по стадиону. Прежде всего, разумеется, поклонников команды интересует, когда она сможет на нем сыграть.

— Задача была поставлена следующим образом: открыть стадион будущей весной. Ее никто не снимал.

— На официальном сайте ПФК ЦСКА можно посмотреть 3D-панорамы коммерческих лож нового стадиона. А как идет продажа абонементов?

— Как это традиционно бывает в Москве, основной спрос у нас на самые дорогие ложи. Более того, ряд лож уже продан. Точнее, зарезервирован, и в ближайшее время мы будем оформлять это соответствующими контрактами. Если говорить о сроках, скорее всего, поначалу будем продавать полностью на календарный год. Чтобы люди увидели, насколько это удобно. Ложа будет в распоряжении арендатора 365 дней в году, 24 часа в сутки. Сегодня у нас есть ряд арендаторов, пожелавших сделать внутри ложи собственный дизайн. Если не ошибаюсь, это предусмотрено для контрактов на срок от трех лет. Кто-то хочет оборудовать офис, где можно проводить встречи и переговоры. Также начинаем процесс реализации офисных площадей. Мне кажется, это очень привлекательно, особенно для компаний, где работают наши болельщики. Надеюсь, представители крупного и малого бизнеса обратят внимание на такую возможность. Добавлю, что оператором питания на стадионе ПФК ЦСКА выступит Maison Dellos, очень известная компания в ресторанном бизнесе. Чтобы получить представление об уровне ее сервиса, достаточно упомянуть такие столичные рестораны, как «Турандот» и «Пушкин», принадлежащие к сети этой компании.

— Насколько я знаю, стадион планируется сделать безналичным. Можно об этом подробнее?

— Действительно, внутри стадиона наличные деньги к оплате приниматься не будут. Сейчас мы как раз окончательно утверждаем концепцию расчетов. Беспокоиться не о чем: ни о каком неудобстве для наших болельщиков не будет и речи. Вместе с партнером клуба «Новикомбанком» мы предложим три варианта. Первый: классическая банковская карта с логотипом клуба. Ей можно расплачиваться и на стадионе, и в любой точке за его пределами. Второй: карта болельщика для расчетов на стадионе. И, наконец, третий: предоплаченная карта для тех, кто ходит на матчи нерегулярно. Такие карты можно будет прибрести на стадионе в специальных аппаратах. Проще говоря, купил подобную карту за условные 500 рублей, перекусил на стадионе и рассчитался. Кстати, как раз сегодня мы запустили в социальных сетях конкурс по банковской карте с логотипом клуба. Любой желающий может предложить свой дизайн.

— Хочется спросить вот о чем. Многие европейские клубы зарабатывают серьезные деньги на продаже футболок и атрибутики. В России, увы, от этого пока далеки. Почему, на ваш взгляд?

— Здесь ряд возможных причин. В докризисный период цены на оригинальную клубную были сопоставимы с европейскими. Кроме того, в России, к сожалению, пока не так развита сама культура боления в атрибутике любимой команды. В Англии, Испании, Германии добрая половина болельщиков приходит на стадион в фирменных клубных футболках. В той же Турции показатель доходов от продажи атрибутики у клубов просто колоссальный. Возможно, некоторые российские болельщики немного опасаются посещать матчи в футболках своей команды, дабы избежать конфликтных ситуаций на подступах к стадиону. В Европе не так — там люди не просто не стесняются покупать клубные майки, а делают это из года в год. Этот момент очень важен для клуба, поскольку от количества проданных футболок напрямую зависит доходная составляющая. Иными словами, чем выше показатели продаж, тем мы больше становимся инвестиционно привлекательными для производителя спортивной экипировки. Так что, уважаемые болельщики, покупайте клубные футболки, тем более они у нас очень красивые.

— У ПФК ЦСКА сейчас два официальных магазина. В ближайшем будущем планируется развивать это направление?

— Вы правы, сейчас работают магазины на Земляном Валу и в торговом центре «Старт». Развитие планируется за счет нового магазина на будущем стадионе. ЦСКА один из немногих клубов, кто сегодня не инвестирует собственные средства в развитие мерчандайзинга. Уже несколько лет этим занимаются наши партнеры, которые отчисляют в клуб определенные суммы. Отметим, что после открытия нового магазина на стадионе финансовая схема немного изменится. Здесь мы уже будем получать определенный процент от товарооборота, и эта сумма, по нашим оценкам, будет превосходить ту, что клуб сейчас получает от двух точек.

— После открытия стадиона магазин в торговом центре «Старт» прекратит существование?

— Пока этот вопрос не решен. Действительно, у клуба появится большой красивый магазин на стадионе, такого у нас еще не было. Нужно будет определиться, целесообразно ли оставлять торговую точку всего в десяти минутах от него. Магазин на Земляном Валу, безусловно, продолжит работу. Он хоть и небольшой, но очень симпатичный. Продукция, которая там представлена, способна полностью удовлетворить пожелания болельщиков.

— Теперь о том, каким образом строится работа по привлечению спонсоров в клуб. Почему одни партнеры остаются надолго, а другие уходят?

— Классический рецепт известен, а свои личные методы ни один коммерческий директор никогда не раскроет. По большому счету, института привлечения спонсоров как такового не существует. Как я уже говорил, в данном направлении работают все сотрудники коммерческого блока. Существует аналитика по появлению на нашем рынке новых компаний, по нахождению на нем старых, по тому, кто был когда-либо задействован в спорте в целом и в футболе в частности, и так далее.

— Как бы вы оценили нынешнюю ситуацию на этом рынке?

— Если до кризиса мы шли по нарастающей в плане спонсорства, то в конце прошлого чемпионата и в начале нынешнего дело немного застопорились. Разумеется, по понятным причинам. Основной пул удалось сохранить, и мы благодарны за это нашим партнерам. Нам приятно, что ни один из спонсоров никогда не был разочарован сотрудничеством с ПФК ЦСКА.

— Планируются какие-либо изменения в 2016 году?

— Все текущие спонсоры клуба изъявили желание сохранить партнерские отношения и в будущем году. Не исключено, и я на это очень надеюсь, что к ним добавится еще один партнер.

Источник